Получи документы

Картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста

Елена Чаус
Картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста

Дидактическая игра «Большой и маленький»

(словообразование)

(3-7 лет)

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Ход игры

Воспитатель показывает карточку и называет изображенный предмет, а ребёнок образует существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ичк, -очк, -ечк, -ик, -ек, -ок) (для детей 3-4 лет). Для детей 4-6 лет задание усложняется – к существительному прибавляется прилагательное (например, цветок красный – цветочек красненький).

Дидактическая игра «У кого-кто?»

Публикация «Картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

(словообразование)

(3-7 лет)

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-ичк, -очк, -ечк, -ик, -ек, -ок, (-онок, -енок). Закрепить названия взрослых животных и их детёнышей.

Ход игры

Воспитатель показывает карточку и спрашивает, кто изображен на ней, дети отвечают (например, свинья - поросенок). Задание можно усложнить, показывая только карточку с детёнышами животных. Дети должны назвать детёнышей и взрослое животное.

Дидактическая игра «Шьем одежду»

(словообразование)

(4-6 лет)

Цель: учить образовывать и употреблять приставочные глаголы.

Ход игры

Дети рассказывают, что изображено на картинке, называют действие, выделяют и перечисляют приставочные глаголы.

Дидактическая игра «Что делать? Что сделать?»

(словообразование)

(4-6 лет)

Цель: учить образовывать и употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.

Ход игры

По сюжетным картинкам дети составляют предложения с глаголами совершенного и несовершенного вида.

Дидактическая игра «Кто кем работает?»

(словообразование)

(6-7 лет)

Цель: учить образовывать существительные от глаголов, закреплять названия профессий.

Ход игры

Воспитатель называет глагол (в соответствии с картинкой, дети образуют существительное от глагола и составляют предложения с этими словами.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

(словообразование)

(6-7 лет)

Цель: учить образовывать глаголы от имен существительных.

Ход игры

Воспитатель называет существительное (в соответствии с картинкой) дети образуют глагол от существительного и составляют предложения с этими словами.

Дидактическая игра «Складываем слова»

(словообразование)

(6-7 лет)

Цель: учить образовывать сложные слова.

Ход игры

Воспитатель называет два слова, которые можно объединить в одно сложное. Дети должны образовать это слово. Как подсказку можно использовать предметные картинки. Игру можно усложнить, поиграв в обратном порядке.

Дидактическая игра «Один - много»

(словоизменение)

(3-7 лет)

Цель: учить образовывать множественное число существительных от существительных в единственном числе (Кто? Что, кроме среднего рода (дети 3-6 лет). Детей 6-7 лет учить образовывать единственное и множественное число имён существительных среднего рода (Кто? Что).

Ход игры

Воспитатель показывает карточку и называет изображённый предмет в единственном числе, а ребёнок образует существительное (Кто? Что) во множественном числе в соответствии с требованиями возрастной группы.

Дидактическая игра «Какие это предметы?»

(словоизменение)

(3-7 лет)

Цель: учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе (Какой? Какая? Какое? Какие) (3-6 лет) и падеже (6-7 лет). Закрепить знание цвета.

Ход игры

Воспитатель показывает детям карточку с изображенным предметом и задаё т вопросы: «Что (кто) это?», «Какой?» («Какая?», «Какое?», «Какие?») (дети 3-6 лет). Для детей 6-7 лет задание усложняется – они согласовывают существительные и прилагательные не только в роде и числе, но и в падеже (например, Это – большая красная машина

Нет – большой красной машины

Подойти к – большой красной машине

Вижу – большую красную машину

Играю с – большой красной машиной

Мечтаю о – большой красной машине).

Дидактическая игра «Упрямые слова»

(словоизменение)

(6-7 лет)

Цель: познакомить детей с несклоняемыми именами существительными, упражнять в их употреблении.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку, называет несклоняемые имена существительные в соответствии с картинкой (единственное, множественное число, падежи). Дели отвечают по другим картинкам в установленном порядке.

Дидактическая игра «Кто или что?»

(словоизменение)

(6-7 лет)

Цель: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, правильно использовать вопросы «Кто?», «Что?».

Ход игры

Воспитатель показывает предметную картинку, дети отвечают, что на ней изображено и задают вопрос «Кто?» или «Что?» (например, собака – КТО, скворечник – ЧТО).

Дидактическая игра-шутка «Ответь одним словом»

(словоизменение)

(4-7 лет)

Цель: учить изменять имена существительные по косвенным падежам в единственном (4-6 лет) и множественном (6-7 лет) числе.

Ход игры

Дети отвечают на вопрос одним словом (в соответствии с предметной картинкой, а затем изменяют существительные в соответствии с падежами (существительные единственного числа – дети 4-6 лет, множественного - 6-7 лет).

И. п. (Кто? Что)

Р. п. (Кого? Чего)

Д. п. (Кому? Чему)

В. п. (Кого? Что)

Т. п. (Кем? Чем)

П. п. (О ком? О чем)

Дидактическая игра «Что где, кто где?»

(предложение)

(3-7 лет)

Цель: учить правильно употреблять предлоги, ориентироваться в пространстве.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку и задаёт наводящие вопросы. Дети должны ответить правильно употребив соответствующий предлог (дети 6-7 лет – наречия).

Дидактическая игра «Без чего?»

(предложение)

(4-7 лет)

Цель: учить правильно употреблять предлоги.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку и задаёт наводящие вопросы. Дети должны ответить правильно употребив соответствующий предлог.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

(предложение)

(4-6 лет)

Цель: учить составлять распространенные простые предложения по картинке с опорой на вопрос.

Ход игры

Воспитатель показывает сюжетную картинку и задаёт наводящий вопрос. Дети составляют распространенное простое предложение по картинке с опорой на вопрос и отвечают.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(предложение)

(6-7 лет)

Цель: учить подбирать слова с противоположным значением – антонимы.

Ход игры

Воспитатель показывает картинку и называет изображенный предмет, дети подбирают противоположное по значению слово – антоним.

Дидактическая игра «Составь рассказ»

(беседа по серии сюжетных картинок)

(предложение)

(6-7 лет)

Цель: учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ход игры

Дети должны расставить сюжетные картинки в правильном порядке, а затем составить рассказ по сюжетным картинкам, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Дидактическая игра «Придумай предложение»

(беседа по сюжетной картинке)

(предложение)

(6-7 лет)

Цель: учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Ход игры

Дети должны составить рассказ по сюжетной картинке, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай — цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития речи и мелкой моторикиКартотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для развития речи и мелкой моторики Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста Описание материала: разработанные дидактические игры предназначены для детей.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 1. Цикл игр для развития фонетико-фонематической стороны речи «Светофор» Цель: развивать у детей слуховое внимание. Взрослый дает ребёнку.

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста ПОДБЕРИ ПРИЗНАК Цель: учить.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста Найди лишнее слово» Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Ход игры.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста Игра «Чудесный мешочек» Цель игры: Упражнять детей определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста Игры на ориентировку во времени «Что мы делаем?» Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь. Ход игры: Дети становятся.

Картотека игр по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход: В игре принимают.

Картотека игр по развитию воображения у детей дошкольного возраста СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВ НА ОСНОВЕ ЗАДАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НЕОБЫЧНЫЕ КЛЯКСЫ Цель: развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики. Оборудование:.

Картотека заданий по развитию фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Гласные звуки Картотека заданий на гласные звуки. Представленный материал может быть использован как в качестве "домашнего задания" с целью закрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по развитию речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2019 в 20:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД