Получи документы

Из опыта работы «Воспитание у ребенка коллективизма»

Ирина Авдеева
Из опыта работы «Воспитание у ребенка коллективизма»

Из опыта работы.

«Воспитание у ребенка коллективизма»

Формируя у детей коллективизм, мы поощряем даже самые незначительные стремления к общению друг с другом.

Двое малышей делают попытку обменяться игрушками. И вот их намерения увенчались успехом без помощи взрослого. Можно похвалить: «Вика поиграла и отдала Ярославу. Молодец»

Публикация «Из опыта работы „Воспитание у ребенка коллективизма“» размещена в разделах

Играет Вадик один, но рядом с другими. Не плохо, ведь он научился не мешать товарищам, а это начало к делам окружающих. Мы отмечаем: «Хорошо играл, не мешал никому»

Улыбается ребенок другому- надо поддержать эти искорки симпатии, попытаться объединить детей, общей игрушкой, подсказать ход совместных игровых действий.

Например, Матвей и Сергей, оседлав лошадок, отправляются в путь. Они дружелюбно посматривают друг на друга, один подражает другому. Мы спрашиваем: «Куда едет Матвей? А куда едет Сергей? Ну и быстрые кони у вас! И Матвей, и Сергей ловкие наездники!» Этими словами мы подсказываем программу совместных действий. И вот уже один наездник состязается с другим, оба они обмениваются репликами, рождающими незамысловатые новые варианты игры. Это пока еще игры рядом, но с перспективой на объединение в общий сюжет.

Аня замкнута и неразговорчива. Утром войдет в группу и молча стоит у дверей. Потом подойдет к одной группе детей, к другой. Потом возьмет куклу и устраивается с ней на ковре подальше от детей. На прогулке одна. Держится от ребят особняком, и нам не всегда удается ее приобщить к играющим. На вопросы молча кивает головой – вот и весь разговор. Каждый день мы первыми здоровались с Аней, то интересную игрушку приготовим для нее, то веселую историю расскажем. То попросим помочь. И вот наконец наступил день, когда Аня, войдя в группу сказала долгожданное «Здравствуйте» С тех пор при виде воспитателя на ее лице появляется улыбка. Она уже не сторониться нас, а пытается сама что – то рассказать. Пока это первая искорка общительности. И не мало пройдет времени, прежде чем Аня с помощью нас, воспитателей преодолеет замкнутость, мешающую ей найти место среди сверстников.

Мы заботимся о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности.

Вначале мы побуждаем детей к общению с собой. Например, говорим: «Хочешь, я тебе расскажу…» Ребенок молчит, а затем, заинтересовавшись занимательным рассказом, начинает улыбаться, кивает головой, вставляет одно –два слова. В другой раз мы предлагаем: «Теперь ты расскажи мне» Или: «Покажи-ка новое платье» Похвалим, расспросим, ласково улыбнемся, и погладим малыша.

Мы побуждаем детей к общению друг с другом: «Саша, Оля и я- все вместе посмотрим игрушки» Здесь уже двое детей под воздействием воспитателя устанавливают контакт между собой. Или: «Можно пригласить Сашу и Олю, вместе посмотреть новые картинки» У детей возникает желание высказаться по поводу изображенного на картинке.

Формирование черт коллективности начинается с объединения детей в интересной игре, вокруг забавной игрушки, увлекательной книжки. Все это радует их, создает общие переживания. Сколько эмоций вызывает у детей игрушка, в руках воспитателя! Любимая кукла заговорила с ними! Затем они уже сами ее моют, одевают, берут на прогулку. Иногда появляется в гостях у малышей смешной Буратино, рассказывает забавную историю о себе, а затем беседует о том, что дети видели на прогулке, чем занимались, во что играли, кто как вел себя. Но вот Буратино ушел, а разговоры о нем еще долго живут в группе. И театр игрушек, и песня, спетая на прогулке, и собранный из листьев букет, которым ребята украсят группу, побуждают к обмену впечатлениями, содействуют объединению, заставляют тянуться к обществу сверстников.

Уже малышей трехлетнего возраста мы учим проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам.

На прогулке Лена сидит поодаль от играющих и наблюдает за ними. Мы говорим девочкам: «Ей одной, наверное, скучно. Спросите ее, не хочет ли она поиграть вместе с вами» Маленький ребенок еще не способен замечать внутреннее состояние своего товарища. Мы подсказываем детям, как проявить внимание, сочувствие:»Оля, возьми красивую куклу и покажи новенькой Лене, пусть не скучает» ; «Толя ушибся, помоги ему встать, отряхни костюм»

По мере взросления детей их подводим к умению самостоятельно руководствоваться правилами: если видишь, кому-то больно- утешь; если новичок грустит о маме, о доме -отвлеки его интересными делами; если у твоего товарища что-то не получается -помоги, подскажи, посоветуй, не будь равнодушным к его переживаниям. С этой целью мы учим детей присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих: «Узнай у Тимофея почему. Почему он сегодня не весел» и т. д.

На общих делах мы побуждаем детей к сопереживанию. Совместная уборка групповой комнаты или участка, ожидание предстоящей экскурсии или подготовка к празднику, увлекательная игра или интересное занятие при целенаправленном руководстве педагога становятся средством создания у детей общих переживаний, сближающих их.

На участке дети увидели сломанное дерево- полечим его, подвяжем больную ветку. У нас заболел Кирилл, его положили в детское отделение. Как жаль, что все еще не поправился Кирилл: сегодня идем на прогулку, а он будет лишен этого удовольствия. Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, что сегодня кого- то нет в этой дружной семье, его ждут, ему надо посочувствовать. Так мы побуждаем ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему. Обычно в таких случаях завязывается обсуждение: чем его порадовать. Рисовали о том, что видели на экскурсии, лучший рисунок отправили Кириллу, пусть знает, что ребята не забыли о нем. После долгого отсутствия Кирилл вернулся в детский сад. Все дети радовались его приходу, тепло встретили, расспрашивали о самочувствии, рассказывали о новостях произошедших в группе. Здесь мы подчеркивали: как хорошо, когда все вместе.

Мы содействуем проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Вместе с опытом заботы о других к детям приходит понимание, что значит «один - за всех, все –за одного»

Мы намеренно используем любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Подарили новую игрушку покажи ее и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д. Так понятия «Я», «Мое» расширяются до понимания «Мы», «Наше». Рождается гордость за коллектив :»Мы были на экскурсии в библиотеке и нас похвалили за то, что мы хорошо себя вели»; «Мы быстро управились с уборкой участка потому, что работали дружно, все вместе»

Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью.

Воспитание коллективистов осуществляется в совместной деятельности детей. Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. Чтобы вместе действовать, от детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь, быть доброжелательным, воздерживаться от эгоистических побуждений. В общем, ребенку приходиться тормозить свои желания ради коллективного «мы», ради общих интересов.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание в детском саду (из опыта работы) «Нет – Войне!» Из опыта работы воспитателя Урусовой. Н. С. г. Подпорожье 9 мая – день Великой Победы. Это день особенный. Он всегда вызывает.

Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы) «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) «Экологическое воспитание дошкольников» (из опыта работы) Не рвите цветов, ведь они увядают. Не трогайте птиц, ведь они погибают. Сердцем.

Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка. Развитие двигательной активности детей должно протекать.

Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы) Тема: «В мире волшебных кулис» (из опыта работы) воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 ст. Каневской Люльченко Татьяна.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Роль сказки в воспитании ребенка (из опыта работы) Все дети любят сказки. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Сказки представляют собой богатый материал для нравственного воспитания.

Семинар «Воспитание коллективизма у старших дошкольников» СЕМИНАР НА ТЕМУ «ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ПЛАН СЕМИНАРА: 1. Важность работы по формированию коллектива.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Экологическое воспитание из опыта работыЭкологическое воспитание из опыта работы Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Воспитание у ребенка коллективизма»
Опубликовано: 18 июня 2017 в 16:03
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД