Наталья Горбенко
Развитие фонематического восприятия в игре у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска
муниципального образования Курганинский район
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИГРЕ У ДЕТЕЙ С ОНР»
Учитель – логопед
Горбенко Н. Н.
2022 – 2023 уч. год
Публикация «Развитие фонематического восприятия в игре у детей с ОНР» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д. Умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для успешного обучения грамоте. То есть нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, провоцирует появление трудностей в школьном обучении.
Применение системы дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет мне, во-первых, проводить коррекцию речи весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть педагогического процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, мне игра помогает наряду с развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует активную речь. В результате чего у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разноуровневого характера с учетом речевого недоразвития.
Функциональное назначение данной системы работы состоит в том, чтобы не только решать основные коррекционные задачи, но и помочь в становлении личностных новообразований (активности, самостоятельности, мотивационном интересе, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их с интересом относится к учебной деятельности. Не секрет, что знания, полученные в игровой деятельности, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Игровая ситуация, возникающая в ходе выполнения дидактического задания, позволяет ребенку самостоятельно оценить свои умения, увидеть достижения или ошибки. Причем ошибки в подобной ситуации «не ранят» самолюбие ребенка. Игра даёт шанс вернуться к ней не однократно, добиваясь получения победного результата.
В связи с этим я считаю, что формирование фонематических процессов у детей с ОНР будет проходить быстрее, если в коррекционной педагогической работе использовать систему дидактических игр и упражнений, где одной из важнейших задач будет мотивация ребенка на преодоление имеющихся трудностей в развитии речи.
Ведущая идея опыта состоит в формировании фонематических процессов в игровой форме по принципу от «простого к сложному» с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с тяжелым нарушением речи.
Коррекционную работу по формированию фонематических процессов провожу через:
• занятия с включением дидактических игр, упражнений;
• игровые ситуации в свободной деятельности детей;
• использование карточек с игровыми заданиями на занятиях.
Формы - непосредственно – образовательная деятельность в форме индивидуальных и подгрупповых занятий с использованием дидактических игр и упражнений.
Средства – дидактические игры, наглядные пособия, модели, опорные схемы, карточки, познавательная литература и др.
Вначале коррекционной работы я провожу диагностику уровня сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей, то есть первичное обследование.
Анализ полученных данных позволил мне сделать вывод, что уровень сформированности звукопроизношения и фонематического слуха у детей группы компенсирующей направленности 5-6 лет, значительно отстает от возрастной нормы: у детей наблюдались все виды нарушения звукопроизношения. Отмечались стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры слова. Наряду с этим фиксировалась недостаточная дифференциация звуков на слух, что проявляется в смешении сходных по звучанию фонем, при узнавании заданного звука в ряду различных звукокомплексов, а также в невозможности ребенка самостоятельно выделить первый или последний звук в слове.
Я подобрала дидактические игры, упражнения, опорные схемы, карточки для работы по развитию фонематических процессов у детей с ОНР и стала поэтапно и систематически проводить их с детьми.
Осуществляла практическую работу с детьми по формированию звукопроизношения и фонематического слуха, а также работу с родителями и педагогами.
Прежде всего, я сочла нужным пополнить предметно – развивающую среду в логопедическом кабинете дидактическими играми, наглядно-иллюстративными пособиями, опорными карточками и схемами для занятий, игр.
Далее, запланировала коррекционную работу по формированию фонематических процессов, условно разделив её на шесть этапов:
1 этап – Развитие распознавания неречевых звуков.
2 этап – Различение высоты, силы, тембра, интонационных характеристик на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз.
3 этап – Различение слов близких по звуковому составу.
4 этап – Дифференциация слогов.
5 этап – Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.
6 этап – Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Остановлюсь подробнее на том, как я осуществляю развитие фонематического восприятия у детей на каждом из этапов работы.
1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развиваю способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. Провожу упражнения на различение звуков, окружающих шумов, звучание музыкальных инструментов, игрушек, голосов, звуков природы по схеме:
- Что звучит? Где звучит? Как звучит (громко — тихо, долго — кратко, высоко — низко, непрерывно – с паузой). Далее предлагаю задания на определение количества хлопков, ударов, сигналов, звонков и т. д. (сколько); воспроизведение неречевых звуков - хлопков, ударов, сигналов, звонков с разной силой, темпом, ритмом.
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
Коррекционную работу провожу по направлениям:
• восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
• дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы.);
• дифференциация по темпу (быстро – медленно);
• дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
• дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
Игровые ситуации по различению на слух темпа, громкости, силы, высоты, ритма звучания провожу не только на первом этапе, но и на протяжении всего коррекционного процесса.
2 этап. Упражняю детей в умении различать звуки по мелодико – интонационным характеристикам на материале одинаковых звуков, сочетаний слов, фраз. Работу веду по направлениям:
• дифференциация по тембру;
• дифференциация по силе голоса;
• дифференциация по интонации;
• дифференциация по высоте.
В игровой форме дети учатся различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее начинают воспринимать содержание художественного произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся подражать голосам героев.
3 этап. Различение близких по звуковому составу слов.
На этом этапе дети овладевают умением различать слова, близкие по звуковому составу. В процессе логопедической работы использую словесные игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Дети упражняются в умении:
• определять на слух правильный вариант слова (правильное название предмета);
• повторять похожие слова в названном порядке (по 2 слова, по 3 слова);
• выделять на слух слова, которое по звуковому составу не похоже на остальные;
• определять на какое из названных трех слов больше похоже четвертое слово.
4 этап. Дифференциация слогов.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко использую прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях использую слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Придерживаюсь следующей последовательности в подаче речевого материала:
• воспроизведение и дифференциация слогов с одним согласным, но разными гласными звуками;
• воспроизведение и дифференциация слогов с общим гласным, но разными согласными звуками;
• воспроизведение и дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости /глухости, мягкости/твердости;
• воспроизведение и дифференциация слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков;
• воспроизведение и дифференциация слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными;
• воспроизведение и дифференциация слогов со сменной позиций согласных звуков в их стечении.
5 этап. Дифференциация звуков.
Работу по дифференциации звуков начинаю с уточнения произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагала гласные, а затем согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким, звуки в звукоряде, в слогах, словах. Содержание упражнений предусматривает, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. На данном этапе ввожу графические обозначения звуков. Символы гласных звуков схематично изображают артикуляцию данного звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты изобразительного знака. Переход от знака к его звуковому значению облегчен тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в произнесении. Символы гласных звуков изображаются красным цветом, что подготавливает ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме слова.
Работу по дифференциации согласных провожу аналогично, но с учетом артикуляционных и акустических особенностей данных звуков. Дифференцируем согласные звуки:
• артикуляторно близкие, но акустически далекие;
• артикуляторно и акустически близкими;
• по твердости/мягкости и по глухости/звонкости;
• в звуковом потоке;
• в потоке слогов.
Использую разнообразные словесные игры, дидактические упражнения, задания на карточках.
6 этап. Развитие элементарного звукового анализа и синтеза.
Фонематический анализ предполагает, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в нем. Самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).
Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работу провожу в следующей последовательности:
• Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове;
• Вычленение звука в начале и в конце слова, а также его место (начало, середина, конец слова);
• Звуковой анализ слогов, слов. Последовательно анализируем:
• односложные слова;
• двухсложные слова с двумя открытыми слогами;
• двухсложные слова с одним закрытым слогом;
• односложные слова со стечением согласных;
• трехсложные слова с открытыми слогами
Учитывая заявленную последовательность в работе, я использую дидактические игры и упражнения, которые направлены как на развитие фонематических процессов, так и на формирование правильного звукопроизношения.
Одни дидактические игры использую для закрепления образа звука. Это игры на формирование шипящих, свистящих, сонорных звуков: «Насос», «Сова», «Пчелы», «Жуки», «Колечко», «Чижик», «Кто внимательней?», «Что пропало?», «Соблюдай порядок», «Найди свою картинку».
Другие дидактические игры использую для воспитания умения слышать, узнавать звук в слове. В играх «Катины подарки», «Определи первый звук» детей упражняю в умении слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее определяем позицию звука в слове (игра «Звуковая птичка») и упражняю детей в умении подбирать слова с определенным звуком (игра «Кто в домике живёт?»).
Игры из серии «Про Незнайку» совершенствуют умение самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого («Какой звук пропал в слове?»); находить лишний звук («Какой звук в слове лишний?»); правильно заменять один звук другим («Найди ошибку»).
Знания детей о звуковом составе слов, полученные на предыдущих этапах, объединились с умением членить слова на слоги. В схеме слова теперь обозначаем не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге обязательно есть гласный звук; делят на слоги слова различной слоговой структуры. Коррекцию веду с помощью таких игр, как «Хлопушки», «Отстукивание слогов», «Живые слоги», «Домики».
В подготовительной к школе группе коррекционная работа по формированию фонематических процессов продолжится и будет осуществляться поэтапно.
Таким образом, работа по развитию фонематических процессов должна проводиться поэтапно и систематически: начиная с выделения и различения неречевых звуков и до тонкой дифференциации звуков близких по акустико-артикуляторным свойствам через систему дидактических игр и упражнений. Параллельно проводится работа по развитию у детей слухового внимания и памяти.
В работе с родителями я использую следующие формы взаимодействия: консультирование, беседы, практикумы.
Консультации дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию фонематического восприятия, правильного звукопроизношения через игры и игровые упражнения.
В ходе выступлений на родительских собраниях знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми.
Практикумы для родителей помогают научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме, знакомят с видами работ по развитию фонематического слуха : «Играем-звуки получаем», «От звука к букве».
В работе с педагогами приобщаю и обучаю воспитателей использовать в работе с детьми игры, упражнения, карточки-символы, как средство для развития фонематического восприятия и коррекции звукопроизношения в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной деятельности.
Воспитателям предлагаю устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию фонематического слуха, и навыков звукового анализа, по формированию фонетической стороны речи.
Таким образом, использование дидактических игр, упражнений и игровых заданий на карточках в формировании фонематических процессов позволяет мне эффективнее проводить коррекцию недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, создать условия для формирования учебно – игровой мотивации и способствовать налаживанию эмоционально – положительного партнерства между всеми участниками образовательного процесса.
Используемая литература:
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2017. – 320с.
2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера,2007. – 192 с.
3. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. Спб. :Питер, 1999.