Наталья Кузнецова
Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения в природе.
Публикация «Картотека дидактических игр по экологии для дошкольников 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наблюдения показывают: там, где воспитатель правильно определяет место игры, создает спокойную, благоприятную обстановку, игра приобретает особое значение для формирования у детей положительного отношения к окружающему миру, людям, природе. Здесь на помощь воспитателю приходит дидактическая игра, в которой сохранены и синтезированы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах окружающих предметов, развивать умение, выделять сходства и различия, совершенствовать восприятие, внимание, память. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Игра, в которой сохранены и синтезированы элементы познавательного, учебного и игрового общения, является дидактической игрой. Если дидактическая игра включена в познавательный процесс, то она увеличивает его привлекательность для детей, способствует развитию, совершенствованию, развивает детское творчество.
Дидактическая игра
«Выложи птицу (животное, насекомое) из геометрических фигур»
Цель: способствовать развитию умения у детей выкладывать изображения животных, птиц, насекомых, используя геометрические фигуры.
Задачи:
1- развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, память внимание и вооброжение;
2- вызвать желание фантазировать;
3- закрепить ранее полученные знания о геометрических фигурах (форма, название).
Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети по образцу показанному на карточке выкладывают фигуру животного, либо насекомого, либо птицы. Усложнённый вариант задания в игре из предложенных геометрических фигур придумывают свои изображения, используя ранее полученные знания и умения.
Дидактическая игра «Правила поведения на природе»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу.
Задачи:
Формировать:
-бережное отношение и любовь к природе, ко всему живому;
-способности самостоятельно составлять правила поведения человека в природе;
-ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному миру.
Развивать:
-представления о том, какие действия вредят природе;
-умение работать в коллективе;
-мелкую моторику рук, память, мышление, внимание, воображение.
-закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
Воспитывать:
-желание оберегать и охранять природу;
-интерес и любовь ко всему живому;
Оборудование: карточки с ситуациями : что можно делать на природе, а что нельзя, ячейки для сортировки карточек : правильное поведение на природе, не правильное поведение на природе.
Ход игры:
Играющие дети сидят за столами. Воспитатель выкладывает на игровом поле карточки, на которых изображены разные экологические ситуации плохого или хорошего обращения с природой. После чего педагог предлагает детям выбрать карточку с изображением поведения в природе и распределить карточки по ячейкам : правильное поведение на природе, не правильное поведение на природе. Обосновать свой выбор. Игра проводится несколько раз.
Дидактическая игра «Перелётные, зимующие птицы»
Цель игры: закрепить ранее полученные знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Задачи: развивать познавательный интерес логическое мышление, память и речь детей; побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания; воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: беседа о перелётных и зимующих птицах, рассмотрение альбома перелётные и зимующие птицы.
Оборудование: карточки с изображениями птиц, карточки для расположения зимующих и перелётных птиц.
Ход игры:
Воспитатель располагает карточки с изображением зимнего пейзажа и тропиков перед карточками раскладываются изображения птиц. Детям нужно расположить изображение птиц к нужной карточке. Если ребенок не знает к какому виду относится та или иная птица, ребёнок обращается за помощью к педагогу.
Дидактическая игра «Сортировка мусора»
Цель игры: Повышать уровень экологической культуры, информировать о проблеме обращения с отходами.
Задачи:
- развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- формировать представления детей о вторичной переработке мусора;
- воспитывать любовь к окружающему миру и бережное отношение к природе.
Оборудование: стаканчики с маркировкой вида отходов (мусорный бак, карточки с изображением отходов разного состава (пластик, металл, стекло, пищевые отходы, бытовая техника, бумага).
Ход игры: перед детьми на столе разложены карточки с изображением различных отходов. Дети разбирают по одному контейнеру и собирают в него те карточки, которые подходят по названию.