Папки-передвижки

Как обеспечить психологическую безопасность ребенка

Татьяна Скрягина
Как обеспечить психологическую безопасность ребенка

Важную роль во время заболевания и в период выздоровления играет психологический климат. Дело в том, что более чем 60% болезней имеют психосоматическую природу. Человек болеет в том случае, когда защитных сил организма не хватает, чтобы противостоять микробам. Это происходит в результате физиологических стрессов (недостаток кислорода, витаминов, физические нагрузки, переохлаждение и т. д.) и психологических травм, в основе которых лежат конфликты в семье, ссо-ры с другими детьми и т. п. Кроме того, наличие физиологических стрессов накладывает отпечаток не только на физическое, но и на психическое состояние ребенка. Создание условий психологиче-ского комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название «психологической безопасности».

Публикация «Как обеспечить психологическую безопасность ребенка» размещена в разделах

Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психическое разви-тие ребенка, а следовательно, и более быстрое выздоровление. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка. Если дома мы еще в состоянии оградить ребенка от травмирующих факторов, то в детском саду в период выздоровления ребенка могут ожидать опасности.

Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние источники:

1. Физические:

-неблагоприятные погодные условия;

-недооценка значения закаливания, сокращение пребывания ребенка на свежем воздухе;

-нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;

-несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсут-ствие режима проветривания;

-враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не проду-мано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реали-зации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.

2. Социальные:

-манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоя-тельности и инициативы как в принятии решений, так и в поступках;

-межличностные отношения детей с другими детьми. Часто детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффек-тивных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чув-ство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка детский сад. Кроме того, в дет-ском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую так-же нет должной реакции педагогов;

-интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построен-ного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;

-неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересо-ванности ребенком со стороны взрослых;

-отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть :

1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного по-ведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формирова-нию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспо-мощности, когда приходится действовать самостоятельно.

4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например, сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

5. Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п.

общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. Это может привести к психологическому срыву (например, убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожи-дания).

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:

-в трудностях засыпания и беспокойном сне;

-в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

-в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

-в рассеянности, невнимательности;

-в беспокойстве и непоседливости;

-в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

-в проявлении упрямства;

-в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

-в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ре-бенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

-в игре с половыми органами;

-в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

-в снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения;

-в повышенной тревожности;

-в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других яв-лениях.

Все вышеперечисленные признаки говорят о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоци-онального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Для обеспечения психологической безопасности ребенка следует включить следующие мероприя-тия:

-систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка средствами физического воспи-тания: виброгимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры;

-аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, спо-собствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята);

-работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапия (лечение ис-кусством, творчеством) увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоцио-нальные резервы организма;

-музыкальную терапию – регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкаль-ных инструментах. Положительное влияние на развитие творческих способностей, на оздоровле-ние оказывает музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60-64 такта в минуту;

-предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы;

-расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми. Создание развиваю-щей предметно-пространственной среды.

Кроме психолого-педагогических способов создания психологического комфорта можно использо-вать и оздоровительные натуропатические рецепты. Лекарственные растения помогают организму приспособиться к вредным воздействиям химической и биологической природы, а также к непри-вычным условиям окружающей среды. Их применение должно быть включено в лечебно-профилактическую программу. Ниже говорится о двух таких растениях. Использование других со-гласуйте с врачом дошкольного учреждения. Применение элеутерококка в течение 1-2 месяцев по 3 раза в день (из расчета – по капле на год жизни) с третьим блюдом значительно снижает заболевае-мость ОРВИ и гриппом. Шиповник повышает устойчивость организма к охлаждению. 30-40 сухих плодов заливают стаканом кипятка и кипятят 5-7 минут. Отвар процеживают, охлаждают. Реко-мендуется пить по полстакана ежедневно в течение месяца.

Натуропатию называют разумным поведением в отношении здоровья. Ее главный принцип: в че-ловеке от рождения заложены возможности самоизлечения. Натуропатия поддерживает эти усилия организма. Основные ее средства – лечебная диета, физические упражнения, водные процедуры. Они успешно применяются в программах реабилитационного периода и как профилактические для детей, страдающих хроническими заболеваниями.

При повышенной тревожности, стрессовом состоянии в период адаптации рекомендуется добав-лять в пищу витамины группы В (по согласованию с врачом, давать молоко и жидкие молочные продукты на ночь, проводить утреннюю гимнастику и влажные обтирания.

При заболеваниях органов дыхания (бронхитах, длительном кашле) исключить молоко и молочные продукты, сладости, в том числе и сдобные булочки, делать специальные дыхательные упражне-ния, ежедневно надувать по 2 воздушных шарика, массировать спину, ставить горячий и холодный компрессы на спину и верхнюю часть груди, включать в рацион чесночные гренки.

При аллергических реакциях на пыльцу растений исключить молочные продукты, давать больше витамина С (по согласованию с врачом, промывать глаза и нос дистилированной водой.

При насморке исключить молочные продукты и сладости, давать есть чеснок, пить теплые фрукто-вые соки, увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).

При простуде исключить продукты, содержащие крахмал, молоко, сахар. Поить теплыми фрукто-выми соками, травяным чаем. Увеличить дозы витамина С (по согласованию с врачом).

Публикации по теме:

Консультация «Безопасность ребенка» Здоровье детей во многом зависит от нас, взрослых. И в первую очередь — от родителей, так как малыши беззащитны, доверчивы, верят взрослым.

Безопасность ребенка на улице "Безопасность ребенка на улице" Возможно, кое-кто из родителей малышей подумает, что эта статья не для него. Еще не один год пройдет, пока.

«Влияние современных мультфильмов на психологическую составляющую готовности к школе». Консультация для родителей Скоро Ваш ребенок, а вместе с ним и Вы шагнете на порог школы. А пока у нас (родителей и воспитателей) еще есть время, чтобы подготовить.

Месячник «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.

Консультация «Безопасность ребенка дома» Источники потенциальной опасности для детей 1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться: спички;.

Консультация «Безопасность ребенка «Один дома» Безопасность в домеЕсть известная поговорка, в которой говорится о том, что дом является для человека крепостью. Значит, находясь в своем.

Консультация для родителей «Как обеспечить безопасность детей летом» Вот и наступило лето! Летняя пора для многих из нас самое любимое время года - пора отдыха. Когда наступает тёплое время года, дети большую.

Консультация для родителей  «Как обеспечить безопасность ребёнка до трёх лет дома» Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3.

Консультация для родителей «Как обеспечить ребенку хороший старт двигательно-игровой деятельности в семье» «Как обеспечить ребенку хороший старт двигательно-игровой деятельности в семье» До того как ребенку исполнится 6 лет, родители должны сделать.

Памятка для родителей «Безопасность ребенка» ДЕТИ И ЖИВОТНЫЕ Воспитанные домашние животные не станут причинять человеку зла. Однако некоторые люди плохо воспитывают своих питомцев,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как обеспечить психологическую безопасность ребенка
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 12:38
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД