Лучший педагог года

Какие игры развивают память дошкольников?

Валерия Рябко
Какие игры развивают память дошкольников?

Игры, развивающие память.

Памятьнеобходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и пр. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорош развита память. Многие взрослые считают, что хорошая или плохая память дана ребёнку от рождения. Но это не так. Ребёнок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми. Дети со слабой памятью – это чаще те дети, которым взрослые не уделяли должного внимания и которым внушали, что у них плохая память.

Публикация «Какие игры развивают память дошкольников?» размещена в разделах

Как же можно развивать память ребёнка?

Важнейшим условием этого являются специальные усилия ребёнка – запомнить что-то для того, чтобы потом припомнить. Формировать у детей готовность к таким умственным усилиям, развивать способность к целенаправленному, намеренному запоминанию – важная задача воспитателя. Другая не менее важная задача – дать детям те средства и рациональные приёмы, которые помогут им удержать в памяти и воспроизвести в нужный момент нужную информацию.

В практике дошкольного воспитания взрослые, как правило, не руководят процессом развития детской памяти, хотя многие их задания и требования опираются именно на память дошкольников. Детям даётся задача – запомнить что-нибудь (далеко не всегда понятная и актуальная для них тема, но не даются приёмы запоминания. В результате запоминание сводится к механическому зазубриванию (стихов, правил, песен и др.)

Такое зазубривание не только малопродуктивно, но и утомительно для малышей. Оно лишает материал всякого смысла и вовсе не развивает память ребёнка.

Игры, которые будут предложены, содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребёнка. Эти условия заключаются в следующем.

Во-первых, во всех играх у ребёнка возникает необходимость в преднамеренном запоминании, которая побуждает его приложить определенные умственные усилия для того, чтобы запомнить и припомнить ему сведения.

Во-вторых, в каждой игре ребёнку передаются рациональные приёмы осмысленного запоминания и припоминания, средства овладения своей памятью. Эти приёмы используются ребёнком в качестве опоры в актуальной для него игровой ситуации и потому легко осваиваются им.

Игры описаны в порядке нарастания сложности. Их последовательность продиктована психологическими закономерностями развития памяти дошкольника.

В первой игре («Переполох») связи между запоминаемыми и припоминаемыми объектами помогает устанавливать взрослый. Он руководит умственной активностью детей, направляет её и даёт необходимые опоры. Сюжетный конфликт игры делает умственные усилия детей осмысленными и целенаправленными.

Во второй игре («Кто здесь прячется?») дети учатся уже самостоятельно устанавливать смысловые связи между объектами. Этот приём облегчает процесс запоминания и припоминания, делает его целенаправленным и осмысленным.

В третьей игре («Что достать тебе, дружок?») смысловой опорой для запоминания и припоминания предмета является выделение и проигрывание его назначения (функции). Эта игра не только учит ребёнка новому важному приёму осмысленного запоминания, но и способствует расширению объёма памяти.

Четвертая игра («Мамины помощники») направлена на развитие словесной памяти. Запоминание слов в ней побуждается понятной и близкой детям сюжетной ситуацией и облегчается общностью значений запоминаемых слов. В этой игре дети выполняют словесное поручение взрослого, что приближает их к решению учебной задачи.

Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребёнка. Только при этих условиях предлагаемые игры будут способствовать развитию памяти детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Какие девочки — какие мальчики» Какие девочки — какие мальчики Цель: Формировать гендерную идентичность у детей. Задачи: Развивать классификацию умения на примере предметов.

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников» Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет.

Консультация «В какие игры для детей можно поиграть на пляже» Игры на пляже для детей должны соответствовать двум критериям: быть безопасными и интересными ребенку. Как малыши, так и дети старшего возраста.

Лэпбук «Пока память жива» для старших дошкольниковЛэпбук «Пока память жива» для старших дошкольников Лепбук "Пока память жива!" для детей старшего возраста Цель: Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное.

Фотоотчет «Пальчики играют — речь нам развивают»Фотоотчет «Пальчики играют — речь нам развивают» Сегодня я хотела бы поделиться опытом с посетителями блога о развитии интеллекта у детей через кинезиологические упражнения. Я думаю, что.

Консультация «Пальчики играют — речь нам развивают»Консультация «Пальчики играют — речь нам развивают» Пальчики играют- речь нам развивают Описание: В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологии для развития мелкой моторики.

Проект «ИКТ помогают, обучают, развивают» Методическая разработка старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад №117 «Улыбка» Сквор-цовой Ольги Владимировны Проект «ИКТ развивают, обучают,.

Консультация для родителей «А в какие игры играют ваши дети?» А в какие игры играют ваши дети? Игра – это один из наиболее важных видов деятельности дошкольника, в ходе которого происходит присвоение.

Сценарий праздника ко Дню Победы «Память» для старших дошкольников Сценарий праздника ко Дню Победы «Память» для старших дошкольников. Муз. Рук Ковергина Г. В. Цель: воспитание уважительного отношения к ветеранам,.

Советы психолога «В игры играем — память развиваем» МДОБУ Усть-Ярульский детский сад № 14 «Тополёк» Памятка для родителей В игры играем – память развиваем. педагог-психолог Булова Р. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Какие игры развивают память дошкольников?
Опубликовано: 2 октября 2018 в 20:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД