МААМ-картинки

Картотека игр для развития мышления для детей 1–3 лет

Людмила Потапенко
Картотека игр для развития мышления для детей 1–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Игры с водой

Цели: развитие мышления; знакомство со свойствами воды и предметов из различных материалов.

«Наливаем — выливаем»

Оборудование и материалы: большая емкость с водой, маленькие пустые емкости (бутылочки, баночки, флаконы, кружечки и т. п., воронка.

Описание игры. Поставить на стол большую емкость с водой, а также пустые емкости. Предложить ребенку зачерпнуть воду кружкой и наливать ее в баночки и бутылочки с помощью воронки, переливать из одной емкости в другую.

Публикация «Картотека игр для развития мышления для детей 1–3 лет» размещена в разделах

Предложить выяснить, сколько маленьких кружечек воды поместится в большую бутылку, а сколько — в маленькую; будут ли заполнены все кружки, если вылить воду обратно в бутылочку.

«Погружение в воду»

Оборудование и материалы: пустая бутылка, емкость с водой.

Описание игры. Предложить погрузить под воду не закрытую пробкой бутылку разными способами: горизонтально, под наклоном, вертикально. При этом обратить внимание ребенка на то, как наполняется бутылка — полностью или частично.

«Брызгалки»

Оборудование и материалы: водяные пистолеты, резиновые игрушки с отверстиями.

Описание игры. Предложить ребенку понаблюдать, как жидкость выливается через разные отверстия.

«Тонущие и плавающие предметы»

Оборудование и материалы: тазик с водой, предметы из разнообразных материалов (алюминиевые, стальные, деревянные, пластмассовые шарики, ложечки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку по очереди опустить в воду предметы и понаблюдать, какие предметы тонут, а какие — нет.

Игры с другими предметами

«Предмет — форма»

Оборудование и материалы: цветное ведерко с крышкой, мелкие игрушки (кубик, пирамидка-конус, кирпичик или прямоугольный брусок, цилиндр, грибочек, яичко, мячик).

Описание игры. Показать, как сложить все предметы в ведерко таким образом, чтобы устойчивые (кубик, брусок, конус, грибок) лежали наверху, а катающиеся (цилиндр, яичко, мячик) — внизу. Продемонстрировать ребенку закрытое крышкой ведерко, сказать: «Посмотри, там что-то лежит». Предложить ребенку опустить руку в ведерко и вытащить предмет. Рассмотреть его вместе с ребенком и похвалить: «Какая красивая игрушка!»

Попросить ребенка постепенно достать из ведерка все предметы и рассмотреть их вместе с ним. Показать ребенку, что кубик стоит устойчиво, на него можно сверху положить кирпичик, а сверху поставить конус или цилиндр. А вот яичко или мячик положить сверху на кубик нельзя — они круглые и скатываются. Предложить ребенку попробовать это сделать, чтобы он убедился, что это невозможно. Затем вместе с ребенком сложить все игрушки в ведерко.

Попросить ребенка достать все круглые предметы. Если он затрудняется, подсказать: «Кубик круглый? Нет. Тогда что мы достанем? Правильно, мы достанем мячик и яичко». Затем снова все убрать и предложить ребенку достать прямоугольные предметы, подсказывая, что они не круглые, у них есть четыре угла. Постоянно пояснять ребенку: «Итак, грибок нам подходит? Нет. А конус? Тоже нет — у него один угол. Поэтому мы достанем кубик и кирпичик — у них по четыре угла. А конус, цилиндр и грибочек — не круглые и не квадратные. Посмотри, у цилиндра донышко круглое и верхушка круглая, а у конуса донышко круглое, а верхушка острая (уголком, грибок состоит из полукруга и полуовала».

Для следующей игры можно поменять набор игрушек.

«Наш предмет имеет цвет»

Оборудование и материалы: ведерко, игрушечные продукты: желтый банан, оранжевый апельсин, огурец, редиска, слива, белое яйцо, черный шоколад.

Описание игры. Все игрушечные продукты сложить в ведерко. Предложить ребенку открыть ведерко и по очереди достать все интересные цветные предметы. Произносить названия игрушек, которые ребенок вынимает из ведерка, и отмечать, какие они красивые. Помочь ребенку разложить предметы так, чтобы все они были в поде его зрения и не закрывали друг друга.

Затем вместе с ребенком разложить их на столе по цветовой гамме: вначале красная редиска, потом рыжий апельсин, желтый банан, зеленый огурец, синяя слива. Черный шоколад и белое яйцо ребенок кладет как хочет. Ребенок может полюбоваться яркими предметами. Затем вместе с ним нужно опять собрать игрушки в ведерко и закрыть его крышкой.

Можно усложнить задание: «Найди мне то, что у нас рыжего цвета». Если ребенок затрудняется с ответом, задать наводящие вопросы: «Какую форму имел предмет рыжего цвета? Он был квадратный, как кубик? Нет. Может, он похож на конус? Нет. Он был круглый, среднего размера. Вспомни, он больше редиски и больше, чем слива и чем яйцо. Правильно, это апельсин. А теперь найди мне синий предмет, а потом зеленый».

Таким образом игра может повторяться несколько раз с разными вариантами.

«Нанизывание колец на стержень»

Оборудование и материалы: пирамидка, состоящая из стержня, укрепленного на основании, и разноцветных колец, нанизанных на этот стержень.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку с нанизанными на нее кольцами разных цветов. Затем снять кольца и показать только основание со стержнем. Снова нанизать кольца на стержень и предложить ребенку проделать то же самое.

В следующий раз взять не одну пирамидку, а пять — одинакового диаметра, но разного цвета: одна — желтая, вторая — красная, третья — голубая, четвертая — белая, пятая — фиолетовая. Показать ребенку каждую пирамидку в отдельности, потом взять одну (например, красную) и сказать: «Смотри, какая красивая! Давай разберем ее и соберем заново». Аналогичные действия выполнить с оставшимися пирамидками.

Затем предложить ребенку скомбинировать колечки из разных пирамидок и сделать цветную пирамидку. «Давай возьмем и нанижем на стержень сначала красное колечко, затем дай мне желтое, теперь фиолетовое, а затем зеленое, голубое и белое. Итак, пирамида собрана. А теперь собери ты точно такую же».

Можно помочь ребенку подсказками. Если он выполнил задание верно, обязательно похвалить его.

«Нанизывание колец на конус»

Оборудование и материалы: пирамидка конической формы из пяти разноцветных колец, равномерно убывающих по размеру.

Описание игры. Показать ребенку пирамидку: «Смотри, какая красивая, но совсем не такая, как в прошлой игре. Давай разберем ее и соберем заново. Только надо быть внимательным. Если ошибешься, нанижешь неправильно кольца, пирамидка будет неровная». Собрать пирамидку вместе с ребенком.

«Матрешка»

Оборудование и материалы: трехместная матрешка или набор любых вкладышей (мисочки, стаканчики и т. д.).

Ход игры

Взрослый. Посмотри, какая у нас подружка. Ее называют матрешкой. Какой у нее красивый сарафан, какой яркий, цветастый платок, какая она нарядная! Посмотри, у нее есть глазки, носик, ротик, волосики. Давай с ней играть. Наша матрешка состоит из двух половинок. Давай раскроем ее, что у нее внутри? Внутри у нее еще одна матрешка, такая же нарядная, красивая, только чуть-чуть поменьше и тоже раскрывается. А что у этой матрешки внутри? Смотри, какая маленькая матрешечка, совсем как ты. Просто кроха! Попробуй сложить их сам.

Ребенок складывает и раскладывает матрешек. Взрослый придумывает ему задания:

• покажи, где у матрешки глазки, ротик, платочек;

• покажи всех ее сестричек;

• расставь всех трех матрешек рядом. (И т. д.)

«Вкладываем и перекладываем»

Оборудование и материалы: емкости разных размеров (ведерки, миски, коробки, большие и маленькие предметы (шарики, кубики, колечки, колесики, палочки, шишки, крупные пуговицы, мелкие игрушки и пр.).

Описание игры. Предложить ребенку сложить игрушки в ведерко, потом переложить их в коробку, затем опять в ведерко. В процессе этих действий ребенок путем проб и ошибок убеждается, что маленький предмет можно вложить в большое ведерко, а большой предмет не помещается в маленькое ведерко.

«Построим башенку»

Оборудование и материалы: кубики, призмы, конусы (пластмассовые или склеенные из картона).

Описание игры. Предложить вместе построить стену из кубиков, а по бокам сделать башню из призмы и конуса. По ходу строительства давать ребенку задания и оценивать его действия: «Подай мне крышу для башни. Правильно, это конус». Затем предложить ребенку строить самостоятельно. Можно ему помогать — подавать нужные материалы.

Примечание. Подводя итоги игры, обязательно похвалить ребенка и его постройку и предложить на следующий день повторить игру.

«Разноцветные бантики»

Оборудование и материалы: банты красного, розового, оранжевого, желтого, синего, фиолетового цветов, куклы в платьях таких же расцветок.

Ход игры

Показать ребенку кукол в разноцветных платьях и посадить их на стол.

Взрослый. Посмотри, какие у нас интересные гости. Давай сделаем их чуточку симпатичнее. Посмотрите на эту куклу. Какого цвета у нее платье? (Ребенок называет) В коробочке для каждой куколки лежат бантики, точно в тон платью. Какой бантик подойдет к красному платью? Правильно, красный, к розовому — розовый, к оранжевому — рыжий, к синему — синий и т. д.

Взрослый прикалывает к платью соответствующего цвета бантик.

Взрослый. Подойди ко мне и подбери к кукле в синем платье бант такого же цвета. (Ребенок выполняет.) Нет, бант подобран неправильно, кукла его не возьмет.

Если ребенок затрудняется или делает неправильно, взрослый сам привязывает двум куклам бантики, а остальным бантики должен подобрать ребенок.

На следующем занятии можно предложить ребенку подобрать под цвет зонтики, шляпки, сумочки.

«Разноцветные фонарики»

Оборудование и материалы: фонарики из бумаги желтого, зеленого, красного, синего цветов, мольберт с большим листом бумаги темного цвета, краски, кисти.

Ход игры

Взрослый (показывает шкатулку). Что лежит в моем волшебном сундучке?

Ребенок. В нем лежит фонарик.

Взрослый. Какого цвета? (Ответы ребенка.) Что еще в сундучке?

Ребенок. Еще фонарик.

Взрослый. Назови, какого он цвета.

Таким образом, извлекаются все фонарики.

Взрослый. Давай поиграем: спрячем фонарики и будем искать.

Взрослый прячет фонарики, ребенок ищет их, берет по одному и подходит к взрослому.

Взрослый. Где был фонарик? Какого он цвета? (Ответы ребенка.) Итак, мы нашли много-много фонариков, все они разные: синие, зеленые, желтые, красные. Подними их вверх, как будто зажглись веселые огоньки и стало наряднее, светлее. Теперь опусти фонарики - вот наши огоньки и погасли.

Взрослый подходит к мольберту, показывает на лист бумаги темного цвета.

Взрослый. Как мрачно! Ничего не видно, ни единого огонечка. Но сейчас мы зажжем фонарики, будет очень красиво и светло. Подходи к мольберту.

Ребенок наносит кистью один цветной мазок, затем другой, третий — получается много огоньков.

«Фигуры в домиках»

Оборудование и материалы: 3 — 4 геометрические фигуры разного размера из дерева или картона (кружочки, квадратики, овалы, треугольники); решетки-ячейки с отверстиями, соответствующими размеру фигур.

Описание игры. Попросить ребенка собрать фигуры одинаковой формы, например, все кружочки, затем все квадратики и т. д. Затем предложить собрать фигуры по размеру: вначале все маленькие кружочки, маленькие треугольники и т. д., а потом все фигуры большого размера.

Если ребенку трудно сразу выполнить задание с большим количеством фигур, можно упростить его и предложить выполнять поэтапно. Вначале закрепить действия с кружочками (закрепление формы и размера, затем поочередно с остальными фигурами. Только после этого перейти к комбинации всех фигур, причем разных размеров в одной игре. Заключительный этап игры — размещение фигур в решетках. Ею тоже можно проводить этапами. Сначала предложить разместить в решетки- ячейки фигуры одной формы (квадраты, потом другой и т. д.

На следующей стадии дать задание разместить в решетки одновременно фигуры разной формы и разного размера.

Примечание. В этих достаточно сложных заданиях требуется предельное внимание и терпение взрослого. Подсказывать ребенку нужно осторожно, чтобы не обидеть его, обязательно хвалить за правильно выполненное задание. Чтобы закрепить полученные навыки, можно применять метод «рисования» — исследование контура фигуры с помощью пальцев.

«Дорисуй картинку»

Оборудование и материалы: картинка, на которой с левой стороны нарисованы знакомые ребенку предметы.

Описание игры. Предложить ребенку, глядя на оригинал слева, нарисовать такую же картинку справа.

Игра «По мотивам «Трех медведей».

Цель: развивать навык сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки, повторяющие персонажей сказки (большой, средний, маленький медведи).

Описание: напомнить ребенку сказку о трех медведях. Предложить пригласить персонажей сказки в гости. «Пришедших» гостей следует усадить за стол. Вспомнить, кто на каком стуле сидел. Дать ребенку три тарелки разного размера, предложить раздать их медведям, не указывая при этом, кому из них какая тарелка полагается. Понаблюдать за ребенком. Если он не справляется с заданием, объяснить, что папа-медведь ест из большой тарелки, мама - из средней, а медвежонок - из маленькой. Пусть ребенок самостоятельно расставит перед медведями чашки в соответствии с размерами.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Нейроигры для развития мышления и межполушарных связейНейроигры для развития мышления и межполушарных связей Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышленияНесколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр для развития мышления для детей 1–3 лет
Опубликовано: 19 октября 2021 в 20:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр для развития мышления для детей 1–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Потапенко (УИ 1027099) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД