Анна Овинова
Картотека игр для развития речи детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для развития речи детей 5–6 лет
Уважаемые коллеги и родители дошкольников!
Предлагаю несколько игр на развитие речи, в которые можно ненавязчиво играть с детьми в свободное время. Если в ходе игры, Вы выявили у ребенка конкретные затруднения, то нужно чаще играть в такие словесные игры, ведь чем больше у ребенка возможности упражняться, тем грамотнее будет его речь.
Первая игра: "Разбери покупки?"
Публикация «Картотека игр для развития речи детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Игра направлена на обогащение словарного запаса, закрепления умения классифицировать предметы по общему признаку.
Взрослый дает ребенку вводную информацию: - Сегодня вся семья пошла в магазин и каждый член семьи приобрел себе все необходимое. Мама купила фрукты, папа купил овощи, сын (дочь) купили игрушки. Все сложили в один большой пакет и принесли домой! (при этом из игрового уголка взрослый складывает в большой пакет много муляжей овощей, фруктов и игрушек). Помоги теперь разобраться, кто из них что купил? Ребёнок по очереди достаёт из пакета все предметы и объясняет, чья это покупка. При этом нужно требовать от ребенка полного ответа и правильного произношения всех звуков. В концы игры нужно подвести итог: "Что же купил папа? Какие овощи он купил? Что купила мама? Какие овощи она купила? Что купил сын (дочь? Какие игрушки он (она) купили?»
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь, одежда, посуда, продукты питания, головные уборы, инструменты и электробытовые приборы.
Вторая игра: "Подбери словечко"
Игра направлена на расширение словарного запаса ребенка, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Взрослый спрашивает ребенка: - Про что можно сказать "свежий»? Ребенок, возвращая взрослому мяч, говорит: - «Свежий воздух». Взрослый бросает мяч ребенку: - «Свежий хлеб» и т. д. (огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"… (мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"… (кресло, сиденье, окно). Взрослый обязательно требует произношение ребенком полного словосочетания прилагательного и существительного, обращая внимание на окончание слов.
Третья игра: "Скажи наоборот"
Игра направлена на расширение словаря антонимов, употребление их в активной речи. Взрослый объясняет ребенку правила игры и дает определение понятий «слов – антонимов» - это слова имеющие обратный смысл (утро – вечер, умный – глупый и т. д.). Затем предлагает поиграть вместе, дает ребенку первое словосочетание и дает время на то, чтобы ребенок придумал слово-антоним и ответил в сочетании с существительным или прилагательным.
- Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед (чай жидкий, а лед) Летом жарко, а зимой …
Когда ребенок достаточно поупражняется, можно поменяться ролями, пусть он сам придумывает задания для взрослого. Нельзя поощрять неправильные ответы ребенка, обязательно поправляйте его, задавайте наводящие вопросы.
Четвертая игра "Кто кого обгонит?"
Игра направлена на формирование у ребенка умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Но ребенок может опираться и на свой жизненный опыт, если Вы гуляете во дворе или смотрите программу телепередач на эту тему.
Взрослый спрашивает: - "Кто кого обгонит?" Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху). Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу). Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд). Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед). Человек и машина… (Машина обгонит человека) и т. д.
Важно требовать от ребенка полного ответа: - «Заяц обгонит черепаху!» Можно усложнить игру, расширяя таким образом не только связную речь, но и развивая аналитическое мышление: - Почему? (Потому что у зайца длинный задние ноги, которые позволяют ему сильно отталкиваться и передвигаться длинными прыжками. В то время, как у черепахи ноги-плавники, которые дают ей возможность не только передвигаться по суше, но и плавать в воде. И вот если бы они соревновались в подводном плавании. То черепаха явно бы обогнала зайца)
Пятая игра "Мама потеряла малыша"
Игра направлена на формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример: Корова потеряла кого? (телёнка). Вот телёнок. Лошадь ищет кого? … (жеребёнка). Свинья ищет (поросёнка). Собака ищет (щенка). Кошка ищет (котёнка). Коза ищет (козлёнка). Овца ищет (ягнёнка). Лисица ищет (лисёнка). Зайчиха ищет (зайчонка). Волчица ищет (волчонка). Ежиха ищет (ежонка). Медведица ищет (медвежонка). Белка ищет (бельчонка).
В конце игры можно спросить ребёнка, каких животных он поселил бы в лесу, а каких рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.)