Ирина Авдеева
Из опыта работы «Воспитание у ребенка коллективизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы.
«Воспитание у ребенка коллективизма»
Формируя у детей коллективизм, мы поощряем даже самые незначительные стремления к общению друг с другом.
Двое малышей делают попытку обменяться игрушками. И вот их намерения увенчались успехом без помощи взрослого. Можно похвалить: «Вика поиграла и отдала Ярославу. Молодец»
Публикация «Из опыта работы „Воспитание у ребенка коллективизма“» размещена в разделах
Играет Вадик один, но рядом с другими. Не плохо, ведь он научился не мешать товарищам, а это начало к делам окружающих. Мы отмечаем: «Хорошо играл, не мешал никому»
Улыбается ребенок другому- надо поддержать эти искорки симпатии, попытаться объединить детей, общей игрушкой, подсказать ход совместных игровых действий.
Например, Матвей и Сергей, оседлав лошадок, отправляются в путь. Они дружелюбно посматривают друг на друга, один подражает другому. Мы спрашиваем: «Куда едет Матвей? А куда едет Сергей? Ну и быстрые кони у вас! И Матвей, и Сергей ловкие наездники!» Этими словами мы подсказываем программу совместных действий. И вот уже один наездник состязается с другим, оба они обмениваются репликами, рождающими незамысловатые новые варианты игры. Это пока еще игры рядом, но с перспективой на объединение в общий сюжет.
Аня замкнута и неразговорчива. Утром войдет в группу и молча стоит у дверей. Потом подойдет к одной группе детей, к другой. Потом возьмет куклу и устраивается с ней на ковре подальше от детей. На прогулке одна. Держится от ребят особняком, и нам не всегда удается ее приобщить к играющим. На вопросы молча кивает головой – вот и весь разговор. Каждый день мы первыми здоровались с Аней, то интересную игрушку приготовим для нее, то веселую историю расскажем. То попросим помочь. И вот наконец наступил день, когда Аня, войдя в группу сказала долгожданное «Здравствуйте» С тех пор при виде воспитателя на ее лице появляется улыбка. Она уже не сторониться нас, а пытается сама что – то рассказать. Пока это первая искорка общительности. И не мало пройдет времени, прежде чем Аня с помощью нас, воспитателей преодолеет замкнутость, мешающую ей найти место среди сверстников.
Мы заботимся о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности.
Вначале мы побуждаем детей к общению с собой. Например, говорим: «Хочешь, я тебе расскажу…» Ребенок молчит, а затем, заинтересовавшись занимательным рассказом, начинает улыбаться, кивает головой, вставляет одно –два слова. В другой раз мы предлагаем: «Теперь ты расскажи мне» Или: «Покажи-ка новое платье» Похвалим, расспросим, ласково улыбнемся, и погладим малыша.
Мы побуждаем детей к общению друг с другом: «Саша, Оля и я- все вместе посмотрим игрушки» Здесь уже двое детей под воздействием воспитателя устанавливают контакт между собой. Или: «Можно пригласить Сашу и Олю, вместе посмотреть новые картинки» У детей возникает желание высказаться по поводу изображенного на картинке.
Формирование черт коллективности начинается с объединения детей в интересной игре, вокруг забавной игрушки, увлекательной книжки. Все это радует их, создает общие переживания. Сколько эмоций вызывает у детей игрушка, в руках воспитателя! Любимая кукла заговорила с ними! Затем они уже сами ее моют, одевают, берут на прогулку. Иногда появляется в гостях у малышей смешной Буратино, рассказывает забавную историю о себе, а затем беседует о том, что дети видели на прогулке, чем занимались, во что играли, кто как вел себя. Но вот Буратино ушел, а разговоры о нем еще долго живут в группе. И театр игрушек, и песня, спетая на прогулке, и собранный из листьев букет, которым ребята украсят группу, побуждают к обмену впечатлениями, содействуют объединению, заставляют тянуться к обществу сверстников.
Уже малышей трехлетнего возраста мы учим проявлять чуткость к окружающим взрослым и сверстникам.
На прогулке Лена сидит поодаль от играющих и наблюдает за ними. Мы говорим девочкам: «Ей одной, наверное, скучно. Спросите ее, не хочет ли она поиграть вместе с вами» Маленький ребенок еще не способен замечать внутреннее состояние своего товарища. Мы подсказываем детям, как проявить внимание, сочувствие:»Оля, возьми красивую куклу и покажи новенькой Лене, пусть не скучает» ; «Толя ушибся, помоги ему встать, отряхни костюм»
По мере взросления детей их подводим к умению самостоятельно руководствоваться правилами: если видишь, кому-то больно- утешь; если новичок грустит о маме, о доме -отвлеки его интересными делами; если у твоего товарища что-то не получается -помоги, подскажи, посоветуй, не будь равнодушным к его переживаниям. С этой целью мы учим детей присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих: «Узнай у Тимофея почему. Почему он сегодня не весел» и т. д.
На общих делах мы побуждаем детей к сопереживанию. Совместная уборка групповой комнаты или участка, ожидание предстоящей экскурсии или подготовка к празднику, увлекательная игра или интересное занятие при целенаправленном руководстве педагога становятся средством создания у детей общих переживаний, сближающих их.
На участке дети увидели сломанное дерево- полечим его, подвяжем больную ветку. У нас заболел Кирилл, его положили в детское отделение. Как жаль, что все еще не поправился Кирилл: сегодня идем на прогулку, а он будет лишен этого удовольствия. Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, что сегодня кого- то нет в этой дружной семье, его ждут, ему надо посочувствовать. Так мы побуждаем ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему. Обычно в таких случаях завязывается обсуждение: чем его порадовать. Рисовали о том, что видели на экскурсии, лучший рисунок отправили Кириллу, пусть знает, что ребята не забыли о нем. После долгого отсутствия Кирилл вернулся в детский сад. Все дети радовались его приходу, тепло встретили, расспрашивали о самочувствии, рассказывали о новостях произошедших в группе. Здесь мы подчеркивали: как хорошо, когда все вместе.
Мы содействуем проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений. Вместе с опытом заботы о других к детям приходит понимание, что значит «один - за всех, все –за одного»
Мы намеренно используем любую ситуацию, которая ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Подарили новую игрушку покажи ее и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д. Так понятия «Я», «Мое» расширяются до понимания «Мы», «Наше». Рождается гордость за коллектив :»Мы были на экскурсии в библиотеке и нас похвалили за то, что мы хорошо себя вели»; «Мы быстро управились с уборкой участка потому, что работали дружно, все вместе»
Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью.
Воспитание коллективистов осуществляется в совместной деятельности детей. Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. Чтобы вместе действовать, от детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь, быть доброжелательным, воздерживаться от эгоистических побуждений. В общем, ребенку приходиться тормозить свои желания ради коллективного «мы», ради общих интересов.