Лучший педагог года

Консультация «Как учить ребенка читать»

Татьяна Фирсова
Консультация «Как учить ребенка читать»

Как учить ребенка читать?

Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли не с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?

Публикация «Консультация „Как учить ребенка читать“» размещена в разделах

Прежде всего ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.

Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (речевой слух, внимание, память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку :

услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;

соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;

правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;

написать букву и правильно прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;

слог из слова;

слово из предложения;

соединять звуки в слог;

составлять из слогов слово;

из слов предложения.

Конечно учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведу несколько советов. Учить ребенка читать и писать надо с 4-х лет.

Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть, «гласить», их так и называют — гласные. При произнесении гласных звуков воздух изо рта выходит свободно, не встречая преград. Сравните их с тем, как произносятся согласные звуки. Попробуйте пропеть, протянуть звуки (п, (т). Эти звуки нельзя пропеть, протянуть, они согласны, чтобы их не пели, их так и называют — согласные. Названия букв произносятся коротко (как звуки).

Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.

- хлопни в ладоши, когда услышишь звук а среди других звуков

- хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.

- найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук

- хлопни, когда услышишь в слове заданный звук

- какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

- кто больше назовет слов на звук (а?

- что может рассказать о себе звук а?

(и так со всеми звуками)

Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

- какой звук я произнесла?

- как ты определил, что это звук (а?

-да, ты его услышал. А это буква А, которая обозначает произносимый мною звук. На что похожа буква А?

- давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.

- сколько и каких палочек нужно для буквы А?

- одинаковой длины или разной?

найди и покажи эту букву среди других букв

- зачеркни все буквы (а).

(и так со всеми буквами)

Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните, что слово можно обозначать полоской, разделив ее на три части. Гласный звук можно обозначать красным квадратиком.

- произнеси слово автобус.

- какой первый звук в этом слове?

- какой это звук?

- обозначим его красным квадратиком, куда мы положим квадратик в нашем слове?

Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.

- послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки (п)(пь)

- как произносим первый звук? Твердо

- а как второй? Мягко. Можно послушать как произносятся звуки в словах пушинка — перышко. Твердые согласные звуки мы обозначаем синим квадратиком, они произносятся твердо. Мягкие звуки мы произносим мягко и обозначаем их синим квадратиком. Назови слова, которые начинаются на твердый звук (п, на мягкий звук (пь).

Мы знаем, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

- послушай звуки, закрыв ушки ладошками (п) — (б, (т)(д).

- когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего

- он согласный твердый, а еще глухой

- когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?

- Правильно, как будто звенит колокольчик. Этот звук согласный, твердый, а еще звонкий.

Когда ребенок научиться слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.

Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.

- легко ли понять друг друга, если мы будем говорить так: «м-е-н-я з-о-в-у-т-Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Рита». Поэтому, когда мы читаем звуки у нас не рассыпаются.

Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог надо объяснять так: «Произнеси первый звук, и потянув его, произнеси сразу второй. - АП».

При открытом слоге: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произнеси второй — ПА»

Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками (а, о, у, э, ы)они, кроме (ч, (щ) — твердые.

Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие.

Запомните:

Звуки (ш, ж, ц) — всегда твердые

Звуки (ч, щ) — всегда мягкие

Звук (й) — сошласный мягкий)

9. Все гласные второго ряда (е, е, ю, я) произносите кратко не растягивая.

Поиграйте в игру «волшебные звуки» - покажите как с помощью гласных звуков согласные из твердых превращаются в мягкие, и наоборот.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.

11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.

Обучая детей чтению учитывайте очень важный момент — развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.

Автор: уФирсова Т. В.

Литература.

А. Ф. Ануфриева, Как преодолеть трудности в обучении детей, Москва, 1999 год

Г. Глинка, Буду говорить, читать, писать правильно, Санкт-Петербург, 1999 год

Л. Н. Власенко, Учимся читать, Ярославль, 1997 год

И. Л. Калинина, Учим детей читать и писать, Москва, 1998 год

О. В. Узорова, Практическое пособие для обучения детей чтению, Москва, 1998 год

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу»Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей «Почему дети не любят читать?»Консультация для родителей «Почему дети не любят читать?» Некогда читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой:современные дети не тянутся к книге, не любят читать,не воспринимают.

Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?»Консультация для родителей «Ребенок не хочет читать. Что делать?» Часто можно услышать от родителей дошкольников сетования на то, что ребенок не хочет читать книги, и чем ближе поступление в школу, тем.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?»Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?» Эта консультация может быть полезна для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Часто бросается в глаза, как ходят.

Консультация «Почему дети не любят читать?»Консультация «Почему дети не любят читать?» Почему дети не любят читать? Давайте разберёмся. Изучая эту тему, я поняла, что это в первую очередь ошибка взрослых. Чаще всего это.

Рекомендации для родителей «Как учить ребенка» Когда ребенок начинает говорить, то вы должны ему помочь своими действиями. С первых дней, как только ребенок будет пытаться с вами говорить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как учить ребенка читать»
Опубликовано: 3 октября 2020 в 19:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД