Светлана Богатова
Анализ работы по обеспечению к введению ФГОС ДОв МБДОУ 2014–2015 учебном году
▼ Скачать + Заказать документы
С целью введения ФГОС в учреждении был разработан план мероприятий, утверждённый приказом № 46 от 28.03.2014 г.
Планируя работу по введению ФГОС в 2014-2015 учебном году, были поставлены задачи:
- создание оптимальных условий для реализации ФГОС;
- обеспечение ресурсного подхода в управлении введением ФГОС.
Работа по введению ФГОС в отчётном году была организована в следующих на-правлениях:
Публикация «Анализ работы по обеспечению к введению ФГОС до в МБДОУ 2014–2015 учебном году» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. Создание нормативно-правовой базы для реализации ФГОС ДО
2. Организация методического обеспечения введения ФГОС ДО. Планирование и органи-зация контроля.
3. Организация повышения квалификации педагогических работников.
4. Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение
5. Информационное обеспечение реализации ФГОС ДО
Согласно плана подготовки и введения ФГОС были проведены следующие
мероприятия:
1. Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей введение и реализа-цию ФГОС дошкольного образования:
Изданы приказы по нормативно-правовому, организационно-содержательному, финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому и информационному обеспечению введения ФГОС ДО, разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с новой системой оплаты труда, выплат стимулирующего характера работникам, обеспечивающим введение ФГОС, заключены эффективные контракты с учётом показателей работы по внедрению ФГОС
Большая работа проведена в рамках совершенствования правовой регламентации: по мере выхода нормативных документов внесены изменения, дополнения в действующие нормативно-правовые акты учреждения, разработаны новые локальные акты.
2. Организационно-методические мероприятия:
Проведены административные совещания по вопросам введения ФГОС : «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) : цели, содержание, пути реализации».
Совет ДОУ «Пути и ориентиры развития учреждения в условиях изменения законодательства и введения ФГОС. Корректировка Программы развития на 2014-2017г. г. : от стратегии до эффективного результата»
Педагогические советы:
- «Особенности перспективно – календарного планирования в соответствии с ФГОС»» (02.09.14)
- «О введении в действие нового ФЗ «Об образовании в РФ»» (25.11.14)
- «Влияние пространственной предметно – развивающей среды на развитие ребенка в про-цессе введения ФГОС» (24.02.15)
- «ФГОС – в действии» (66.05.15)
Педчасы:
- Обсуждение «Комментариев к введению ФГОС дошкольного образования» (11.03.14)
- Анализ результатов мониторинга готовности учреждения к введению ФГОС ДО
- «Деятельность ДОО в условиях перехода к введению ФГОС. Требования к структуре и ус-ловиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (05.05.14)
Обучающие семинары по вопросам введения ФГОС ДО, семинары-практикумы «От раз-нообразия форм деятельности к качеству образования» (серия открытых мероприятий в рамках недели педагогических идей)
Открытые занятия: в рамках тематической недели «Неделя педагогических идей» педаго-ги подготовили и провели цикл открытых занятий с воспитанниками для педагогов учреждения, родителей (законных представителей) («Русский сарафан для куклы», «Путешествие в мир животных», «Волшебная ниточка», «Превращение капельки» и другие.
Консультации:
«Сенсорное развитие ребенка раннего возраста. Значимость, способы действий с учетом ФГОС»; «Организация предметно – развивающей среды в учетом ФГОС»; «О введении в дейст-вие нового ФЗ «Об образовании в РФ»
«Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС».
Контроль: проведение самообследования состояния образовательной среды учреждения в условиях подготовки к введению ФГОС ДО; тематический контроль «Количественны и качест-венный анализ условий для реализации образовательной программы ДОУ в свете новых требо-ваний ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и СанПиН 2.4.1.3049 – 13».
Для реализации плана мероприятий была создана рабочая группа (приказ № 46 от 28.03.14).
В процессе работы рабочей группы был разработан план мероприятий по обеспечению вве-дения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, внесены изменения и дополнения в основную общеобразовательную программу учреждения.
Для осуществления информационного, научно-методического сопровождения по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования рабочей группой были изучены нормативно-правовые документы федерального, регионального уровней, также был проведен анализа результатов мониторинга готовности учреждения к подготовке к введению ФГОС ДО.
3. Организация повышения квалификации педагогических работников :
Разработан перспективный план повышения квалификации административных и педагогических работников с учётом введения ФГОС дошкольного образования. План повышения квалификации реализован на 100%.
Проведены групповые и индивидуальные консультации для педагогов по составлению календарного и перспективного планирования.
Организовано консультирование педагогов по вопросам психолого-педагогического сопро-вождения введения ФГОС дошкольного образования.
Педагоги в течение года обучались в рамках методических объединений.
С целью совершенствования работы учреждения и реализации стратегических задач государ-ственной политики в области дошкольного образования администрация и педагоги активно при-нимали участие цикле совещаний и семинаров, интернет-конференции, в круглых столах по методическому сопровождению введения ФГОС ДО, в вебинарах («Планирование образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», «Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» «Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования», «Оценка качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»)
4. Материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение
Материально – техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и разви-вающая среда детского сада соответствует требованиям федерального государственного образо-вательного стандарта дошкольного образования и СанПиН 2.4.1.3049-13. В учреждении имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии, созданы необходимые условия, позволяющие эффективно осуществлять образова-тельный процесс.
Территория ограждена забором, имеет наружное освещение. На территории оборудованы 4 игровых участка и 1 спортивная площадка. Территория детского сада ухожена. Техническое состояние здания и территории удовлетворительное. Коллектив поддерживает территорию в хо-рошем состоянии, ухаживая за цветниками, клумбами, поддерживая чистоту и порядок.
Для организации педагогического процесса и оздоровительной работы учреждение имеет современную материально-техническую базу для осуществления работы :
- физкультурно-оздоровительной направленности;
- познавательной направленности;
- речевой направленности;
- художественно-эстетическое направленности;
- социально-личностной направленности;
Групповые комнаты оборудованы с учетом возрастных особенностей воспитанников в со-ответствии с основными дидактическими принципами. Предметная среда всех помещений оп-тимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятель-ности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития, саморазвития и социализации. Среда своевременно обновляется с учетом программы, услож-няющегося уровня умений их половых различий.
В связи с введением ФГОС ДО предметно-развивающая среда должна быть оборудована с учетом принципов вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности. В связи с этим был проведен анализ учебно-материального обеспечения для организации образовательной деятельности в соответствии с перечнем на основании приказа Минобрнауки России от 20.07.11 № 2151.
Оснащенность групп
В учреждении созданы оптимальные условия для организации образовательного процесса. Оборудование и материалы во всех группах представлены не в достаточном количестве, вместе с тем необходимо обновить группы, физкультурно-музыкальный зал необходимым оборудованием. Оборудование находится в постоянном свободном доступе для стимулирования воспитанников как для организационной так и для самостоятельной деятельности. Оборудование подобрано с учетом развития ребенка на каждом возрастном этапе, отвечает требованиям СанПиН, педагогическим и эстетическим требованиям.
5. Информационное обеспечение реализации ФГОС ДО
Организована система информирования участников образовательных отношений о введе-нии ФГОС.
Таким образом, в течение года была проведена активная, многоплановая работа по изуче-нию условий введения ФГОС ДО :
- требования к условиям реализации образовательной программы (создание развивающей пред-метно- пространственной среды, кадровые условия реализации ФГОС, психолого-педагогические условия реализации основной общеобразовательной программы; финансовые)
- ФГОС ДО : требования к структуре программы
- ФГОС ДО : требования к результатам освоения основной образовательной программы до-школьного образования
План мероприятий по введению ФГОС в 2014-2015уч. г. реализован практически полно-стью.
Проведение самообследования с целью анализа условий для введения ФГОС позволило оценить готовность учреждения к введению ФГОС, осмыслить существующие проблемы, наме-тить необходимые изменения, определить ориентиры деятельности, план дальнейших действий по внедрению ФГОС
Критерии готовности:
Критерии готовности Оценка результатов Ориентиры деятельности
Нормативная база соответствует требо-ваниям ФГОС Нормативно - правовое обеспечение введения ФГОС ДО соответствует требованиям в части урегулирования отдельных вопросов.
Разработка локальных актов учреж-дения осуществляется по мере вы-хода новых нормативных докумен-тов
Приведение Устава в соответствие требованиям ФГОС ДО
Совершенствование правовой рег-ламентации по мере выхода новых нормативных документов
Внесение изменений в локальные акты учреждения.
Приведение должностных инст-рукций в соответствие
с требованиями ФГОС, педагоги-ческого стандарта и тарифно-квалификационных характеристик
Внесение изменений в систему оценивания результатов
Кадровые условия отвечают требовани-ям
Соответствуют требованиям и по-зволяют обеспечить качественную реализацию программ в соответст-вии со Стандартом
Укомплектованность штата педаго-гическими работниками – 100%
Соответствие квалификации педа-гогов: максимальная доля педагогов - педагогическим образованием
100 % имеют высшее образование
70% имеют первую квалификаци-онную категорию
Доля педагогов, прошедших курсо-вую подготовку по изучению ФГОС ДО 7 чел.
Доля педагогов, владеющих совре-менными технологиями-100%
Организующих образовательный процесс с использованием ИКТ – 100% Реализация плана-графика поэтап-ного повышения квалификации работников, обеспечивающих вве-дение ФГОС ДО
Организация мониторинга педаго-гических кадров как ведущего ре-сурса развития образовательной среды ДОУ
Учебно-методическое обес-печение внедрения ФГОС ДО :
- разработана и вве-дена образовательная программа
- определён перечень учебно-методических пособий
- созданы психолого-педагогические ус-ловия введения ФГОС
Отсутствует утверждённый пере-чень программ; разработка образо-вательной программы ДО затруд-нена
Психолого-педагогические условия частично соответствуют требования ФГОС Изучить комплексные и парциаль-ные программы с целью подготов-ки к разработке образовательной программы ДО в соответствии с ФГОС.
Разработать образовательную про-грамму учреждения с учетом тре-бований ФГОС ДО.
Направить деятельность педаго-гов на обновление содержания об-разования (использование совре-менных технологий, парциальных программ).
Обеспечить сетевое взаимодейст-вие по реализации программы. Сотрудничество по преемственно-сти перевести на качественно но-вый уровень
Активизировать работу педагогов по обобщению и распространению эффективного опыта работы по введению ФГОС ДО.
Обобщение их опыта инновацион-ной деятельности
Созданы материаль-но – технические ус-ловия реализации ФГОС ДО
Соответствие помещений и мебели требованиям СанПиН, требованиям безопасности, доступности.
Соответствие территории дейст-вующим санитарным и противопо-жарным нормам (площадь, освеще-ние, размещение, необходимый на-бор зон и их оборудование) Созда-ние развивающей предметно - про-странственной среды не обеспечи-вает в полной мере реализацию ФГОС.
Материально технические условия частично соответствуют требова-ниям ФГОС Разработать план-график поэтап-ного укрепления материально-технической базы в соответствии с требованиями к различным объек-там инфраструктуры учреждения, а также требованиями к минималь-ной оснащенности образователь-ного процесса
Организовать оснащение предмет-но-развивающей среды, оборудо-вание помещений и территории в соответствии с планом-графиком и ФГОС
Финансово-экономическое обес-печение позволяет в полной мере реали-зовать ФГОС Не доработаны нормативы финан-сирования
Финансовые возможности не по-зволяют в должной мере реализо-вать требования ФГОС к предмет-но-развивающей среде
Не достаточно средств на учебно-методическое обеспечение, на при-обретение современных пособий, программно – компьютерных ком-плексов, на средства обучения и воспитания, на создание специаль-ных условий Внести изменения в Программу развития
Обеспечить возможность выпол-нения требований Стандарта путём привлечения внебюджетных средств
Информационное обеспечение Размещение на сайте информации и материалов по введению ФГОС. Достоверность и своевременность размещения материала.
Наличие в отчете по самообследова-нию и в публичном докладе раздела, содержащего информацию о ходе введения ФГОС ДО
Повышение уровня информиро-ванности всех участников образо-вательных отношений.
Обеспечить эффективное взаимо-действие с семьёй по изучению и введению ФГОС
Планирование и организация кон-троля на уровне образовательной организации.
Обеспечить информационную от-крытость проведения мониторинга по введению ФГОС
Таким образом, перед учреждением на 2015-2016 учебный год стоят следующие задачи по реализации ФГОС ДО :
1. Направить работу методической службы на формирование профессиональных компетент-ностей педагогов, организовать в рамках развития педагогов цикл мероприятий в соответст-вии с планом по введению ФГОС. Организовать адресную помощь в разработке и реализации планов профессионального развития («дорожной карты» педагогов) на обновление содержа-ния образования. Организовать семинар – практикум «Обновление содержания и форм работы с детьми»
2. Продолжить работу по совершенствованию правовой регламентации
3. Обеспечить реализацию плана повышения квалификации и курсовой переподготовки педагогических работников с учетом введения ФГОС ДО
4. Организовать работу по обновлению и оснащению материально-технической базы:
- Приобрести наглядно-дидактический материал
- Приобрести оборудование для организации сюжетно-ролевых игр
- Приобрести интерактивное оборудование и программно-игровые комплексы
- Приобрести современное оборудование и пособия для организации физкультурно-оздоровительной работы
5. Разработать методические рекомендации по осуществлению мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования (целевые ориентиры)
6. Доработать часть образовательной программы, формируемую участниками образователь-ных отношений.