Папки-передвижки

Урок по литературному чтению произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» в 3 классе школы УМК России

Луиза Садриева
Урок по литературному чтению произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» в 3 классе школы УМК России

Предмет: литературное чтение

Класс : 3

УМК: Школа России

Тема: «К. Г. Паустовский. "Растрепанный воробей. Герои произведения, их характеристика".

Тип урока : Комбинированный. Закрепление и систематизация новых знаний

Данному уроку предшествовали темы :

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с автором и произведением.

Публикация «Урок по литературному чтению произведения К, Г, Паустовского „Растрёпанный воробей“ в 3 классе школы УМК России» размещена в разделах

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Оборудование и ресурсное обеспечение: портрет К. Г. Паустовского, проектор, видеозапись фрагмента из м/ф «Растрепанный воробей» по мотивам произведения К. Г. Паустовского, учебник «Родная речь» ч. 2. Климанова Л. Ф., карточки с заданием для групповой, индивидуальной работе и работе в парах, кормушки и скворечники.

Цель:Формировать умение давать характеристику персонажам, анализировать и сравнивать героев произведения, делать выводы.

Задачи:

1. Обучающие : продолжить знакомство с произведением К. Паустовского «Растрёпанный воробей», обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного; учить детей составлять характеристики героев, находить в тексте отрывки, соответствующие их словам, обучать краткому пересказу;

2. Развивающие: развивать речь, логическое, образное и ассоциативное мышление учащихся, умение грамотно читать язык экрана; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость в детях, развивать осознанное отношение к окружающему миру и умение выражать его как в словесной, так и в художественной форме;

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, к близким, к окружающему миру, сострадания к "братьям меньшим".

Планируемые результаты:

Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения, принятие чужой точки зрения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о различии сказки и рассказа, анализировать, сравнивать характеристика героев и их поступка.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения на события

Предметные –воспринимать прочитанный текст, уметь пересказывать сказку близко к тексту, осмысленно правильно читать, отвечать на вопросы, соотносить пословицу с темой урока, давать характеристику героям и их поступкам.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения, смена видов деятельности на уроке.

Ход УРОКА.

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой

Учитель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей (дети поворачиваются к гостям, приветствуют кивком головы, присаживайтесь, пожалуйста.

- Звучит музыка из балета «Золушка» С. Прокофьева.

(фрагмент сценки из сказки)

На столе стоят кормушки и скворечники. На кормушке сидит воробей. На ветке сидит ворона.

II. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, вы узнали из какого произведения эти герои?

Ответы детей: Это герои из сказки «Растрепанный воробей».

Учитель: А кто автор этой сказки?

Ответы детей: Константин Георгиевич Паустовский.

(Слайд 1-портрет К. Г. Паустовского)

Учитель: Что вы запомнили о писателе?

Ответы детей: К. Г. Паустовский писал рассказы и сказки о людях и животных. Основными темами К. Г. Паустовского являются Родина, природа. Своими поэтическими произведениями К. Паустовский внушает великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. Его проза, музыкальная, легкая, грациозная, несет в себе огромный запас знаний о мире, о его могучем животворном начале, но и о его хрупкости.

Учитель:К. Паустовский – удивительный автор, несущий детям через своих героев настоящие эмоции и переживания, повествуя о верности, благодарности и настоящей любви. Рождённый до революции, он много путешествовал и многое повидал в жизни. Ещё в юности он познал боль утраты. У его родителей было четверо детей: дочь и трое братьев. Юноши участвовали в Первой мировой войне. В результате в живых остался единственный брат Галины Паустовской (Г. П.) – Константин. (Слайд -2)

Девиз нашего урока : «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного». - Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей:

Учитель: К какому жанру мы отнесли это произведение – сказке или рассказу?

Ответы детей: Это сказка.

Учитель: Почему?

Ответы детей: Потому что здесь вымышленная история. Воробей не может на самом деле найти и вернуть пропавшую вещь. (Другие высказывания детей, подтверждающие, что это сказка).

Учитель:А можно ли его отнести к рассказу?

Ответы детей: Можно.

Учитель: Почему вы так думаете?

Ответы детей: Здесь описываются реальные люди и события, которые могли произойти на самом деле.

III. Подготовительный этап

1)Постановка проблемы

Учитель: Теперь давайте перечислим героев сказки «Растрепанный воробей».

Ответы детей: Герои сказки – это девочка Маша, ворона, воробей Пашка, мама, Нянюшка Петровна. (Слайд – 6)

Учитель:Кто из них является главными героями?

Ответы детей: Главные герои – это Маша, воробей Пашка и ворона.

Учитель: Как вы думаете, зачем мы перечислили героев сказки?

-Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Кто попробует назвать тему и цель урока?

Ответы детей: Будем говорить об этих героях.

Давать им характеристику, рассказывать об их жизни.

Будем учиться давать характеристику персонажам.

Тема: «Характеристика главных героев».

Цель: Научиться давать характеристику героям, уметь работать с учебником.

(Слайд – 7)

2) Работа в парах

Учитель: Дома вы перечитали сказку-рассказ. Сначала давайте вспомним события по порядку, которые происходят в сказке «Растрепанный воробей». У вас на партах лежат листочки с основными названиями этих событий. Ваша задача восстановить цепочку этих событий, в правильном порядке. Расставить цифры в нужном порядке.

(На партах лежат листочки с планом. Дети распределяют эти события в нужной последовательности)

Проверка. Один ребенок выходит к компьютеру и расставляет цифры по порядку,

(https://learningapps.org) (Слайд – 7)

Цепочка событий (Приложени 1) (Слайд – 8)

1.«Маша стояла у окна».

2. «Мама… готовилась впервые танцевать Золушку».

3. «Мама вынула стеклянный букет».

4. «Ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка».

5. «Маша принесла Пашку домой».

6. «Пашка… соображал, чем бы Машу отблагодарить».

7. Пашка… услышал рассказ об украденном букете».

8. .«Воробьиначали один за одним проскакивать в ларёк».

9. «Воробьи… начали один за одним проскакивать в ларёк».

10. Кончился спектакль. Воробей на лету бросил… маленький хрустальный букет».

11. «От маленькой радости смеются, а от большой – плачут»

IV. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

Учитель:Ребята, с каким из героев сказки мы знакомимся вначале произведения?

Ответы детей: Первой мы узнаем Машу.

Учитель: Что вы знаете о семье Маши? (краткий пересказ эпизодов)

- Кем был Машин отец?

Ответы детей: Машин отец был моряком, что потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием «Камчатка», и вернется нескоро, только весной»

- Что можем сказать про ее маму?

Ответы детей: Машина мама – балерина: «… она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу», «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль Петровну и Машу».

- Что вы знаете о нянюшке?

Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей, что она уже пожилой человек. Что она добрая и немного строгая.

Учитель: Где мы видим первое появление вороны? (Зачитайте ответ)

- При каких обстоятельствах знакомимся с воробьем Пашкой? (Зачитайте)

Работа в группах.

Учитель: Мы вспомнили содержание сказки, теперь давайте объединимся и поработаем в группах. Вам нужно на листочках написать, как можно больше качеств, которыми обладает данный персонаж по вашему мнению. О каком герое вы будете писать, узнаете, когда выберите себе листок. Воспользуйтесь планом, который у вас в тетрадях или смотрите на слайде. Вы помните, что мы даем краткую характеристику и не всегда пользуемся всеми пунктами плана. Пользуйтесь учебниками и указывайте странички в подтверждение своих слов.

(приложение 2)

Проверка задания.

1. Проверка образа Маши. Представитель от группы зачитывают качества персонажей, другие представители дополняют, но не повторяются. Вопросы:

Маша – добрая девочка, она заботится о раненом воробье. «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила» Стр. 18. Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша»(стр. 19).

Любознательная. Это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. (стр. 14)

Любопытная. «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом. (стр. 19)

Впечатлительная. Это ярче всего проявляется во время спектакля, в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене : «Золушка!» - тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены».

- А теперь давайте сравним ваши образы с тем, какими видит этих героев мультипликатор. Для этого мы посмотрим фрагменты из мультфильма по сказке К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей».

(Просмотр фрагментов о Маше, воробье и вороне) Рассуждаем, совпало ли словесное описание героев учащимися с образом мультипликатора? (Слайд – 9)

2. Рассмотрим образ вороны, который записан на листочках, вторая подгруппа дополняет, но не повторяется.

Седая (стр. 14) Но непонятнее всего была седая ворона. Наглая (стр. 15) Как только Петровна и Маша уходили, ворона протискивалась в комнату, хватало первое, что попадалось на глаза, и удирала. Разбойница (стр. 15) –Разбойница! Опять чего-нибудь уволокла. Скупая, сварливая (стр. 15)Ворона была скупая и сварливая. Ребята, а как вы понимаете значение этих слов. (ответы детей). А давайте найдем точное значение этих слов в толковом словарике и зачитаем. (Дети находят значение слов).

Жестокая (стр. 17) Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула…

Посмотрите на свои рисунки. Сравниваем ваши слова с рисунками. А как видит мультипликатор эту героиню посмотрим на слайде. (Слайд – 10)

Физкультминутка

Учитель: Хорошо поработали, пришло время и отдохнуть. (проводит один из уч-ся под музыку)

Вот на ветках посмотри (руки вверх, показывают веточки)

В серых майках воробьи (руками хлопают по бокам, показывают грудки)

Распустили перышки (руки слегка в стороны)

Греются на солнышке (шевелят пальчиками)

Головой вертят, вертят (повороты головой вправо, влево)

Улететь они хотят. (бегут на месте, взмахивая руками)

Кыш! Кыш! Улетели. (машут руками)

А мы на место тихо сели (садятся на места)

3) Продолжаем работать над образами.

У нас остался самый главный герой –это воробей. Посмотрим первый фрагмент.

- А что вы записали о воробье? Зачитайте свои ответы. Похоже ли ваше описание с мультяшным героем?

Беспризорный (стр. 17) –Эх ты, беспризорник!- сказал милиционер. (Как вы думаете, кто такой беспризорник? –ответы детей). Несчастный (стр. 17) Невесёлой жизни ты воробей! Голодный (стр. 17) Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода. Благодарный (стр. 18) С тех пор Пашка каждый день прилетал к Маше, поклёвывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить. Сообразительный. (стр. 20) Потом, когда мама пошла на репетицию в театр, Пашка увязался за ней. Юркий (стр. 17) Ворона застала Пашку, как только он юркнул в ларёк…Ребята, а как вы понимаете слово юркнуть? –ответы детей. Найдите, пожалуйста это слово в словарике. Растрепанный (стр. 22) … в то самое время в зрительный зал ворвался маленький, растрепанный воробей.

А как вы понимаете это слово? – ответы детей. Давайте дадим точное определение этому слову. Ищем в толковом словаре.

Что задумал Пашка? Смог ли он в одиночку одолеть ворону?

Кто пришел к нему на помощь? Вспомним пословицы о дружбе. (Один в поле не воин. Один за всех и все за одного). (Слайд – 11)

Учитель :Ребята! Как нужно относится к птицам? А зимой? (Слайд – 12-13)

Как их правильно нужно кормить? Какую пользу приносят людям?

Ответы детей:

Индивидуальная работа

Учитель: А сейчас я хочу проверить, насколько внимательно вы читали текст и хорошо ли вы помните подробные детали о других героях произведения. Поработаем с тестом. (Индивидуальный тест для каждого ребенка лежит у каждого на парте) Приложение 3.

1. Как звали нянюшку Маши?

а) Ивановна;

б) Степановна;

в) Петровна.

2. Мама Маши в театре:

а) пела;

б) играла;

в) танцевала.

3. Мама готовилась танцевать:

а) Снегурочку;

б) Золушку;

в) Красную Шапочку.

4. Маленький букет цветов был сделан из:

а) хрусталя;

б) тонкого стекла;

в) толстого стекла.

5. Папа должен был вернуться:

а) весной;

б) летом;

в) осенью.

6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала:

а) когда Петровна уйдет;

б) когда Петровна уйдет и уведет Машу;

в) когда Петровна откроет форточку и уйдет с Машей.

Взаимопроверка: Я читаю вопрос, дети дают ответы, кто выполнил верно- поставьте себе 5.

V.Закрепление. Значение произведения.

-Почему рассказ вошёл в хрестоматии по литературе?

-Потому что он о настоящих чувствах. Стеклянный букетик дорог маме Маши не по причине его высокой стоимости. Это память о любимом человеке – Машином отце. Будучи моряком, тот храбро сражался на фронте с фашистами, а в мирное время проходил службу на далёкой Камчатке. Он просил Машину маму приколоть букетик к платью в день важной для неё премьеры, чтобы быть уверенным, что она помнит о нём. Это так необходимо – помнить о дорогом человеке в свой самый счастливый день.

Мама, застигнутая за разговором с букетиком, полагала, что дочь её не поймёт. Это обидело девочку, которой казалось, что она способна постигнуть тайну взрослых чувств и их сложность. На самом деле Маша только учится их постигать, удивляясь, почему от счастья не только смеются, но и плачут. Достижение всеобщей радости стало возможным благодаря заботе девочки о маленьком воробышке. Она делала это бескорыстно, что заставляет задумываться о важности доброты и внимания к ближним.

VI. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Вы все хорошо потрудились, и пришло время подвести итоги.

-Что сказочного в произведении?

-Что вас удивило в сказке?

-Что бы вы хотели изменить…

VII. Подведение итогов. Выставление отметок

Все сегодня работали хорошо. Но хочу отметить тех, кто работал сегодня на уроке более активно. По работе с тестами так же все получат отметки.

VIII. Домашнее задание

Давайте поспешим, друзья

Записать задания

Приложить прошу

Максимум внимания

1)Пересказ наиболее понравившегося эпизода из сказки «Растрепанный воробей».

2) Нарисовать понравившийся сюжет.

3)Проследить за поведением птиц в их жизни и сочинить свою сказку.

Подошел к концу урок.

Прозвенит сейчас звонок.

Всем мальчишкам и девчонкам,

Всем, всем, всем, СПАСИБО ЗА УРОК!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о художественных работах учащихся 3 класса к сказке К. Паустовского «Растрёпанный воробей»Фотоотчёт о художественных работах учащихся 3 класса к сказке К. Паустовского «Растрёпанный воробей» Доброго дня, многоуважаемые друзья и коллеги! Представляю Вашему вниманию художественные работы учащихся к сказке Константина Паустовского.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных» Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений. ЦЕЛИ: • Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба» • Воспитание.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Викторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классеВикторина по литературному чтению «Мир зимней сказки» во 2 классе Доброго дня, уважаемые друзья! Все мы с нетерпением ждём новогодние праздничные дни, а с особым ожиданием и верой в лучшее, мы ждём новогоднюю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по литературному чтению произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» в 3 классе школы УМК России
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 08:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД