Оксана Юрченко
Изобразительная деятельность в системе познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Это, прежде всего, познавательная деятельность. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Дети воспроизводят в своих работах то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы, но чаще появляются работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения.
Публикация «Изобразительная деятельность в системе познания окружающего мира детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов. В первые годы жизни у ребенка еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!
Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими ему людьми. Все, что увидел, что взволновало его, ребенок отражает в речи, рисовании. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что понравилось, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу кисточкой с клеем, ребенок приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов.
Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбу.
А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя. Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.
Для формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста, а так же для их умственного развития большое значение имеет знакомство с предметами и явлениями окружающей жизни, и в первую очередь, с игрушками.
Ребенку надо подержать ту или иную игрушку, поиграть с ней, показать, как ее можно использовать.
Для начала предлагаются простые по форме и цвету игрушки, а показывая их назвать цвет, форму. Например, взять мячик, подержать его в руке, поиграть, выполнить музыкально-ритмические движения. В руках у ребенка предмет оживает, становится любимой, желанной. Можно спеть песенку.