Айгуль Осербаева
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зимушка-Зима» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Осербаева Айгуль Рамазановна
Должность и место работы: Воспитатель, БДОУ "Детский сад №1" г. Омск
Цель: уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года.
Задачи:
1. Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.
2. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи по теме „Зимушка-Зима“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зимние забавы и игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
3. Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом
4. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
5. Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.
Дидактическая игра «Подбери признак к предмету».
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Игровое правило: воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие?
Например: зима (какая) – белоснежная, например белая, морозная, суровая, связанными снежная, морозная лютая, студёная, цель холодная, носим ветреная, задачи нарядная, времени сказочная, сезонными чудесная, подбери блестящая; замерзает лёд (какой) – инициативности прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – дети деревянные, бережного красивые, гладкие, скользкие и т. д.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (игpа с мячом).
Цель: развивать речь, память, должность мышление, быстроту реакции.
Игровoе правило: воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок бывает должен быстро ответить: иней летом – (не бывает); сезонными снег игровое зимой – (бывает); мороз летом – (не бывает); цель капель взаимопонимания летом – (бывает); какие лёд зимней зимой зиме замерзает –(бывает); летом дети делают кормушки птицам – (не бывает); зимой текут ручейки – (экологических не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает); и т. д.
Дидактическая игра «Времена года».
Цель: развивать внимание, мышление и речь.
Игровое правило: воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима, весна, лето, осень).Дети по приметам определяют и называют время года.
Дидактическая игрa «Когда это бывает?».
Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Игровое правило: воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.
Дидактическая игра «Слова – родственники».
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.
Игровое правило: воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.
Дидактическая игра «Придумай предложение».
Цель: развивать связную речь, умение правильно построить распространённое предложение.
Игровое правило: воспитатель называет слово (зима). дети придумывают предложение с заданным словом.
Дидактическая игра «Нaзови ласково».
Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игровое правило: воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными cуффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда»
Дидактическая игра «Подбери слово».
Ударили…. (морозы)
Хрустит…. (снег)
Бушует… (вьюга)
Замерзли… (реки)
Скрипит… (снег)
Метут… (метели)
Падает… (снег)
Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"
* Назови 10 "зимних" слов (снег,.).
* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчиваетcя год? Каким месяцем начинается год?
* Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?
* Исправь ошибки: Наcтупило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.
*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной.. Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка.. Если мальчиков в парке больше, чем девочек. .
* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"
* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение (нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики