Папки-передвижки

Изучение уровня сформированности коммуникативной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе средствами игры

Елена Ильиных
Изучение уровня сформированности коммуникативной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе средствами игры

Аннотация : Формирование коммуникативной готовности детей в возрасте 6-7 лет определяется повышением качества современного образования является приоритетной политикой нашего государства в сфере образования. Помогает в формировании социально развитой личности ребенка. Использование игр влияет на развитие коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе.

Публикация «Изучение уровня сформированности коммуникативной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе средствами игры» размещена в разделах

Ключевые слова : коммуникативная активность, дошкольный возраст, игра, условия, игровая деятельность

Повышение качества современного образования является приоритетной политикой нашего государства в сфере образования. Дошкольное образование является первой ступенью в общей образовательной системе и в последние годы оно подверглось достаточно заметной трансформации.

Одной из первоочередных задач образовательной политики России является обеспечение одинаковых начальных условий для всех дошкольников на этапе поступления в школу.

При поступлении в школу главной трудностью, с которой сталкивается в стенах школы бывший детсадовец, является не освоение знаний в рамках учебных знаний, а адаптация к специфике новой «социальной ситуации развития ребенка».

Ребенок приходит в школу уже с небольшим объемом знаний, его интерес очень велик, хотя он многого не знает и не понимает. И не только в учебе. Он стремится утвердить себя в среде сверстников, показать свое отношение к нравственным нормам [1; 3; 6].

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.

Для формирования готовности ребенка к предстоящему обучению в школе необходима целенаправленная работа, которую следует осуществлять на этапе дошкольного детства, поскольку на этом этапе формируются предпосылки учебной деятельности, основы культуры общения, первичная социализация.

То есть здесь закладываются возможности и формируются достижения развития для успешной адаптации к новым условиям образования

В законодательной сфере необходимость развития готовности детей к обучению в школе регламентируется законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., [1] и ФГОС ДОС.

В педагогических исследованиях М. М. Безруких, Л. Г. Голубевой, Н. И. Гуткина, С. П. Ефимовой, С. А. Козловой, Т. О. Комаровой и др. [8;6] отмечается важность целенаправленного и своевременного формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к школьной учебе, успешность чего зависит от комплексного развития всех сфер жизни и развития ребенка.

Для эффективного и глубокого понимания коммуникационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста необходимо рассмотреть некоторые определения этого феномена.

Ч. Кули определяет коммуникацию как «механизм, обеспечивающий существование и развитие человеческих отношений. Он объединяет в себе все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени». [4]

Проблема коммуникативной готовности к школе изучается во взаимосвязи с нравственно-волевой готовностью.

Так, М. И. Лисина рассматривая готовность к обучению в школе как сложное интегративное психическое состояние, выделяет в данном феномене в качестве ключевого компонента именно коммуникативную готовность ребенка к школьному обучению [7].

Данный вид готовности включает в себя : информационно–коммуникативный компонент, обеспечивающий функционирование механизма приема и хранения информации; аффективно–коммуникативный компонент, связанный с переживанием ребенком своих отношений с другими людьми; регуляционно–коммуникативный компонент, оказывающий управляющее воздействие, регулируя поведение ребенка в процессе передачи и усвоения информации [8].

При поступлении в школу ребенок имеет определенный уровень развития общения. Так, в состав «базовых» предпосылок коммуникативной готовности входят следующие компоненты:

а) потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

б) владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

в) приемлемое (эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

г) ориентация на партнёра по общению;

д) умение слушать собеседника [2].

Следует отметить, что коммуникативная готовность относится к одному из четырех видов универсальных учебных действий, а именно «коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [7].

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми

Таким образом, коммуникационный процесс играет важное значение во взаимоотношениях людей, и то, как человек общается с окружающими, как он строит диалог общения, во многом определяет его значение в социокультурном развитии всего общества, это накладывает отпечаток и на его нравственное развитие и на становление его как языковой личности.

Поэтому так важно уделять этой проблеме внимание, начиная со ступени дошкольного детства.

Вместе с тем, процесс формирования готовности детей к школе, проникая во все компоненты педагогического процесса в детском саду, требует внесения определенных корректив, обусловленных наличием ситуации школьного обучения и понимаем сущности готовности современного ребенка к школе.

Так, поступление в школу является новым этапом социального развития ребенка, так как начало школьного обучения — это не просто смена деятельности, а качественные изменения в социальной ситуации развития ребенка как члена общества.

Поступление ребенка в школу связано с изменением его отношений с миром, а именно с взрослыми, сверстниками. Эти отношения составляют реальное многообразие образа жизни ребенка, ставшего школьником. Вступление в новую систему отношений во многом обусловлено уровнем социально-личностного развития старшего дошкольника, характеризующимся следующими критериями:

- появление интереса к новым видам деятельности: к овладению грамотой, к познанию, интеллектуальным играм, к результативной деятельности (Ш. А. Амонашвили, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);

- стремление к новой, школьной позиции, ее атрибутивной и содержательной стороне (Т. А. Нежнова, А. В. Бурма, М. Р. Гинзбург);

- способность к элементарной произвольной регуляции активности, умение ориентироваться на заданные образцы, требования (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. К. Котырло);

- проявление стремления к самоутверждению, признанию своих достижений со стороны окружающих, оценка своих действий, элементарное прогнозирование поступков (Р. Б. Стеркина, В. А. Маралов, Л. А. Регуш);

Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно при подготовке детей к школе.

Огромное значение игры для всестороннего развития личности раскрывается педагогами, психологами.

В частности, С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности, а в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется самая личность ребенка.

Игра является ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, разнообразие которой прямо влияет на успешную реализацию потенциальных возможностей ребенка, его творчество и развитие.

Поэтому для достижения этих целей педагоги используют многочисленное разнообразие игр с применением правил (дидактические, подвижные, благодаря которым происходит активное познание окружающего мира и учится ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах.

Коммуникативная готовность ребенка к обучению является одной из составляющих общей психологической готовности, куда входят такие компоненты, как интеллектуальный, мотивационный, эмоционально-волевой и социальный (он же – коммуникативный).

Под социальной готовностью понимается готовность ребенка к новым, незнакомым ему формам коммуникации, а также к новым условиям отношения ребенка к окружающему миру, социуму и самому себе в школьных условиях [12].

В игре особенно активно формируется психика дошкольника, подготавливается переход к новой возрастной ступени [4] и формируются качества, такие как самостоятельность, организованность, инициативность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.

Все это необходимо будущему первокласснику.

Наблюдения за играми позволяют педагогу определить, какие события школьной жизни более всего волнуют детей; насколько полно отображают ребята знакомые им явления и факты, что еще требует уточнения, как проявляется творчество и инициатива детей при подготовке к игре и по ходу создания игрового образа.

Для этой цели педагоги используют разные виды игр, в том числе игры с правилами (дидактические, подвижные).

Дидактические и подвижные игры дают ребенку все необходимые способности, ребенок в игре познает окружающий мир. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации.

Данный возрастной период можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением.

Во-первых, образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное в игровой деятельности.

Во-вторых, очень важно, чтобы соблюдались правила в игре. Игра с правилами — это большинство коллективных игр, которые учат общаться. Правила игры определяют способ игровых действий, характер, организуют и направляют поведение детей и их взаимоотношения.

С помощью правил ребенок в игре учится ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах. Сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого у дошкольника развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих [4].

В настоящее время для диагностики уровня сформированности коммуникативной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе существует достаточно большое разнообразие диагностических методик.

В педагогике даются разнообразные классификации игр дошкольника, это: творческие игры (сюжетно-ролевая, режиссерская, строительно - конструктивная) и игры с правилами (дидактические, подвижные). Несомненно, все игры оказывают положительное влияние воспитание будущего школьника.

Эти методики предназначены для диагностики различных компонентов готовности дошкольника к школе, например, социальная готовность, физическая, интеллектуальная готовность, волевая и личностная.

Среди них можно выделить методики таких авторов, как методика «Что здесь лишнее?» Р. С. Немова ( цель методики: исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения) [8]; ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека ( цель: выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций); методика «Графический диктант»

Описанные игры формируют умения вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, приглашение, вежливое обращение); соблюдать правила культуры общения в отношениях с друзьями, ориентироваться в ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком); педагогом, взрослым.

Соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику; получать информацию и снабжать таковой).

Таким образом, через игру ребенок развивается в эмоциональном, познавательном, творческом плане в сфере общения. Именно в игре происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым. В результате систематического участия в играх у детей закладываются основы успешной готовности к обучению в школе.

При целенаправленной работе педагогов коммуникативные умения детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу формируются, речь ребенка превращается в умственную интеллектуальную деятельность и средство эффективного общения с социальным окружением.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста является актуальной в современном образовании, ориентированном на обеспечение необходимой и достаточной готовности ребенка к школе.

Овладение коммуникативными умениями детьми 6-7 лет обеспечивают успешность в школьной жизни. Ребенок, приходя в школу, окунается в среду, изобилующую постоянными контактами в учебном и внеучебном взаимодействии как со взрослыми - учителями, родителями одноклассников, социальными партнерами школы, так и со сверстниками-одноклассниками, другими детьми.

Учебная деятельность как коллективная может быть успешна, если ребенок овладел основами коммуникации и применяет коммуникативные умения разного плана (информационно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные и регуляционно-коммуникативные) в условиях учебного сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ официальный текст по состоянию на 29. 12. 2022) "Об образовании в Российской Федерации" / / Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.

2. Авдулова, Т. П. Психология игры : современный подход / Т. П. Авдулова. – М: Академия, 2009. – 208 с.

3. Бондаренко, А. К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик – М. : Просвещение, 1983. –192 с.

4. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М. : Юрайт, 2020. 128 с

5. Белухин, Д. А. Основы личностно - ориентированной педагогики - М. : «Новая школа», 2019. - 320с.

6. Валасина А. Коммуникативные игры. [Электронный ресурс] Режим доступа: https: // rodnaya-tropinka.ru/kommunikativny-igry/#ixzz4TgsTOE3R

7. Выготский Л. С. Мышление и речь – М. : Лабиринт, 2011 352 с.

8. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] /Л. С. Выготский— М. : «Эксмо», 2018. — 1136 с.

9. Галущинская, Ю. О. Основы педагогического мониторинга воспитания коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Ю. О. Галущинская. – Курган. - 2001. – 37 с.

10. Гоголева, Г. Н., Токаева, Т. Э. Игры с правилами как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе / Г. Н. Гоголева, Т. Э. Токаева // Пермский педагогический журнал. – 2019. – № 10. – С. 27–30.

11. Евдокишина, О. В. Педагогическое проектирование формирования коммуникативной готовности старших дошкольников к обучению в школе : автореф. дис. …канд. пед. наук 13.00.07 Теория и методика дошкольного образования / О. В. Евдокишина – Челябинск, 2008. – 26 с.

12. Крылова, Н. М. Детский сад – дом радости: метод. комментарии к примерной основной образовательной программе дошкольного образования / Н. М. Крылова. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.

13. Лисина, М. И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капченя. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 135 с.

14. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Изд. центр «Академия», 2014. - 560 с.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Конспект коммуникативной игры в старшей группе «Угадай — кто я?»Конспект коммуникативной игры в старшей группе «Угадай — кто я?» Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Вы любите играть? Простой вопрос, а сколько эмоций он вызывает! Играть любят,.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение уровня сформированности коммуникативной готовности детей 6–7 лет к обучению в школе средствами игры
Опубликовано: 4 апреля 2023 в 07:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД