Ольга Дацко
К вопросу об изучении взаимосвязи социально-психологического климата в педагогическом коллективе и трудовой мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
Дацко Ольга Владимировна
МБДОУ № 21, старший воспитатель
Краснодарский край Приморско-Ахтарский район станица Приазовская
К вопросу об изучении взаимосвязи социально-психологического климата в педагогическом коллективе и трудовой мотивации сотрудников ДОУ
Аннотация: в статье автор описывается исследования, проводимые в МБДОУ № 21 с целью изучения трудовой мотивации и социально-психологического климата и определения их взаимосвязи.
Публикация «К вопросу об изучении взаимосвязи социально-психологического климата в педагогическом коллективе и трудовой мотивации» размещена в разделах
Ключевые слова: мотивация, социально-психологический климат, взаимосвязь, особенности мотивации и социально-психологического климата в коллективе.
В научной литературе исследуются различные аспекты профессиональной деятельности, в том числе, проблемы саморазвития и профессионального роста педагога. Среди прочих обсуждаемых проблем особое место принадлежит мотивации и формированию социально-психологического климата в коллективе.
Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе является одним из условий построения продуктивной системы мотивации членов коллектива. В связи с этим вопрос изучения социально-психологического климата как фактора, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе, и его связи с уровнем развития трудовой мотивации представляется чрезвычайно важным и актуальным.
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов, социологов, психологов, разрабатывающих проблему трудовой мотивации и социально-психологического климата, таких как А Маслоу, С. Е. Кузмин, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов, О. И. Зотова, МакКлелланда, Ф. Герцберг, В. Врума, и др.
Целью статьи является обсуждение анализа изучения взаимосвязи социально-психологического климата в педагогическом коллективе и трудовой мотивации сотрудников.
Результаты теоретического анализа литературы свидетельствует о том, что на производительность труда педагогических работников образовательного учреждения влияют как экономические, социально-политические факторы, так и психологическая атмосфера в коллективе.
Большое влияние на успешность организации оказывает поведение сотрудников. Создание грамотной системы мотивации в организации позволяет повысить результативность и эффективность образовательной организации в целом за счет высокого качества труда каждого педагога при условии его удовлетворенности своей деятельностью. Мотивация труда – это психологические механизмы, которые побуждают людей трудиться. Система мотивации сотрудников организации включает в себя:
- систему прямой материальной мотивации (система оплаты труда);
- систему косвенной материальной мотивации (система дополнительных не денежных компенсаций);
- систему нематериальной мотивации. [1]
Обратимся к краткому анализу основных понятий, являющихся предметом нашего изучения по выбранной теме
Одним из первых раскрыл содержание психологического климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадений характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая — это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая — моральный климат, который определяется принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая — это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками. В целом, этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива образовательного учреждения [3].
Советский психолог К. К. Платонов считал, что социально-психологический климат является лишь одним, хотя и немаловажным, компонентом внутренней структуры группы, и он определяется межличностными отношениями в ней. Межличностные отношения в коллективе создают общее настроение группы, влияют на мотивационные процессы, от чего и зависит степень активности в достижении целей коллектива в целом [5].
Анализируя понятие социально-психологического климата, Б. Ф. Ломов включает в него систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие, систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [2].
В своих работах Б. Д. Парыгин определяет социально психологический климат как доминирующий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который имеет разнообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности. [6]
Можно сделать краткое заключение в теоретической части о том, что психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.
Анализ различных точек зрения на содержание понятия профессиональной мотивации и социально-психологического климата позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты вопрос о профессионализме педагога ДОУ стоит наиболее остро. Изменение парадигмы образования, утверждение гуманистического мышления и взаимоотношений, реализация идей личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании ставят педагога перед необходимостью овладения новыми знаниями, современными педагогическими технологиями и методиками, изменением стиля деятельности.
Известно, что именно мотивация призвана повышать качество работы, результативность, уровень предоставляемых услуг, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение и, в конечном счете, предотвращать отток специалистов.
Желание работать продуктивно подчас становится ключевым фактором достижения успеха организацией.
Не секрет, что можно поставить привлекательные и перспективные цели, разработать великолепные планы преобразования учреждения, установить в ней самое современное оборудование, но все это окажется напрасным, если педагоги не захотят трудиться в полную силу.
Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности, усилиям, достижениям. Иными словами, мотивировать кого-то - значит, добиться, чтобы человек захотел проявлять усердие, добросовестное отношение к своим обязанностям. В полной мере это относится и к педагогам.
В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу [4].
Эмпирическое исследование особенностей мотивации и социально-психологического климата в педагогическом коллективе проводилось с 1 марта по 27 марта 2017 года в МБДОУ № 21. В исследовании приняли участие 17 педагогов и сотрудников ДОУ. Исследовать особенности мотивации педагогов и сотрудников помогла методика «Мотивация профессиональной деятельности», автор К. Замфир в модификации А. А. Реана. Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности показали:
Мотивационный компонент ВМ> ВПМ> ВОМ ВМ=ВПМ> ВОМ ВОМ> ВПМ> ВМ
Количество педагогов 9 (54%) 5 (29%) 3(17%)
На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
- у 9(54%) и 5(29%) респондентов сохраняется сочетание наилучшего и оптимального комплекса ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. У этих педагогов и сотрудников активность мотивирована самим содержанием трудовой деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов и низкой эмоциональной нестабильностью.
-наихудшие мотивационные комплексы представлены следующим соотношением: ВОМ>ВПМ>ВМ; ВОМ>ВПМ=ВМ; ВОМ>ВМ>ВПМ и ВОМ=ВПМ=ВМ. Данные комплексы имеют 17 % респондентов. Это может свидетельствовать о безразличном, а вероятно, и негативном отношении к работе. Деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией, у этих педагогов высокий уровень эмоциональной нестабильности.
В «Экспресс-методике определения социально-психологического климата (О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто) социально-психологический климат понимается как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому, и позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.
По результатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по двум компонентам: эмоциональному и поведенческому. Когнитивный компонент в коллективе противоречивый. Эмоциональный компонент составляет менее 1/2 части (47%) из трёх компонентов, в то время как на долю когнитивного компонента приходится 1/7 части (14%, а поведенческого больше 1/3 части (39%).
Таблица № 3. Общие показатели социально-психологического климата в коллективе по «Экспресс-методике» О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто.
Компоненты %
Эмоциональный 47 % (13)
Когнитивный 14 % (4)
Поведенческий 39 % (11)
Наибольшие показатели получены по эмоциональному и поведенческому компоненту. Наименьший результат по когнитивному компоненту, это говорит о том, что коллектив не совсем сформирован, много новых сотрудников. Если говорить об общих показателях, то можно сказать что социально-психологический климат к коллективе педагогов МБДОУ № 21 благоприятный. В коллективе преобладает деловое, творческое настроение в течение рабочего дня, бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; - членам группы нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; - в отношениях преобладают одобрение и поддержка, высказывается добрая конструктивная критика. В коллективе хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В трудные для организации времена происходит сплочение и эмоциональное единение коллектива («один - за всех, и все - за одного»).
В качестве рекомендации по улучшению ситуации можно предложить комплекс тренинговых игр и мероприятий по улучшению СПК в коллективе.
Из проведенных исследований трудовой мотивации и социально-психологического климата в коллективе педагогов и сотрудников МБДОУ № 21 можно сделать вывод:
-у большинства педагогов МБДОУ № 21 активность мотивирована самим содержанием трудовой деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов и низкой эмоциональной нестабильностью;
- в коллективе преобладает деловое, творческое настроение в течение рабочего дня, бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между работниками, оптимизм в настроении;
Из этого следует вывод, что трудовая мотивация и социально-психологический климат в коллективе взаимосвязаны. Каждый член группы, имея свои индивидуальные особенности, влияет на социально-психологический климат коллектива, создавая и изменяя его согласно своему мировоззрению. Но и социально-психологический климат коллектива в свою очередь оказывает воздействие на каждого отдельного члена коллектива, заставляя его мыслить, действовать, достигать позитивных результатов.
Список литературных источников
1. Егоршин, А. П. Управление персоналом. Учебное пособие. [Текст] / Н. Новгород: НИМБ, 2003.
2. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2013.
3. Колинко, Ч. С. Психология в менеджменте: Учебное пособие. [Текст] / Ч. С. Колинко [и др. ]. – Тернополь, 1999. – С. 400.
4. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность. [Текст] / Л. Я. Аверьянов. Хрестоматия по психологии. – М. : Изд-во «Речь», 2000.
5. Педагогические технологии в условиях модернизации образования [Текст]: материалы международной конференции (24-25 сентября 2015 года) / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015.
6. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Учебное пособие. [Текст] / Б. Д. Парыгин. — СПб. : СПбГУП, 2003