Получи документы

Картотека игр по ПДД

Наталья Шестакова
Картотека игр по ПДД

Подвижные игры

«Цветные автомобили»

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — автомобили. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по намеченной дороге, соблюдая Правила дорожного движения, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета и игра возобновляется.

Публикация «Картотека игр по ПДД» размещена в разделах

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не видят, что флажок опущен, воспитатель дополняет зрительный сигнал словесным: «Автомобили (называет цвет) остановились». Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным ( например: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

«В гости к Айболиту»

Для участия в этой игре можно пригласить школьников, ЮИД, сотрудников ГИБДД, которым можно поручить роли регулировщиков и доктора Айболита.

На полу (или асфальте) мелом обозначаются перекрестки, пешеходные переходы, выставляются один или два регулировщика. Желательно, чтобы дорога шла по кольцу и была подлиннее. Дети надевают разнообразные шапочки зверей. Доктор Айболит (воспитатель) занимает свое место в конце пути и ждет зверей на лечение. Дети по двое начинают движение к доктору на велосипедах или, если их нет, пешком. Регулировщики отмечают, кто нарушил правила перехода, остановки. Когда все «звери» прибывают к Айболиту, начинается разбор нарушений. Регулировщики по очереди вызывают нару-шителей. Доктор Айболит объявляет, что такой-то зверь попал под машину, которая придавила ему лапу или голову. Эти звери идут лечиться к Айболиту. Кто правильно проделал весь путь, получает от Айболита подарок. (В качестве подарка можно использовать мелкие игрушки, сласти, лучшие работы детей по изобразительной деятельности.)

«Светофор»

На полу или участке детского сада мелом обозначаются перекресток, переходы. В центре встает мальчик («светофор») с красными кругами на спине и груди и зелеными — на пле-чах. Два желтых круга он держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним то боком, то спиной, соответственно разрешая или запрещая переход. Ребята должны знать, что означает желтый свет. Если «светофор» поднял вверх руки с желтыми кругами, значит, переходить еще нельзя, нужно лишь приготовиться, а кто не успел перейти улицу, должен задержаться на середине улицы и ждать зеленого сигнала.

Эту же игру можно провести, заменив светофор регулировщиком. Нарушители в этой игре подвергаются штрафу: объясняют свои ошибки.

«Лабиринт»

Эта игра проводится, когда дети уже знакомы с обозначениями отдельных знаков и указателей («Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение запрещено» и др.).

Зимой снежными валами, расположенными на расстоянии 1 м друг от друга, строится лабиринт высотой 0,5—0,7 м. Летом лабиринт можно сделать из песка, кирпичей, уменьшив высоту стен. В лабиринте устанавливаются знаки. Зимой на санках, летом на велосипедах, самокатах дети проезжают по лабиринту, точно соблюдая указания знаков.

Тот, кто не нарушил правил, получает подарок.

«Перекресток»

На полу выкладываются шнуры, пересекающие друг друга под прямым углом. У одного конца шнура стоит взрослый с сигналами светофора. Дети под музыку подходят к перекрестку и действуют по сигналам педагога: при красном — останавливаются, при желтом — маршируют на месте, при зеленом — идут вправо, влево или вперед.

«К своим знакам»

На площадке произвольно стоят шесть человек (помощников, у каждого в руках по дорожному знаку: «Дети», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Дорожные работы», «Дикие животные», «Подземный переход».

Дети делятся на группы, берутся за руки, образуя круг. В середину каждого круга входят помощники, показывают дорожный знак, объясняют его значение.

Затем ведущий (воспитатель) подходит к каждому кругу и приглашает играющих за собой. Дети идут за ведущим и повторяют все его движения. Пока дети идут за ведущим, по-мощники опускают свои знаки и перемещаются по площадке, т. е. меняют свои места.

По сигналу ведущего (свисток) все играющие должны быстро найти свой знак и встать в свой круг, взявшись за руки, помощники в середине круга держат знаки над головой. Побеждают те, которые нашли свой знак первыми. Игра проводится 2—3 раза.

Ведущий, приглашая ребят за собой, старается отвлечь внимание игроков от помощников, показывая им различные движения (ходьба на пятках, прыжки, повороты вокруг себя, ходьба на корточках и др.).

«Самый быстрый»

Каждый чертит себе кружок (зеленым, желтым, красным мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде «Раз, два, три — беги!» дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три — в светофор беги!» и сам старается занять какой-либо кружок. Не успевший занять кружок становится ведущим.

«Светофор и скорость»

Два стола. Два макета светофора. По команде ведущего первые номера бегут к светофорам и разбирают их, вторые собирают. Третьи опять разбирают и т. д. Команда, закончившая задание первой, побеждает.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде воспитателя «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

«Нарисуем дорогу»

Рисуем на земле дорогу. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличиваем. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

«Бегущий светофор»

Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднять зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый — прыгают на месте, если красный — все должны замереть на месте и не двигаться 15—20 секунд. Кто ошибся — выходит из игры. Побеждает самый внимательный.

«Умелый пешеход»

На расстоянии 60 см параллельно друг другу кладутся два шнура длиной около 5 м. Надо пройти с завязанными глазами между ними по дорожке.

Вариант 2. Из двух шнуров делают два круга: внешний и внутренний. Расстояние между ними 1 метр. Нужно с завязанными глазами пройти по кругу между шнурами.

«Мяч в корзину»

В 2— 3 шагах от игроков ставят 3 корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По команде ведущего нужно красный мяч бросить в красную корзину, желтый — в желтую зеленый — в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т. д.

За правильный ответ ребенок получает фишку. По количеству фишек засчитываются набранные очки или определяется победитель.

«Светофор»

Цели игры. Закрепить представления детей о светофоре, о его сигналах. Закрепить представления детей о свете.

Материал. Цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные) на каждого ребенка, макет светофора.

Ход игры

Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цветов. Последовательно переключает огни на макете светофора, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

«Угадай, какой знак»

Цели игры. Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о Правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал. Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры

Первый вариант. Воспитатель приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.

Второй вариант. Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают по описанию, что это за знак.

«Улица города»

Цель игры. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

Материал. Макет улицы. Деревья (макет). Автомобили (игрушки). Куклы-пешеходы. Светофоры. Дорожные знаки.

Ход игры

Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете. Вопросы к детям:

1. Какие дома на нашей улице?

2. Какое движение на нашей улице — одностороннее или двухстороннее?

3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины?

4. Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?

5. Что обозначает пешеходный переход?

6. Как регулируется движение на улице?

7. Какие сигналы светофора вы знаете?

8. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают? Как надо вести себя в автобусе?

10. Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая Правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.

«Моделируемые знаки»

Цели игры. Закрепить знания детей о знаках дорожного движения. Развивать зрительную память, внимание.

Материал. Элементы знаков: круги (красный, синий, треугольники (красные, прямоугольники (синие, силуэт человека, силуэт детей, велосипед и т. д.

Ход игры

Перед ребенком лежит набор элементов знаков. Воспитатель предлагает ребенку собрать знак. Например: «Из предлагаемых элементов собери запрещающий (или предупреждающий, указательный) знак. Составь знак „Пешеходный переход". Что он обозначает? Собери знак, который обозначает „Дальше ехать нельзя"».

«Поставь дорожный знак»

Цели игры. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса). Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал. Дорожные знаки, перечисленные выше, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестков.

Ход игры

Детям предлагается рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы — знак «Дети», у кафе — «Пункт питании», на перекрестке — «Пешеходный переход».

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

«Теремок»

Цели игры. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов и водителей). Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Железнодорожный пере-езд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещающих знаках: «Въезд запрещен» (велосипедисту, водителю, «Движение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»; предписывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; указательных знаках: «Место стоянки», «Пешеходный переход»; знаках сервиса: «Пункт первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей». Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания Правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал. Картонные круги с изображением дорожных знаков. Бумажный конверт с вырезанным в нем окошком. Палочка.

Ход игры

Ведущий вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, таким образом, чтобы был виден лишь один знак, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он поворачивает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют знаки и объясняют их значение.

«Логические дорожки»

Цели игры. Развитие наглядно-образного мышления на основе задач на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. Закрепление знания Правил дорожного движения. Развитие познавательного мышления.

Материал. Игровое поле, на котором изображена «карта» с разветвленными дорожками и домиками на концах. На отдельных карточках — письма, в которых условно указан путь к одному из домиков (число карточек соответствует числу играющих).

Ход игры

Перед ребенком находится дорожка, по которой нужно пройти к домику и отметить его. Чтобы правильно пройти к домику, необходимо смотреть на письмо. Примерное содержание письма: «Иди по травке к светофору, мимо елочки к вишенке, далее мимо знака „Пешеходный переход" к домику».

Взрослый смотрит, как решил задачу ребенок, если необходимо — объясняет и исправляет ошибки. Во время игры

ребенок называет дорожные знаки, встречающиеся ему по пути, тем самым закрепляя их названия.

Игра «Узнай знак»

Цель. Закрепление знаний детей о дорожных знаках.

Материал. 2 картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков. Вращая диск, ребенок находит нужный знак.

Ход игры

Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге. Они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить.

Игра «Теремок»

Цель. Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов. Воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.

Материал. Сказочный домик «Теремок» с вырезанным окошком, картонная полоска с изображенными на ней дорожными знаками. ( Предупреждающие знаки: железнодорожный переезд, дети, пешеходный переход, опасный поворот. Предписывающие знаки: прямо, направо, налево, круговое движение, пешеходная дорожка. Информационные знаки и знаки особых предписаний: место стоянки, пешеходный переход, телефон.)

Ход игры

Полоску перемешают (сверху вниз или слева направо, в окошке поочередно появляются дорожные знаки). Дети называют знаки, объясняют их назначение.

Игра «Автошкола»

Цель. Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков. Упражнять в ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость, находчивость, умение помогать товарищу.

Материал. Двойной лист картона : на левом листе наклеены картинки с изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны правила.

Ход игры

Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака.

Игра «На островке»

Цель. Закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта. Знакомить с наиболее типичными дорожно-транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

Материал. Картинки, изображающие различные ситуации с участием пешеходов, дорожные знаки, светофор.

Ход игры

Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить необходимость установки нужного дорожного знака.

Дорожные знаки

Цель. Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.

Игровое задание. Ориентироваться в дорожной ситуации.

Правила игры. Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.

Материал. Медальоны — дорожные знаки: «светофор», «пешеходный переход», «дети», «въезд запрещен», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «движение прямо», «телефон» и т. д. ; медальоны — легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.

Игра. Дети делятся на пешеходов, дорожные знаки, автомобили и надевают на себя соответствующие медальоны-атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места. Вначале в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знаки задерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных знаки задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения.

Вариант. Теперь знакам прибавится забот — в путь одновременно отправляются пешеходы и автомобили. Задержанных нарушителей оценивают все вместе. За каждое нарушение отрывают лепесток с контрольного талона. Выигрывает тот, у кого сохранились все лепестки.

Целесообразно использовать загадки.

Вариант. Придумайте проблемные ситуации, в которых могут оказаться незадачливые пешеходы-зверюшки. Например, зайчишка побежал на красный свет. Предложите детям разыграть альтернативные разрешения данной ситуации: автомобили резко затормозили, наехали друг на друга, образовалась пробка; кто-то наехал на зайца; заяц успел перебежать, улицу, но сбил с ног пешехода. Ситуации придумывайте вместе с детьми.

’Вариант. Играют две небольшие группы по два-три человека (водители и пешеходы). Они сидят по обе стороны стола, на котором нарисованы проезжая часть улицы и тротуар, выставлены дорожные знаки по одному - два. Появление каждого нового знака провоцирует новую дорожную ситуацию. Далее ход игры как в предыдущих вариантах.

Азбука голубых дорог

Цель. Углублять представления детей о водном транспорте, его использовании, назначении, о водных трассах и правилах регулировки движения. Подвести их к обобщению — движение всех видов транспорта регулируют специальные знаки. Воспитывать выдержку, внимание, находчивость в экстремальных ситуациях.

Игровое задание. Пройти по водной трассе.

Правила игры. Соблюдать правила дорожного движения. Пользоваться дорожными знаками.

Материал. Знаки, регулирующие движение судов по реке, морю. Игрушки или картинки, изображающие различные виды водного транспорта. Игрушки (куклы, зверюшки).

Игра. Заранее приготовьте с детьми медальоны-знаки, регулирующие движение водного транспорта. Желающие надевают изображения знаков и располагаются на голубой дороге. Другие дети выбирают игрушки или изображения разных видов транспорта. Тот, кто хочет пройти по голубой дороге, должен назвать знаки и вовремя обойти их, регулируя движение своего судна. Дети-знаки пропускают судно только в том случае, если знак назван, дано объяснение, как его обойти, и маневр выполнен правильно. На каждом судне плывет игрушечный персонаж, который советует выбрать путь, создает проблемные ситуации и побуждает детей к осмысленному их разрешению.

Во время плавания могут произойти разные непредвиденные случаи. К каждому из них команда должна быть хорошо подготовлена. Так, объявляют тревогу, когда в днище окажется пробоина и в судно начнет поступать вода либо когда произойдет взрыв или возникнет пожар. Иногда объявляют учебную тревогу, чтобы научиться правильно, поступать в экстремальных ситуациях. В повторных играх дети меняются ролями и придумывают новые ситуации.

Пешеходы и транспорт

Цель. Практически освоить правила дорожного движения.

Игровое задание. Пройти или проехать без нарушений.

Правила игры. Двигаться и останавливаться по сигналу. Умело регулировать движение.

Материал. Эмблемы с изображениями различных видов городского транспорта: автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус. Светофор. Талоны водителя, визитные карточки пешеходов. Свисток. Дорожные знаки.

Игра. Дети разделяются на пешеходов, водителей транспорта и пассажиров. Кроме того, выбирают детей-светофоров и милиционеров-регулировщиков на перекрестках улиц.

По сигналу ведущего (свисток) начинается движение транспорта и пассажиров. Светофоры регулируют движение транспорта, а милиционеры следят за соблюдением правил движения. Если пешеход или водитель нарушил правило, милиционер останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пассажиром, а то и просто посидеть на скамье, чтобы со стороны изучить правила движения. Кроме того, милиционер делает отметку на визитной карточке пешехода. Выигрывают те, у кого нет нарушений.

В повторном туре дети меняются ролями.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека физкультминуток от А до Т КАРТОТЕКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ОТ А ДО Т АА в лесу растет черника А в лесу растет черника, Земляника, голубика, Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже.

Картотека игр «Лошадки»Картотека игр «Лошадки» Картотека игр «Лошадки» 1. «Лошадки-игрушки» «Много игрушек-лошадок есть у ребят, но бывают и лошадки-качалки. Вот как эта… (Показ кукольной.

Картотека игр с колокольчикамиКартотека игр с колокольчиками Картотека игр с колокольчиками 1. Колокольчик, динь-динь-динь Колокольчик, динь-динь-динь, Звенит, заливается, А потом вдруг замолчит,.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Картотека народных игрКартотека народных игр Картотека народных игрРусские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались.

Картотека считалок Считалка – жанр устного детского фольклора. Считалки – тексты в шутливой стихотворной форме, имеющие рифмо-ритмическую структуру. История.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи. «Что это, если у него есть?»Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи. Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего.

Занимательная картотека игр Игры на формирование умения сравнивать системы. Игра «Теремок» (с 4-х лет)Правила игры: У детей в руках различные предметные картинки. Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по ПДД
Опубликовано: 27 апреля 2022 в 17:12
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД