Папки-передвижки

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творчества и фантазии детей

Наталья Величко
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творчества и фантазии детей

Всем известно, что рисование одно из самых больших удовольствий для детей. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным. Появляется страх перед рисованием.

Публикация «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творчества и фантазии детей» размещена в разделах

Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. Это направление в развитии детей мне очень близко, так как я сама люблю и умею рисовать, и моя жизнь тесно связана с художественным творчеством.

Мне удалось найти то, что нужно-это обучение детей рисованию в нетрадиционных техниках.

Актуальность данной темы заключается в том, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом и выполняют терапевтическую функцию, отвлекает детей от грустных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение, обеспечивает положительно-эмоциональное состояние, способствуя активизации творческого воображения дошкольников.

Цель моей работы заключается в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, сочетая различный материал и технику изображения.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Изучив современную классификацию методов обучения, я определила для себя следующие методы:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побуждать его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами являются:

- игра, которая является ведущим видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

- художественное слово;

- музыкальное сопровождение.

Формы работы с детьми:

- подгрупповые занятия,

- индивидуальная деятельность,

- общая организационная деятельность,

- свободная.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

• от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

• от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

• от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

• от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

• от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

• от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Свою работу с детьми я строю, используя следующие принципы :

Системности – проводить занятия в системе в течении всего учебного процесса

Последовательности – знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации. Усложнения к изображению происходят на основе уточнений представлений об окружающем.

Доступность – материал излагается в игровой форме.

Индивидуального подхода – основан на внимательном изучении причин отставания каждого ребенка при овладении изобразительными умениями.

Если ребенок бросает работу или начинает портить ее, я стараюсь вовремя заметить его затруднения, помогаю ему, напоминая последовательность выполнения рисунка.

Повторности – умения, приобретаемые в одной группе, постепенно усложняются и в плане качества изображения, и в плане выразительности образов. Этот принцип осуществляю между предметными и сюжетными темами.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны и их достаточно много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение. И каждая из них – маленькая игра.

Использовать нетрадиционные техники начинаю с детьми младшего возраста. При этом использую метод сотворчества - т. е. совместную работу педагога и ребенка. Показываю приемы рисования, ребенок повторяет, приобретает навык, а затем умение, от простого к сложному.

С детьми старшего возраста стараюсь отходить от механического копирования и предложенных шаблонов, т. е. поощряю раскрепощённость ребенка. Приветствую в композициях свое сокровенное, индивидуальное, направляю детей на свободное творчество, самостоятельность. Дети старшего возраста уже имеют навыки в использовании нетрадиционных техник, создают более сложные композиции, сочетая различные методы и применяя в работе различные инструментарии.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

• рисование пальчиками;

• тычки;

• рисование ладошками;

• тампонирование.

Постепенно вводится: трафарет, рисование по сырой бумаге, техника рваной бумаги.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :

• Тычок жесткой полусухой кистью;

• тампонирование, трафарет;

• восковые мелки + акварель

• рисунки ладошкой;

• рисование тычками разной величины и формы;

• ниткография (цветные ниточки)

• рисование по мятой бумаге, сырой бумаге;

техника рваной бумаги.

• Постепенно вводятся следующие техники : рисование воском (свечой, барельеф, коллаж, монотипия (зеркальный отпечаток,рисование углём и сангиной.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :

рисование воском (свечой)

• коллаж;

• рисование мятой бумагой, сырой бумаге;

• кляксография;

• монотипия пейзажная, предметная;

• печать по трафарету;

• барельеф;

• ниткография;

• пластилинография;

• печатка (штампики);

• печать от руки;

• отпечатки листьев;

Постепенно вводятся: набрызг, граттаж, тестопластика,

Для успешного развития изобразительной деятельности создала эстетическую развивающую среду, постепенно включаю в этот процесс ребят.

Приобретаем изобразительные материалы, собираем «бросовый» материал, обогащаем наглядными пособиями, такая работа позволяет решить задачи дифференцированного и индивидуального подхода.

Взаимодействие с родителями

Я уверена, что успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями. Я стараюсь каждый успех своего воспитанника в творчестве и в личностном плане довести до сведения родителей, чтобы поддерживали творческие проявления детей. Я привлекаю родителей к своей работе, организовываю выставки творческих работ «Дети и родители». Провожу беседы по данной теме, консультации, показываю работу детей на открытых занятиях для родителей.

Результат работы.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.

Мы размещаем работы воспитанников на нашей выставке и каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Положительным результатом в своей работе считаю участие и победы детей в конкурсах, выставках различного уровня. Особенно приятно, что покинув детский сад ребята продолжают своё творчество в учреждениях дополнительного образования и в школьных творческих кружках.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детейИспользование нетрадиционных техник рисования для развития изобразительных способностей детей Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению,.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой»Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой» Цель: Вызвать творческий интерес у детей к рисованию нетрадиционной техникой рисования- пальчиковая живопись. Задачи: 1. Продолжать знакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Осенний пейзаж» с применением нетрадиционных техник рисованияКонспект занятия по изобразительной деятельности «Осенний пейзаж» с применением нетрадиционных техник рисования Конспект занятия по изобразительной деятельности "Осенний пейзаж" с применением нетрадиционных техник рисования - отпечаток листьями и рисование.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник «На день рождения к Мышонку» Программные задачи: 1. Образовательные: 1.1. Научить создавать образ животных и птиц в аппликации, путем использования нетрадиционных техник.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник «Я слеплю снеговика»Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник «Я слеплю снеговика» Цель: продолжить знакомство детей с нетрадиционными техниками художественно-изобразительной деятельности: обрывание и скатывание салфетки.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельностиОтчёт о проделанной работе кружка «Цветик — Семицветик» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих способностей, воображения и фантазии у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник.

Отчёт о проделанной работе кружка «Цветные ладошки» с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Отчёт о проделанной работе кружка «Цветные ладошки» Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности Цель: развитие творческих.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творчества и фантазии детей
Опубликовано: 22 августа 2023 в 09:18
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД