МААМ-картинки

Картотека игр на развитие умственных и речевых способностей старших дошкольников

Лилия Калимуллина
Картотека игр на развитие умственных и речевых способностей старших дошкольников

Картотека игр на развитие умственных и речевых способностей старших дошкольников

Игра «Узнай предмет по заданным признакам»

1) Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твердый;

б) желтый, кислый, продолговатый;

в) гладкое, стеклянное, в него смотрятся.

2) Кто или что может быть:

а) высоким или низким;

б) холодным или горячим;

в) коротким или длинным;

г) твердым или жидким.

3) Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведу примеры лишь некоторых из них:

Публикация «Картотека игр на развитие умственных и речевых способностей старших дошкольников» размещена в разделах

а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

б) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4) Какому времени года соответствует следующее описание?

а) Жарко, печет солнце. Вода в реке теплая. Дети купаются. На деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летают бабочки и пчелы.

б) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким, очень быстро темнеет.

Игра «Раздели на группы»

Цель игры: формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку.

1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.

– Назови ягоды.

– Назови фрукты.

2) Название мебели. Название посуды.

Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля.

3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:

а) грабли, лопата – это

б) стол, диван – это…

в) кукла, кубики – это…

г) корова, коза – это…

д) волк, лиса – это…

е) картофель, свекла – это…

ж) куртка, пальто – это…

з) зима, осень – это…

и) туфли, сапоги – это …

к) апельсин, лимон – это …

4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

а) Чашка – это посуда для …

б) Масленка – это посуда для …

в) Конура – это дом для …

г) Берлога – это дом для …

д) Яблоня – это дерево …

е) Пылесос – это … для …

ж) … – это дом для пчел

з) … – это посуда для хлеба

и) Ручка – это предмет, которым …

к) … – это человек, который водит машину.

Упражнение «Говори наоборот»

Цель игры: развивать словесно-логическое мышление.

Оборудование. Речевой материал : большой-маленький, толстый-тонкий, черныйбелый, старый-новый, горячий-холодный, пустой-полный, легкий-тяжелый, чистыйгрязный, ученик-учитель, больной-доктор, ребёнок-взрослый, лед-вода, силач-слабак, артист-зритель, ходить-стоять, смеяться-плакать и т. д.

Ход упражнения: Ребё нку предлагается поиграть: «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, но только наоборот». Например, я говорю «большой», а ты говоришь наоборот…«маленький».

Упражнение «Отгадывание небылиц»

Цель: развивать словесно-логическое мышление.

Оборудование: Речевой материал : рассказы.

Ход упражнения: Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: «Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг

вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду».

Упражнение «Концовки»

Цель: развивать словесно - логическое мышление.

Оборудование: не требуется.

Ход упражнения: Дети должны закончить предложение, начатое воспитателем.

Предложения:

Если стол выше стула, значит, стул. (ниже стола).

Если диван шире кресла, значит, кресло.

Если сервант ниже шифоньера, значит, шифоньер.

Если магнитофон меньше телевизора, значит, телевизор.

Если диван мягче кресла, значит, кресло.

Если книжный шкаф дороже кровати, значит, кровать.

Если холодильник выше плиты, значит, плита.

Если река глубже ручейка, то ручеек.

Если сестра старше брата, то брат.

Если правая рука справа, то левая.

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки.

Упражнение «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения,

памяти, ловкости.

Оборудование: мяч

Ход упражнения: Бросая мяч ребенку, педагог задает вопрос, на который ребенок,

поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня)

2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур)

3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф)

4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)

5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь)

6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко)

7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли)

8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка)

9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока)

10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок)

11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей)

Упражнение «Сравни зверей»

Цель: формировать словарь прилагательных, учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Оборудование: Картинки с изображением мишки и мышки.

Ход упражнения: Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый,

толстопятый, косолапый? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая? Что любит Мишка… (мед, малину, а мышка любит… (сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

Упражнение «Подбери словечко»

Цель: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Оборудование: мяч

Ход упражнения: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

Упражнение «Что происходит в природе?»

Цель: закреплять употребление в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Оборудование: мяч, предметные картинки

Ход упражнения: Педагог, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок ( например: Что делает солнце? Ручьи – что делают? Снег – что делает? И т. д., возвращая мяч педагогу, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Упражнение «Животные и их детеныши»

Цель: закреплять в речи детей названия детенышей животных, закреплять навыки

словообразования, развивать ловкость, память, внимание.

Оборудование: мяч

Ход упражнения: бросая мяч ребенку, педагог называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных

суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход упражнения: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

Упражнение «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход упражнения: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Упражнение «Чей? Чья? Чье?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Оборудование: предметные картинки

Ход упражнения: : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.

Шарф (чей) — мамин,

Шляпка (чья) — бабушкина,

Поднос (чей) - дедушкин,

Книга (чья) – бабушкина,

Тапочек (чей) – дедушкин.

Упражнение «Кого я вижу, что я вижу»

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и

неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Оборудование: мяч

Ход упражнения: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему. Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребенка» Консультация для родителей «Значение занятий по конструированию на развитие умственных способностей ребёнка» Умственное развитие дошкольников.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр на развитие умственных и речевых способностей старших дошкольников
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 18:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД