Приложение МААМ

Опыт работы «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Лариса Горшкова
Опыт работы «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Публикация «Опыт работы „Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах“» размещена в разделах

Идеальным способом решения данной проблемы стало элементарное музицирование - система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом и адаптированная как технология Т. Э. Тютюнниковой.

Суть этой технологии в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном импровизационном и радостном общении с музыкой.

Цель – привить навыки творческого музицирования.

Задачи по реализации цели:

Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать

• Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности

Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию

Развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом и умения использовать его по-своему

• Создание предпосылок к формированию творческого мышления, воображения.

Элементарное музицирование я использую как вовремя непрерывной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей, причем действие организую как игровое общение, которое создается посредством общения равных партнеров - детей и педагога. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса, на активизацию самостоятельности.

Приёмы, используемые в работе :

- побуждения,

- предложения,

- совместного поиска,

- наблюдения,

- помощи.

Обучаясь игре на инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (они чище поют, улучшается качество музыкально - ритмических движений (дети четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Работа проводится организованно и последовательно, применяю разнообразные методы:

• Словесный (рассказ, объяснение).

• Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).

• Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

• Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах).

• Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в групповой комнате под косвенным руководством воспитателя).

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития чувства ритма, развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Муз. рук. : Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цвету: красные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Муз. рук. : Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» (ложки)

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз. рук. : Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «Добрый жук»(Участники с оранжевыми нотками)

Муз. рук. : Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники, которым достались оранжевые нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.

Муз. рук. : В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

3. Поэтическое музицирование

Муз. рук. : Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь» :

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали. (колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок. (свистулька)

Муз. рук. : Совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой, развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками. Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик, вслух

В траве сидел кузнечик, про себя-хлопки

Совсем как огуречик вслух

Зелененький он был. про себя-хлопки

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик. про себя-хлопки

Представьте себе, представьте себе вслух

Зелененький он был. про себя-хлопки

Муз. рук. : Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. «Игра на детских музыкальных инструментах» (задание для участников с голубыми нотками)

Я предлагаю вам музыкальную игру на координацию речи с движениями под музыку.

Музыкальная игра «Оркестр».(ксилофон, металлофон, ложки, бубен.)

Инструменты раскладываются по кругу, участники идут по кругу и говорят, выполняя движения по тексту.

Шли мы, шли, потом устали, (маршируют)

Инструменты в руки взяли.

Инструменты в руки взяли,

На них марш мы заиграли. (поднимают любой инструмент и играют ритмичес-

кое сопровождение к маршу)

Побежали, побежали, (кладут инструменты на пол и бегут по кругу)

И немножко мы устали,

Инструменты в руки взяли,

На них полечку сыграли (поднимают инструменты и играют польку)

По дорожке мы пошли, (кладут инструменты и ходят на всей ступне)

Инструменты мы нашли.

Инструменты в руки взяли,

Нежно вальс на них сыграли. (поднимают инструменты и играют сопровождение к

вальсу)

По дорожке поскакали, (кладут инструменты и идут поскоками по кругу)

Ножки вновь у нас устали.

Инструменты в руки взяли,

Пляску русскую сыграли. (поднимают инструменты и играют русскую плясо-

вую)

Муз. рук. : Эта игра способствует развитию слухового внимания, умения различать музыкальные жанры, чувства темпа в игре на музыкальных инструментах.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Муз. рук. : Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки" : участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз. рук. : Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)

Муз. рук. : Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить танец с ложками (рус. нар. мел. «Светит месяц»).

Ложки, ложки расписные, - ударяем ложками

Ложки, ложки красота. - присесть и ударить ложками,

выпрямиться и протянуть руки вперед

Дети весело играют, - 1 раз покружиться на шаге

Пляску начинать пора. - правую ногу на пятку и руки развести,

ногу приставить и ударить ложками (также с левой ноги)

Муз. рук. : Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Опубликовано: 29 августа 2021 в 16:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Горшкова (УИ 1253945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД