Попова Людмила Алексеевна
Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игр для детей среднего дошкольного возраста
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Публикация «Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук
1 «Бассейн»
Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.
Материал: Роль бассейна может играть любая коробочка, банка, заполненная какой-либо крупой (манка, гречка, рис, пшено.) или песком. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна.
Описание: Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна.
Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Также можно поменяться с ребёнком местами.
2 «Перекаты»
Цель: развитие движений пальцев рук, координации движений.
Описание: ребенок перекатывает карандаш между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочередно каждой рукой.
3 «Обведи по трафарету»
Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук : большого,
указательного и среднего.
Описание: взрослый предлагает ребенку наперегонки обводить по трафаретам квадратики, кружочки и т. д. Сейчас в продаже много различных трафаретов, но их можно изготовить и самим.
4 «Рисунок на крупе»
Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.
Описание: взрослый берет яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.
5 «Рисунок пуговицами»
Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук : большого, указательного и среднего.
Описание: взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок сам, затем просит малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребенок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.
6 «Иголки»
Цель: развитие осязательных ощущений.
Описание: ребенок берет круглую щетку для волос и катает ее между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
7 «Месим тесто»
Цель: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.
Описание: взрослый насыпает в кастрюлю примерно килограмм гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи
8 «Котенок кусается»
Цель: развитие чувствительности, восприятия.
Описание: бельевой прищепкой ребенок «кусает» ногтевые фаланги поочередно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» (Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.)
9 «Прикрепи прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
Описание: на уровне плеч ребенка натянута веревка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог дошкольник цепляет прищепку на веревку:
Прикреплю прищепки ловко Я на мамину веревку.
10 «Орех»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;
Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Описание: Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого
11 «Спрячь платочек»
Цель:Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Описание: Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок или полиэтиленовый мешочек так, чтобы он целиком уместился в кулачке.
12 «Волшебный мешочек»
Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание, память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
Описание: Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.
13 «Пуговки-застежки»
Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
Описание: На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
14 «Пальчиковые рисунки»
Цель: Игра развивает мелкую моторику, творческое воображение и целостное восприятие.
Описание: Дети рисуют разные предметы пальцами, опуская их в гуашь.
15 «Рваные рисунки»
Цель: Игра развивает мелкую моторику, творческое воображение и целостное восприятие.
Описание: Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить кусочки внутри контура предмета. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Клеить можно несколько дней, ведь это занятие кропотливое. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга. Используйте клеящий карандаш. Творение ребенка повесьте на стену — будет очень красиво.
16 «Гусли»
Цель: Обогащать тактильный опыт детей.
Описание: На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».
17 «Выкладывание мозаики»
Цель: Учить детей хватанию щепотью, развивать внимание, речь, подражание, умение анализировать и производить несложный образец.
Описание: Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание детей на дырочки. Берёт один элемент мозаики и вместе с ребёнком рассматривают шляпку и штырёк. Показывает, как вставлять форму в отверстие дырочки. Учит брать форму щепотью. Дети выкладывают дорожки для матрёшек.
18 Пластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч».
Цель:Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. наносит на контур мяча.
Описание: Ребенок отщипывая кусочки пластилина, наносит на контур мяча.
19 «Птица»
Цель: Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.
Описание: Ребенок обводит по трафарету птицу, затем штрихует по показу в разных направлениях.
20 «Дом»
Цель: Учить ориентироваться на плоскости.
Описание: Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.