светлана широбокова
Языковое погружение — ключ к освоению национального языка
▼ Скачать + Заказать документы
Языковое погружение – ключ к освоению национального языка.
Общеизвестно, что число говорящих на финно-угорских языках уменьшается с огромной скоростью в центральной России, где живут мордва, марийцы, коми и удмурты. Хуже всего дело у мордвы и удмуртов. Существует угроза исчезновения удмуртского языка через 100 лет. Вместе с языком исчезнут культура и духовные ценности удмуртов. Исчезнет самобытность, исчезнет целая национальность.
Публикация «Языковое погружение — ключ к освоению национального языка» размещена в разделах
Для решения этой серьезной проблемы необходимо создавать условия для обучения языку и культуре удмуртского народа на базе образовательных учреждений.
Наиболее целесообразно начинать знакомить детей с языком и культурой уже в дошкольном учреждении.
Работа по языковому погружению должна начинаться уже в раннем возрасте.
Почему надо начинать изучение национального языка в дошкольном возрасте?
O Дети в общении более свободны и открыты;
O Наиболее восприимчивы к усвоению другого языка;
O В любой культуре чувствуют себя как дома;
O С интересом знакомятся с каждой новой культурой;
O Ценят свою культуру;
O Изучают и усваивают язык в игре, что очень хорошо для подготовки к школе;
O Приобретают для себя в будущем лучшие возможности на рынке труда.
Что такое языковое погружение?
Языковое погружение – это один из наиболее действенных методов двуязычного обучения. Это метод обучения языку, когда создают условия обучения наиболее близкие к естественным. Его преимуществом и сильной стороной являются системность, методическое единство и научная основа.
Цели и задачи языкового погружения :
O Дать детям знания удмуртского языка соответственно возрасту;
O Вводить удмуртский язык в ежедневную обиходную жизнь детей во время их пребывания в детском саду;
O Прививать стойкий интерес и уважение к удмуртской культуре и традициям через игры, на занятиях, прогулках, в режимных моментах;
O Поддерживать интерес детей к изучению удмуртского языка, в т. ч. в семье;
O Формировать сознательное желание ребенка продолжать изучать и совершенствовать удмуртский язык в школе.
Задачи ДОУ, работающего по методу языкового погружения.
O 1. создать условия для всестороннего личностно-ориентированного развития ребенка и изучения им удмуртского языка в непринужденной, естественной форме;
O 2. научить ребенка применять два языка в повседневной жизни (в режимных моментах, в игре, на прогулке, в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности);
O 3. использовать оба языка в зависимости от условий коммуникации во всех образовательных областях;
O 4. сделать удмуртскую культуру близкой и понятной детям, способствовать развитию творчества на целевом языке с опорой на финно-угорскую культуру.
Принципы обучения:
O Создание развивающей среды в группе (наглядности и доступности);
O Создать эмоциональный положительный настрой детей на пребывание в удмуртской языковой среде;
O Ежедневное активное использование удмуртского языка в общении с детьми;
O Учет индивидуальных возможностей и уровня развития каждого ребенка, а также особенностей культуры и традиций в семье;
O Не перегружать детей, дозировать объем материала;
O Проводить обучение в игровой форме с использованием разнообразного наглядного материала;
O Проводить обучение в разных помещениях детского сада и за пределами территории;
O Проводить комплексные занятия совместно с другими педагогами детского сада;
O Активизация использования простых фраз и предложений в общении детей с воспитателем и между собой в ходе игр, режимных моментах;
O Активно использовать обучение на улице для закрепления словарного запаса и расширения возможностей использования речи;
O Сотрудничать со школой по преемственности в сфере обучения удмуртскому языку – учитывать использование методики языкового погружения в детском саду.
Работа по языковому погружению в раннем возрасте (1 младшая группа)
Работа в группах раннего возраста строится на частичном языковом погружении. При частичном языковом погружении, детский сад адаптирует программу под конкретный возраст детей. Язык обучают в естественной обстановке. Язык не заставляют учить, а мотивируют говорить. В этом случае языковое погружение осуществляется одним из воспитателей группы. Второй воспитатель и помощник воспитателя так же поддерживают программу.
Языковое погружение в режимных моментах.
Ву ву пылат ымнырме
(водичка водичка умой мое личико)
Киосмес выллань жутом, чабом
Пыдынымы тапыртом
Паллянэ но буре берытском
Собере шонер султом
(руки вверх поднимем, похлопаем
Ножками потопаем
Налево направо повернемся
И прямо встанем)
Изь, изь, нуные, зарни бугоре. (спи, спи, дитятко,золотой клубочек)
Жогак гинэ султиськом
Диськутмес дисяськом
(быстро собираемся
На прогулку одеваемся)
Языковое погружение во время игровой деятельности.
Кубиста басьтод-а? (капусту купишь)
Кутэн шудон. (лапоть)
Взаимодействие с педагогами ДОУ.
Национальная кухня.
Туннэ милям ныгылиен шыд но перепеч (суп с клецками и перепечи)
Работа с родителями. (создание картотеки удмуртских блюд, индивидуальные консультации)
Мы тиледды тодматимы уженымы. Ужмес азьланьтыны малпаськомы. Сизиськом ваньдылы юн тазалык, но ужын азиськонъёс.
(Мы вас познакомили с нашей работой. Мы планируем продолжить работу над языковым погружением. Все вам желаем здоровья, новых достижений и успехов в работе.)