Из опыта работы: от конструирования к робототехнике

Марина Александровна Лукомская
Из опыта работы: от конструирования к робототехнике

Сегодня я хотела бы поделится опытом своей работы на тему «Формирование у детей готовности к изучению технических наук "

Парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота растим будующих инженеров» в соответствии с ФГОС. На занятиях в детском саду дети 5 6 7 лет получают первое представление о работе инженеров,архитекторов и строителей,Развивают конструктивную деятельность и творческое мышление, работа с оборудованием помогает выявить одаренных детей, стимулировать их интересы к научно технической деятельности а значит через несколько лет в наших вузах будет больше талантливых специалистов,а на предприятиях больше инженеров конструкторов, которые сделают нашу страну лучше. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельности ребенка в период дошкольного возраста. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучение ребенка, был известный педагог Фридрих Фребель. По мнению Фридриха Фребеля,игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.

Образование призвано работать на будущее. Современны тенденции развития дошкольного образования предполагают переосмысление тех подходов в работе с детьми, которые были и остаются актуальными во все времена, пересмотр тех, которые устарели и не дают желаемых результатов, внесение новых способов организации продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений. В целях распространения и обобщения передовых практик развития ребенка, создания информационно-образовательного ресурса развития технического творчества детей Федерального государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» совместно с компанией «Светоч+» инициировали создание Федеральной сетевой экспериментальной площадки по апробации и внедрению Парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (автор: к. п. н. Т. В. Волосовец, к. п. н. Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева, рецензентом которой является директор ФИРО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор А. Г. Асмолов.

Само название парциальной программы уже говорит о том, что обновление содержания дошкольного образования, ее вариативной части, связано с использованием лучших идей системы Фридриха Фрёбеля, направленных на саморазвитие ребенка в деятельности в условиях современного детского сада с ориентацией на будущее, которое невозможно без робототехники.

Основной идеей программы является реализация модели технического образования в условиях детского сада через развитие конструктивно-модельной деятельности и технического творчества детей дошкольного возраста. В соответствии с этим и сформированы тематические блоки (машиностроение, электротехника, приборостроение, радиотехника, бытовые приборы и др., определяющие содержание парциальной программы. При этом нет жесткой регламентации в реализации предлагаемого содержания, которое может варьироваться в каждой группе и отдельно взятом детском саду в зависимости от решаемых задач.

Сама технология организации совместной конструктивно-модельнойдеятельности по реализации содержания парциальной программы включает в себя несколько этапов: введение нового, регламент соблюдения техники безопасности, создание схемы технического объекта, карты, модели, стимулирование инициативы, проговаривание, работа с инженерной книгой, непосредственно само конструирование, презентация полученных технических объектов, обыгрывание, фотографирование, размещение в среде. Овладение предлагаемой технологией организации совместной конструктивно-модельной деятельности – кропотливый, осознанный процесс принятия, а не сопротивления и отказа от предлагаемых этапов.

Реализация данной технологии требует изменения позиции воспитателя с регламентирующей деятельности на направляющую и поддерживающую. Что вызывает затруднение у педагогов?

Как дать детям возможность принимать решение в выборе конструктора для реализации задуманного, чтобы еще и выдержать технический конструктив и назначение создаваемого объекта?

Как поддерживать познавательный интерес, инициативу и желание детей, дать возможность им экспериментировать, заведомо зная, что будут допущены технические ошибки и запланированный результат не совпадает с желаемым?

Как наращивать технологическую компетентность, создавать условия для развития технического творчества, опираясь на уже имеющийся опыт конструктивно-модельной деятельности и будучи ограниченными в возможностях игровой техносреды и временных ресурсах?

При этом очевидно, что успех организуемой деятельности зависит и от создаваемых условий для автоматизации действий в работе с отдельными видами конструкторов в свободное время, поддержки детей в создании разных технических объектов, где есть право на ошибку, и от способов обогащения и активизации технического словаря ребенка.

Принимая решение об апробации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в условиях детского сада, мы увидели явные преимущества и возможности повышения качества работы ДОО. Новый технический контент уже дополнил и обогатил содержание основной образовательной программы ДОО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в направлении «Конструирование». Изменился подход во взаимодействии педагогов и детей, детей между собой. Был найден новый способ поддержки познавательного интереса, развития самостоятельности, инициативы и любознательности у детей. Переосмыслена и выстроена иначе работа по организации конструктивно-модельной деятельности на всех этапах дошкольного возраста с учетом наращивания технического потенциала и поэтапного обогащения опыта этой детской деятельности. Идеей Фридриха Фрёбеля приобрели большую актуальность и нашли поддержку среди педагогов, эмоциональной отклик среди детей.

В условиях стремительного развития технологий сложно спрогнозировать профессии будущего и определить, какие продукты технического творчества будут востребованы. Мы и предположить не могли, что обновление содержания образовательной программы дошкольного образования может коснуться знакомства с такими профессиями, как ГМО-агроном, ситифермер, портовый эколог, космогеолог, проектировщик инфраструктуры «умного дома», промоутер, рекламист и другие. Что дети, создавая роботов-помощников, будут думать,как они смогут помочь в трудных ситуациях: при разборе завалов после землетрясения, уборке экологического мусора в космическом пространстве, выполнении операций нейрохирургами.

Уже на этом этапе экспериментальной деятельности программа дала нам возможность переосмыслить некоторые подходы и создать такие условия, в которых в большей степени у детей развиваются способности исследовать, проектировать и познавать новое. На первоначальном этапе организации конструктивно-модельной деятельности, при создании моделей спецтехники, дети стремились усовершенствовать созданные объекты, собранные по схеме и по замыслу, где-то опытным путем, находя для этого свои технические решения. Так, оживали избушки на курьих ножках, начинали крутиться лопасти ветряных мельниц, появились конвейеры сбора и измельчения листьев и другое.

В ходе апробации осуществляется содействие развитию сотрудничества и партнерства среди детей. Удивительно, как некоторые из детей выбирают сложный путь создания технических объектов, подбирают в команду тех, кто может помочь в решении определенных задач. И это не всегда связано с имеющимися дружескими отношениями в группе, а в большей степени – с оценкой возможностей других детей в работе над общей идеей.

Мы с уверенностью можем говорить о том, что реализация программы позволяет осуществлять поиск новых способов психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребенка посредством организации конструктивно-модельной деятельности.

Обеспечение планомерного наполнения предметно-пространственной, развивающей и игровой техносреды в группах детского сада позволило сделать ее средой детской реализации.

На первых этапах апробации были выработаны своя стратегия и тактика реализации. Например, используя игровой набор «Дары Фрёбеля», мы поняли, что его потенциал необходимо в полной мере использовать на более ранних возрастных этапах. В рамках программы он помогает решить поставленные педагогом задачи конструктивно-модельной деятельности, особенно при создании плоскостных моделей или при конструировании обуви, аксессуаров и др. С большим удовольствием мы фиксируем эмоциональные проявления детей в ходе его использования. У ребят развивается воображение, творчество, самостоятельность, инициатива. Они с удовольствием комментируют созданные ими продукты. Приятно наблюдать не только за их действиями, но и за тем, как они дают оценку собственным умениям и результатам, как детально им удается передать строение конструируемых объектов. В простой доступной форме дети осуществляют моделирование, а взрослый направляет, сопровождает их действия, поддерживает познавательный интерес.

Но главной идеей использования этих дидактических материалов все же являются основные идеи Фридриха Фрёбеля об игре как отражении действительности и ее обучающем начале, учёте принципа возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Например, используя игровой набор «Дары Фрёбеля», дети создавали аксессуары для мам к 8 Марта. Такому разнообразию бус, колье, ожерелий, сережек, колец можно было позавидовать! Были среди детей и те, кто просто создал для мамы бриллиант. Нашлись и те, кто не позабыл про папу и создал ремень (достаточно непростая конструкция, но очень детально продуманная). А на вопрос воспитателя «Это для мамы?»ребенок ответил: «Нет, для папы. Хотя и маме он очень пригодится». Для развития пространственного мышления у детей используем 3D-зеркала.

Стало очевидно, что для развития технического творчества дошкольников необходимо создавать условия для приобретения детьми опыта работы с разными конструкторами и овладения педагогами программным обеспечением робототехнических конструкторов.

Не все было так гладко на первых этапах апробации парциальной программы. Особенно когда речь шла о поддержке инициативности детей, создании атмосферы свободы выбора в индивидуальной и совместной деятельности. Это тоже было связано с отсутствием у детей опыта работы с разными видами новых конструкторов. Непроизвольно появились любимые конструкторы, их которых дети создавали интересные постройки, при этом не выбирая те конструкторы, в которых уже определена последовательность действий, есть схема и предусмотрено соблюдение технического регламента желаемого объекта, из-за сложности работы с мелкими деталями.

Вот и сейчас мы продолжаем задавать себе вопрос: как мы формируем будущее в детском саду? Понимаем, что оно не ограничивается робототехникой. Разработчики программы утверждают, что, занимаясь робототехникой,дети осваивают новый пласт современной технической культуры: приобретают политехнические умения и представления, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Применение робототехники обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов – восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи. Сейчас еще рано говорить о результатах, но они явно не ограничиваются вышеперечисленными, а дают нам возможность комплексно повышать качество работы в детских садах. Возрастает интерес детей к конструктивно-модельной деятельности, освоены разные возможности конструкторов, что позволяет создавать сложные технические объекты и использовать их в игре, радуют эмоционально- и субъектно-действенные проявления детей в период освоения содержания парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Дети с удовольствием создают по замыслу, опираясь на имеющийся опыт, читают схемы и с их помощью быстро достигают желаемого результата, возвращаются к ранее сконструированным постройкам для усовершенствования их технического конструктива или назначения, находят интересную для себя деятельность, партнеров для общения и конструирования. Возрастают самостоятельность и поисковая активность детей в конструктивно-модельной деятельности.

Мы уверены, что готовность детей к изучению технических наук в период дошкольного возраста позволит нашим воспитанникам участвовать себя комфортно в научно-технической среде современного мира. Со своей стороны считаем необходимым распространять опыт работы, создавать и регулярно обогащать методические копилки для педагогов, включать родителей в совместную деятельность и проводить открытые мероприятия для них, начать проектировать программы преемственности развития технического творчества детей между детским садом и школой. Ставим перед собой стратегические и тактические задачи работы в рамках апробации данной парциальной программы. Пытаемся выработать механизм отбора содержания предварительной работы как основы успешной организации конструктивно-модельной деятельности, упорядочить и предложить методическую копилку проблемно-поисковых, образовательных, мотивационных ситуаций, в рамках которых будет успешно разворачиваться конструктивно-модельная деятельность в любом детском саду, независимо от статуса экспериментальной площадки.

Из опыта работы: от конструирования к робототехнике
Публикации по теме:

«Праздники с родителями» (из опыта работы)«Праздники с родителями» (из опыта работы) Важное место в развитии и воспитании малыша, занимает – музыка. Она благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы«Наш Книжкин Дом». Из опыта работы Из опыта работы. «Наш Книжкин Дом» Важную роль в развитии у детей познавательных способностей имеет работа с книгой. Дети любят слушать.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Из опыта работы: от конструирования к робототехнике
Опубликовано: 25 января 2021 в 13:42
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Детский мастер-класс по оригами «Будёновка»
Мастер – класс по оригами «Будёновка» выполняли ребята подготовительной к школе группы – Эрик и Арсен. Материал для выполнения мастер – класса:...
Мастер класс для детей «Букет цветов для мамы»
Мастер класс для детей «Букет цветов для мамы». Для работы нам понадобится • Цветная бумага, двух сторонняя. • Гуашь. • Зеленый фломастер. •...
Мастер-класс открытки в технике айрис фолдинг «Черепаха» к Всемирному Дню неторопливости
Материал будет интересен для воспитателей, учителей и родителей детей подготовительного к школе и младшего школьного возраста. Эта публикация...