Получи документы

Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом»

Елена Головко
Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом»

Формирование лексико – грамматического строя речи

Игра «Слова - приятели»

Цель: обогащение словаря синонимами по теме

Ход:

Жильё – дом, квартира, кров, приют, обитель

Большой – огромный, большущий, громадный

Строить – сооружать, отстраивать, возводить, воздвигать

Игра «Слова - неприятели»

Цель: обогащение словаря антонимов, умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход:

Порядок – беспорядок

Уют – запущенность

чистота – грязь

старый – новый

прочный – ветхий

старинный – современный

Публикация «Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме „Дом“» размещена в разделах

наружный – внутренний

строить – разрушать

забивать – выдёргивать

прибить = оторвать

высоко – низко

внутри – снаружи

многоэтажный – одноэтажный

красиво – некрасиво

Игра «Слова - родственники»

Цель: развивать умение подбирать родственные (однокоренные) слова

Ход:

Стройка – строитель, строение, постройка, строит

Дом – домик, домашний, домишко, домище, домовой, домработница

Бревно – брёвнышко, бревенчатый

Жильё – жилец, жилплощадь, жилой, жить

Игра «Новые слова»

Цель: образование существительных с помощью суффиксов

Ход:

Терем – теремок – теремочек

стена – стенка – стеночка

дом – домик, домишко, домина

комната – комнатка, комнатёнка

уютный – уютненький

красивый – красивенький, красивейший

светлый – светленький

новый – новенький, новёхонький

Игра «Прятки»

Цель: образование сложных слов

Ход:

Небоскрёб – небо скребёт

многоэтажный – много этажей

одноэтажный – один этаж

землекоп – землю копает

многоквартирный – много квартир

однокомнатная – одна комната

пятиэтажный – пять этажей

трёхкомнатная – три комнаты

Игра «Слова - великаны»

Цель: образование степеней сравнения качественных прилагательных

Ход:

Прочный – прочнее – самый прочный (прочнейший)

новый – новее – самый новый (новейший)

старый – старее – самый старый (старейший)

Игра «Слова - действия»

Цель: образование глаголов с помощью приставок

Ход:

Строить – выстроить, построить, отстроить, перестроить

крыть – открыть, закрыть, перекрыть, накрыть

Игра «Один - много»

Цель: образование ед. и множ. числа существительных в именительном и родитель-

ном падежах

Ход:

Дом – дома – много домов

квартира – квартиры – много квартир

лоджия – лоджии – много лоджий

кирпич – кирпичи – много кирпичей

балкон – балконы – много балконов

Игра «Кто в домике живёт?»

Цель: знакомить детей с различными видами домов

Ход:

Русские – (в избах)

эскимосы – (в иглу)

украинцы – (в хатах)

чукчи – (в ярангах)

кавказцы – (в саклях)

ненцы – (в чумах)

монголы – (в юртах)

индейцы – (в вигвамах)

вьетнамцы – (в хижинах)

Игра «Подбери нужные слова»

Цель: согласование существительных с прилагательными

Ход:

Деревянные (полы, плинтуса, косяки, окна, двери)

Стеклянные (окна, лампочки)

Кирпичные (стены)

Игра «Назови три слова»

Цель: изменение прилагательных по родам и числам

Ход:

Небоскрёб (какой) – высокий, огромный, громадный

крыша (какая) – черепичная, железная, плоская

окно (какое) – большое, широкое, прямоугольное

зАмки (какие) – старинные, великолепные, красивые

Игра «Какие бывают дома?»

Цель: обогащение словаря по теме

Ход:

Дом для людей — жилой дом

… для машин — гараж

… для собак — конура, будка

… для коней — конюшня

… для свиней — свинарник

… для коров — коровник

… для птиц — скворечник, гнездо

… для кур — курятник

Игра «Посчитай-ка»

Цель: образование ед. и множ. числа существительных в именит. и родит. падежах

Ход:

Одна комната — две комнаты — пять комнат.

Одна большая комната — две большие комнаты — пять больших комнат.

Один дом — два дома — пять домов.

Один многоэтажный дом — два многоэтажных дома — пять многоэтажных домов.

Одно окно — два окна — пять окон

Игра «Он какой?»

Цель: образование прилагательных от существительных

Ход:

Дом из соломы — соломенный

… из кирпича — кирпичный

… из камня — каменный

… из дерева — деревянный

… из брёвен — бревенчатый

Крыша из железа — железная

Окна из стекла — стеклянные

Фундамент из цемента — цементный

Труба из кирпича — кирпичная

Пол из дерева — деревянный

Игра «Что без чего не бывает?»

Цель: образование существительных в родит. падеже

Ход:

Дом не бывает без крыши, без стен, без пола…

Окно не бывает без…

Дверь не бывает без…

Лестница не бывает без…

Балкон не бывает без…

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом»
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 21:06
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД