Наталья Григорьевна Жукова
Из опыта работы ДОУ. «Подведение итогов выполнения «Дорожной карты» внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество открытий. Детство – это самая счастливая и самая лучшая пора. Сегодня система дошкольного образования переживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, внедрение требований ФГОС ДО, соблюдение профессионального стандарта педагогаВсё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и в результате ребенок, является центром и целью всего этого многомерного процесса.
Публикация «Из опыта работы ДОУ, „Подведение итогов выполнения „Дорожной карты“ внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
С октября 2013г. все ДОУ, включая коллектив МБДОУ д/с№32 приступил к введению и реализации ФГОС ДО была разработана «Дорожная карта», которая включила в себя ряд мероприятий, которые способствуют стать ДОУ не только современным, но и конкурентоспособным.
В настоящее время Система дошкольного образования Тимашевского муниципального района переживает динамичный этап развития. Новое качество обучения и воспитания в образовательной системе района обеспечивается модернизацией материально-технической базы, обновлением содержания и технологий образования, переподготовкой педагогических кадров, оптимизацией и эффективным использованием имеющихся ресурсов, развитием конкурентной среды предоставления образовательных услуг.
Безусловно, важнейшим элементом успешного внедрения ФГОС ДО является подготовка и переподготовка кадров. Все заведующие ДОУ и многие старшие воспитатели прошли профессиональную переподготовку по программе «Государственное и муниципальное управление». Прошли курсы и помощники воспитателей 100%.
Поставленная цель УО Тимашевского района повысить квалификацию всех педагогов ДОУ по вопросам внедрения стандарта дошкольного образования выполнена на 100%. Но все же, стоит важная задача во многих ДОУ – обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании. Для этого опытными педагогами ДОУ создаются условия для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечить его необходимыми знаниями, умениями, навыками, формировать авторитет педагога, уважение, интереса к нему у детей и их родителей, оказать всемерную поддержку со стороны коллег и тактичности в оценки его педагогической деятельности. Для этого создаются в ДОУ «Школа молодого педагога».
Важным при внедрении ФГОС является передача опыта работы. Полученные знания наши педагоги передают коллегам на мастер-классах для воспитателей и семинарах для старших воспитателей, проводятся методические объединения для педагогов всех направленностей, только на базе нашего ДОУ в 2015-2016 уч. году проведены два РМО. 06.11.2015г. на для музыкальных руководителей дошкольных учреждений по теме: «Развитие творческих способностей, используя театрализованную деятельность». 10.03. 2016года для воспитателей по теме: «Современные формы работы дошкольной образовательной организации по сохранению и укреплению здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО», где были представлены опыты работы педагогов всего района. Все это является свидетельством того, что педагоги ДОО активизировали методическую деятельность, с удовольствием транслируют свой опыт работы среди дошкольных организаций района. Педагоги-дошкольники показывают высокие результаты в различных конкурсах как самостоятельно, так и с детьми. Педагоги нашего ДОУ стали победителями многих интернет –конкурсов, победителями муниципального этапа в конкурсе проектов по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим», конкурс «Мой лучший урок», участниками «Спорт –альтернатива пагубным привычкам», «Воспитатель года 2016» и многие другие. Процент участия педагогов в районных и других мероприятиях составляет 57%, что на 12% больше прошлого года. Педагоги публикуют статьи в газету о жизни детского сада, своих воспитанниках в районных и краевых газетах.
Выполнено и важное требование работы по ФГОС – наличие персонального сайта учреждения, где можно подробно узнать о работе детского сада.
Детские сады в условиях модернизации системы образования стремятся творчески осмыслить все новое и пробовать внедрять это на практике. Реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного образования (для групп общеобразовательной направленности, включающие региональный компонент интересующие их направления и адаптированные основные образовательные программы (для групп компенсирующей направленности)
Все учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, включая детей-инвалидов. Проблема решается за счет рационального использования внутренних площадей ДОУ; развития вариативных организационных форм дошкольного образования, таких как группы кратковременного пребывания, за счет открытия дополнительных дошкольных групп при основных образовательных учреждениях, открытие групп семейного воспитания, строительства новых детских садов в ст. Роговской и ст. Медведовской.
Образовательной политикой нашего ДОУ является создание педагога – профессионала, который способен найти новые пути и средства достижения целей, а также - обеспечить качество образования. На сегодняшний день, 70% педагогов имеют высшее образование, имеют первую и высшую квалификационную категорию. В этом учебном году 3 педагога претендуют на получение первой категории.
Поскольку организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, образовательное пространство всех ДОУ оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Огромное внимание уделяется внедрению новых здоровьесберегающих технологий педагоги используют в практической работе сказкотерапию, благоприятно воздействующую на психическое здоровье, пальчиковые, дыхательные, корригирующие, игровые оздоровительная гимнастики в утренные и вечерние часы, гимнастика для глаз, подвижные и спортивные игры; точечный самомассаж; «Су –Джок терапию, динамические паузы и многие другие в совместной деятельности педагога и детей. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.
Предметно-развивающая среда в детских садах района, в том числе и в нашем детском саду № 32, где пребывают дети с отклонениями в развитии речи, а также 2 ребенка –инвалида, оборудована с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, включая организацию доступной среды для маломобильных граждан. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению, и способствуют всестороннему развитию, обеспечивают их психическое и эмоциональное благополучие.
Практически во все ДОУ приобретены многофункциональные стеллажи, яркие столы и стулья, детская современная мебель, что обеспечивают комфортность, удобство и безопасность игровых и спальных комнат.
Воспитатели детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Современное оборудование, компьютеризированные и технически оснащённые рабочие места воспитателей, бассейн, зимний сад, комната психологического отдыха, релаксации - все это уже для многих садов района стало реальностью. Но самое главное, что в каждом садике педагоги стремятся создать атмосферу счастья, радости, любви и комфортности.
Материально-техническая база пока еще не совсем соответствует всем требования ФГОС, но ведется постоянная работа по его оснащению и улучшению.
В последние годы стало все больше появляться детских дошкольных учреждений с разными приоритетными направлениями, и это дает возможность родителям выбирать детский сад не только по территориальному признаку, но и по другим критериям.
В нашем детском саду приоритетными направлениями является работа по природоохранной культуре. Для этого созданы в группах экспериментальные уголки с современным оборудованием для исследовательской и экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
На территории ДОУ созданы следующие объекты:
- создана экологическая тропа с разнообразными природными объектами, такими как цветники, луг, муравейник, мир пернатых друзей, водоем, ведется картотека по всем объектам, с подробным описанием всех представителей экологической тропы.
- разбит огород с овощными культурами, где дети начиная со среднего возраста учатся не только ухаживать за землей и растениями, но учатся обеспечить себя качественными продуктами питания.
- разбит фитоогород с лекарственными растениями и травами, некоторые из них занесены в Красную книгу Краснодарского края, ведется картотека всех растений, для обширного представления знаний для детей.
- создается метеостанция с современным занимательным оборудованием для исследовательской и экспериментальной деятельности по изучению природных и погодных условий на человека, животный и растительный мир нашей местности. Большинство оборудования сделано руками педагогов и родителей, которые являются активными участниками педагогического процесса в целом.
Большое внимание в ДОУ уделяется духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят: ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, знать и ценить традиции Кубани, России в целом. Углубленно в этом направлении работают 8 ДОУ. В группах всех ДОУ созданы патриотические уголки, оснащение которых ведется с учетом возрастных особенностей. Проводятся традиционные праздники Кубани и РФ, а так же православные праздники, такие как Рождество, Святки, Пасха, Яблочный Спас и другие.
В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными. В процессе введения ФГОС перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьями. Задачи, представленные в Стандарте предполагают, что ДОО должны выступать инстанцией развития не только воспитанников, но и их родителей. Это предполагает отказ от формальных подходов к данному направлению работы, поэтому педагоги осваивают новые методы взаимодействия, связанные с построением партнерских взаимоотношений с родителями. На ряду с современными формами работы эффективно применяем совместные мероприятия, мастер-классы по ознакомлению родителей с новыми формами и методами воспитания и развития детей, педагогические проекты и акции по разным направлениям (экологические, православные, математические и т. д.) с участием родителей, такие как «Спорт –альтернатива пагубным привычкам», «Кардиодесант», «За Веру, Кубань и Отечество», «Дети России – за Мир», «Посылка солдату», «Помощь Ветеранам», «Поможем природе» и многие другие.
Мы привлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.
Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования. Заключены договора между ДОУ и СОШ, разработан план, в котором запланированы мероприятия обеспечивающие переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что современный детский сад для детей должен быть домом радости, а для родителей надежным помощником в воспитании и развитии детей. Вся обстановка и все ситуации педагогического общения должны быть направлены на адаптацию и социализацию ребёнка. Необходимо усилить духовно – нравственное воспитание. Не забывать о развивающем взаимодействии с детьми и сотрудничестве с родителями и социумом.
Вся деятельность системы дошкольного образования должна обеспечить каждому дошкольнику тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе на последующих ступенях обучения.
Дорогие коллеги!
Находите время для работы – это условие успеха. Находите время для размышлений – это источник силы. Находите время для игры – это секрет молодости! Находите время для чтения – это основа знаний! Находите время для дружбы – это условие счастья! Находите время для мечты – это путь к звездам! Находите время для творчества – это муза души!
Успехов вам в педагогической деятельности, совершенствовании профессионального мастерства, новых идей и их неизменного воплощения!