Получи документы

Как предупредить возникновение затруднений у детей при обучении их грамоте

Людмила Клименко
Как предупредить возникновение затруднений у детей при обучении их грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

В первую очередь необходимо обратить внимание на произношение вашего ребенка: правильно ли ребенок выговаривает слова, звуки? Так, пропуски гласных и согласных, перестановка букв слове, перестановка и выпадение слогов, появление лишних букв или слогов в слове обусловлены несформированностью фонетического слуха и связанных с ним анализа и синтеза слова. Порой бывает и так, что перед школой с ребенком работали над исправлением произношения, но он все же путает схожие звуки и буквы, заменяет их (например, с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др., в результате чего на письме допускает много ошибок. Это обусловлено тем, что фонематическое восприятие еще недостаточно сформировано, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой, похожие звуки не дифференцированы. Значит, работу следует продолжить. Ее можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к логопеду.

Публикация «Как предупредить возникновение затруднений у детей при обучении их грамоте» размещена в разделах

Возможно использовать следующие игры, которые не требуют специальной подготовки и организации.

По дороге из школы домой, можно сказать ребенку: «Давай поиграем! Я скажу, а ты попробуй повторить за мной, затем скажи сам, четко выговаривая каждые слово и звук». Цель таких упражнений – отработка четкости артикуляции.

Высказывания и фразы для воспроизведения:

Мама мылом мыла Милу, не любила мила мыло (л-м).

Ткет ткач ткани на платок Тане6 (сочетание согласных тк, пл).

Очень часто блюдца у Танечке бьются (ч-ц).

Лара у Вали играет на рояле (р-л).

Ученица-озорница получила единицу (ч-ц).

У ежа ежата, у ужа ужата (ж).

На воре трава, на траве дрова (стечение согласных тр, др).

Сеня – незнайка, а Зина – зазнайка (с-з).

Саша любит сушки, а Соня ватрушки (с-ш).

Можно проводить и речевые игры.

Игра «У кого хороший слух?» развивает фонематический слух и звуковой анализ. Называется ряд слов, содержащих звук, который ребенок произносит (или произносил) неправильно и сейчас путает на письме. Услышав звук в слове. Он должен подать сигнал (например, хлопнуть в ладоши, поднять руку и т. п.).

Затем предлагается поделить слово на части (слоги) и определить, в какой их них находиться звук. Если у ребенка не получается проделать это на слух, тогда надо использовать наглядные опоры. Например, ребенок путает или не произносит «ш». Берутся картинки, на которых изображен шар, шапка, машина, кошка, Наташа и т. д. Каждое слово (картинка) «записывается» полоской, каждый звук изображается кружком:000. ребенок должен услышать звук «ш», определить, стоит он в начале, середине или конце слова. В результате следует вывод: в слове «шар» — один слог, три звука. В слове «кошка» — два слога, звук «ш» — в первом слоге, по счету — третий. Этому помогает схема 000 00.

Аналогично поводятся игры на любой звук, на дифференциацию сходных по звучанию звуков. Главное, чтобы ребенок научился слышать и узнавать заданный звук, определять его место в слове, записывать соответствующей буквой. При овладении этим навыком дисграфические (неспецифические) ошибки исчезнут. Если возникнут затруднения, сложности, следует обратиться к логопеду.

Можно давать для тренировки маленькие стишки, речитативы, скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах шеки.

Мороза моржи не страшатся,

Моржи на морозе резвятся.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

Скажи потише: «Шесть мышат», —

И сразу мыши зашуршат.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил.

Самосвалом я зовусь,

Сам я сваливаю груз.

Разгружать меня не надо, все такой машине рады.

Не хвалюсь я, не хвалюсь,

Вовсе я не самосвал.

Самосвалом я зовусь,

Самосвал я, самосвал!

(М. Лепилина)

Свиду бабушка Улитка

и сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней

И отведайте сластей.

В звезде найдешь ты букву «з»

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

(С. Маршак)

Считалка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем снова мы считать.

Зайка, зонтик, змей, корзинка,

Ваза, воздух и резинка,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись.

(Л. П. Успенская, М. В. Успенский).

Очень важным является наглядное восприятие того, что предлагается ребенку. У детей с особенностями психическое развития зрительное восприятие оказывается нарушенным. Это может быть недостаточность фиксации взора, сужение поля зрения, птоз, снижение остроты зрения, малый объем восприятия и т. д. Все это не позволяет сосредоточиться на задании. Ребенку трудно запомнить графический образ букв, он путает сходные по написанию буквы. Упражнения на наглядном материале помогают развивать, скорригировать зрительное восприятие.

На процесс овладения грамотой может отрицательно влиять нарушение моторики, т. к. ребенку трудно держать карандаш, доставать буквы из кассы, работать с мелкими предметами… Почерк у него бывает неровный, «скачущий» по страничке, выходящий за рабочую строку, тетрадки неаккуратные, мятые. В таких случаях от родителей требуется большое терпение и такт, понимание того, что ребенку надо помочь, а не ругать его. Полезно играть с мелкой мозаикой; штриховать различные изображения; обводить по трафаретам, а затем штриховать полученные изображения; разбирать и собирать предметы из деталей мелкого конструктора и т. д.

При расстройстве речевой деятельности процессы памяти страдают по-разному: может быть сужен объем запоминания, снижена точность воспроизведения, отмечается слабая прочность удерживания информации… Родителям следует учитывать это и стараться помочь развить все виды памяти. Нужно ненавязчиво, в игровой форме, предлагать ребенку для запоминания ряд слов с постепенным увеличением их количества. Дети могут запоминать загадки и стишки, сказки. Развитию памяти способствует запоминание и воспроизведение того, что ребенок видел на улице. Мышление развивает установление сходства и различия предметов.

Можно предложить игру «Угадай, что изменилось» в ряду 5-6 картинок или предметов. Ребенку предлагается закрыть глаза. В это время взрослый переставляет или убирает предметы (картинки, дополняет ряд. Ребенок должен заметить, что изменилось. Это развивает зрительное восприятие, увеличивает объем памяти, что в свою очередь способствует развитию мышления и речи.

Произвольное внимание у детей может быть неустойчивым, наблюдаются трудности в его переключении с одного вида деятельности на другой. Одной из причин является повышенная возбудимость, неспособность к длительному напряжению, повышенная утомляемость. Таким детям требуется больше времени для отдыха. Необходимо также использовать яркие пособия, игры, книги, следует разнообразить работу, но не перегружать ребенка.

Трудности при обучении грамоте могут возникнуть и в связи с личностными особенностями ребенка.

Публикации по теме:

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Фотоотчёт об обучении детей старшей группы ходьбе на лыжахФотоотчёт об обучении детей старшей группы ходьбе на лыжах Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает,.

Из опыта работы «Болезнь легче предупредить, чем лечить»Из опыта работы «Болезнь легче предупредить, чем лечить» Из опыта работы «Болезнь легче предупредить, чем лечить» Учебный год только начался, и осень нас радует своей роскошной погодой, но по утрам.

Конспект презентации в подготовительной группе «Возникновение жизни на Земле» Конспект презентации в подготовительной группе «Возникновение жизни на Земле». Цель: познакомить детей с одной из версий, возникновения.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Самообразование «Дидактические игры в обучении детей основам математики»Самообразование «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Тема самообразования: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Воспитатель: Туркина Юлия Александровна Пояснительная записка.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и который используется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как предупредить возникновение затруднений у детей при обучении их грамоте
Опубликовано: 17 октября 2022 в 21:30
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как предупредить возникновение затруднений у детей при обучении их грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Клименко (УИ 2753291) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД