Галина Колпакова
Картотека дидактических игр по теме «Лето. Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Кто больше?»
Задача: закреплять знания о луговых и садовых цветах.
Дети по очереди называют цветы, которые им известны. Например: колокольчик, василёк, ромашка, одуванчик, роза, тюльпан, нарцисс, подснежник и др. Победителем станет тот, кто назовёт цветок последним.
Пластический этюд «Цветок»
Задача: развивать пластику, пантомимическую выразительность.
Публикация «Картотека дидактических игр по теме „Лето, Цветы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Лето
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т. п.
Дидактическая игра «Расскажи о себе»
Задачи:
— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);
— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;
— развивать воображение, память, монологическую речь;
— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.
Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подробности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.
Дидактическая игра «Садовник»
Задачи:
— формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка;
— быстро реагировать на слова водящего, вести диалог;
— развивать память, быстроту реакции, внимание;
— воспитывать честность при соблюдении правил игры.
Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме. розы (называет определенный цветок).
Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.
Садовник. Что такое?
Роза. Влюблена.
Садовник. В кого?
Роза. В ромашку.
Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.
Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»
Задачи:
— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи, Анюта, Рома (ромашка, Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);
— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);
— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;
— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.
Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.
Дидактическая игра «Букет цветов»
Задачи:
— формировать представление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты;
— умение из готовых форм составлять букет цветов, подбирая их по размеру, цвету, оттенкам, назначению, желанию (аппликация или рисование);
— рассказывать о своем букете (из каких растений составлен, как подобраны цветы, кому бы хотел подарить такой букет, по какому случаю);
— развивать воображение, пространственное, цветовое восприятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук;
— воспитывать любовь и активный интерес к родной природе.
В игре дети выполняют роли флориста или продавца цветочного магазина. Работу по составлению букета дети могут выполнять индивидуально или коллективно, небольшими подгруппами, решая задачу формирования умения договариваться, определять последовательность работы. Букет дети могут составлять из любых цветов : живых, искусственных или сделанных детьми из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и пр.
Для разминки можно использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».
Собранный букет дети в качестве продавцов цветочного магазина должны «продать», описав его, рассказав, из каких цветов он состоит, почему, для чего предназначен.
Воспитатель выступает в роли консультанта-флориста, направляя деятельность детей, помогая советами.
]Игра с мячом «Я знаю пять цветов»
Задачи:
— закреплять знания о луговых и садовых цветах;
— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;
— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;
— сочетать существительное с числительным;
— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.
Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов : ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т. д.
Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.
Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин»
Задачи:
— формировать представление о цветочном магазине и его услугах;
— культуру общения по телефону;
— учить строить диалог в контексте беседы;
— развивать сюжет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме;
— диалогическую речь, воображение;
— использовать в речи вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.