Получи документы

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Насекомые» для детей 4–7 лет

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Насекомые» для детей 4–7 лет

Утренняя гимнастика:

«У жука сегодня день рожденье»

Лексика :

I. Бабочка, жук, муха, квадрат, круг, треугольник, шар, куб, день, ночь.

Летать, смотреть.

Красный, желтый, зеленый, синий, круглый, квадратный, треугольный.

Один, два, три, я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, твой, наш, ваш, вверху, внизу.

II. Бабочка, муравей, жук, пчела, муха, комар.

Летать, ползать, порхать, жужжать, кусать, уничтожать, собирать.

Полезные, вредные, красивые, маленькие.

III. Насекомое, жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, крыло, глаз.

Летать, жужжать, порхать.

Большой, маленький.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Насекомые“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах

Один, два, три, четыре, пять, больше, меньше, одинаково, утро, день, вечер, ночь, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со, за, над.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Загадочная бабочка»

«Сдуй с листка» - формирование плавных выдохов через нос или рот и их чередований.

Подуть на насекомых так, чтобы помочь им «перелететь» с цветка на цветок.

Общая и мелкая моторика:

I-II «Весной солнце пригревает»

Весной солнце пригревает

И полянка расцветает.

Дети разводят руки в стороны.

Будут пчелки здесь жужжать,

Мед с цветочков собирать.

Бегут по кругу.

Станут бабочки порхать,

Над полянкой танцевать.

Машут руками, как крылышками.

А кузнечик – стрекотать,

По травинкам вверх скакать.

Прыгают на двух ногах.

«Бабочка»

Бабочка, бабочка, крылышки открой.

Хочется нам, бабочка, поиграть с тобой!

Крылышками, бабочка, в воздухе взмахни.

Платьишко красивое детям покажи.

Дети выполняют соответствующие движения по тексту.

III «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Передвигаются легко.

Крылья пестрые мелькают.

Взмахи руками.

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Имитируют движения крыльев бабочек, кружатся.

«Паучок»

Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены.

Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопаем ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползет опять,

«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

«Паучки» ползают по голове.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «На лугу» - пополнение номинативного словаря за счет названий насекомых.

«Кто как передвигается?» - расширение предикативного словаря (прыгает, летает, порхает, ползает).

«Один - много» - изменение существительных по числам с использованием окончания –и (бабочки, жуки, мухи, кузнечики).

«Сколько?» - согласование числительных «один», «два» с существительными (один жук, два жука и т. д.).

«Бабочка и цветок» - формирование грамматического строя речи, обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, из, около, за, от и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.

Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям выполнять следующие действия с бабочкой: «Посади бабочку на цветок. Помести бабочку высоко над цветком. Спрячь бабочку под цветком. Помести бабочку слева от цветка» и т. п.

II. «Зверюшки - малютки» - усвоение знаний по теме.

Педагог вместе с детьми рассматривает насекомых, изображенных на картинках. Обращает внимание детей на то, что они маленькие, у них есть лапки, крылышки, усики и т. д. Они летают, ползают, бегают. Едят растения. Неоднократно подчеркивается, что насекомые – самые маленькие животные.

«На полянке» - совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых предлогов; составление предложений с предлогами по демонстрации действия.

Педагог помещает на коврограф игровое поле, а на столе раскладывает контурные изображения насекомых.

- Посмотрите на картинки. Каких насекомых вы видите?

- А сейчас насекомые разлетятся и разбегутся по полянке, а вы расскажете, где оказался каждый из них.

Бабочка летает над цветами.

Жук выглядывает из колокольчика.

Гусеница ползет по листочку.

Божья коровка спряталась в траве.

III. «Посчитай» - согласование числительных с существительными.

1 муха, 2. , 3. , 4. , 5.

1 комар, 2. , 3. , 4. , 5.

1 жук, 2. , 3. , 4. , 5.

И т. д.

«Подбери признак» - учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.

Бабочка (какая).

Муравей (какой).

«Закончи предложение» - упражнение на употребление всех форм косвенных падежей существительных в единственном числе.

Муравей сидел около.

Божья коровка ползла по.

Жук спрятался под.

Муха села на.

Гусеница сидела на.

Муха ползла по.

«Узнай, чье крылышко» - употребление родительного падежа существительных в единственном числе.

Бабочки, стрекозы, мухи и т. д.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Угадай, что звучит?» (музыкальный колокольчик, колокольчик, дудочка, погремушка, металлофон)

«Погремушки» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Веселый жук» (Хисматуллина)

II. «Жуки - комарики» ( жуки жужжат: Ж-Ж-Ж, комарики звенят: «З-З-З». Кто летит?

«Похлопаем»

Педагог помещает на наборное полотно предметные картинки, предлагает вспомнить названия насекомых, отхлопать ударные слоги в названиях.

Психоречевая игра «Бабочка»

Дети проговаривают текст, и выполняют 4 удара мячом на каждую строчку.

Вот летает бабочка

Желтая, как лампочка,

Крылышками машет,

Нам цветок покажет.

III. «Насекомые над лугом»

- Жу-жу-жу, - жужжит пчела:

- Я лечу издалека.

Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.

- Зу-зу-зу, - комар пищит.

Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед.

- Уф-уф-уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Ритмично притопывают ногами.

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу,

Я любого разбужу».

Ритмично хлопают в ладоши.

«Исправь ошибку»

Педагог показывает детям картинку с насекомыми и говорит :

Бабушка летает около цветка (бабочка).

Пила летит и жужжит (пчела).

Лук ползет по веточке (жук).

Воробей залез в муравейник (муравей).

Мура села на сыр (муха).

Самовар укусил Машу (комар).

«Повтори чистоговорки»

За-за-за, вот порхает стрекоза.

Ры-ры-ры, прилетели комары.

Чок-чок-чок, по листу ползет жучок.

Связная речь:

II. Мнемотаблица «Про насекомых»

III. Рифмованный рассказ «Муравей и воробей»

Педагог демонстрирует муравья, воробья и кота.

По земле ползет муравей,

Подлетел к нему воробей,

Муравей в норку – шмыг!

Воробей: «Чик-чирик!»

Подбежал к нему котишка, -

И улетел воробьишка!

С помощью педагога дети заучивают рассказ наизусть.

Художественная литература:

Стихи про насекомых

Е. Серова «Добрый великан»

К. Ушинский «Капустная белянка»

В. Бианки «Муравейник зашевелился»

Н. Сладков «Муравей и сороконожка»

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Просмотр м/ф. : «Муравьишка - хвастунишка», «Зайчонок и муха», «Муха-Цокотуха», «Зеленый кузнечик»

Игры с природными материалами:

I. Игра с песком «Прокати шарик по дорожке»

Педагог рисует дорожку и просит ребенка прокатить шарик по дорожке.

II. «Тир»

Дети кидают шишки в ведро и стараются попасть в цель.

Дидактические игры:

I. «Парочки» - развитие памяти и внимания.

«Сложи бабочку» - упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контурную схему; развивать пространственное мышление, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

«Узнай по тени» - учить находить заданные силуэты.

«Укрась бабочку» - развитие сенсорного восприятия.

II. «Кого ты видел?» - закрепление названий насекомых; развитие памяти.

Дети рассматривают картинки с изображением насекомых. Картинки убираются, и дети по памяти называют насекомых : Я видел жука. Я видел пчелу. И т. д.

«Запомни и повтори» - развитие речевой памяти.

Педагог предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе повторить слова в том же порядке. Пропуск слова или перестановки считается проигрышем.

Жук, оса, пчела, муха.

Бабочка, оса, гусеница, кузнечик.

«Что изменилось?» (кто улетел, прилетел, спрятался) - развитие зрительного внимания.

Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых : бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, стрекозу над цветком, божью. Коровку под листком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

III. «Четвертый лишний» - развитие логического мышления.

- Муха, муравей, грач, пчела.

- Стрекоза, жук, гусеница, собака.

- Комар, кузнечик, бабочка, белка и т. д.

«Продолжи ряд» - развитие мышления, умение устанавливать логические связи.

Педагог показывает картинку, на которой нарисованы насекомые (овощи, фрукты и т. д.). Ребенку надо продолжить ряд: бабочка, кузнечик, паук, бабочка и т. д.

Сюжетно-ролевая игра:

«Поход на лесную полянку»

Закреплять умение детей совместно играть распределять роли, подготавливать условия для среды.

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

Воспитание понимания правил поведения человека в природе.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, сотрудничать.

Театрализованные игры:

«Фонарик» - развитие коммуникативных навыков.

Дети встают в круг и «зажигают фонарики», по очереди прикасаясь ладошкой к ладошке соседа и произнося при этом [з]. Надо стараться, чтобы движение было равномерным, без запинок, остановок.

«Муха-Цокотуха»

Конструктивные игры:

I. «Жук» (из счетных палочек) - учить строить по образцу, воспитывать самостоятельность.

II. «Бабочка» (из бумаги) - закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их.

III. «Цветочная полянка» - учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу.

Подвижная игра:

II. «Пчелки и ласточка» - развитие ловкости, выносливости.

Площадка для игры ограничена линиями, флажками или кеглями. В центре площадки очерчивается круг - это гнездо «ласточки». Водящего - «ласточку» педагог выбирает по считалке. Остальные дети располагаются врассыпную по всей площадке - это «пчелки». По сигналу педагога дети – «пчелки» начинают летать по всей площадке, тихонько напевая:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки «ласточка» говорит:

Ласточка встанет,

Пчелок поймает.

С последним словом «ласточка» «вылетает из гнезда и ловит «пчел». Пойманный играющий сам становится «ласточкой» - новым водящим. Игра повторяется.

Примечание. «Пчелам» следует летать по всей площадке.

III. «Пчелы» - развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.

Дети с помощью считалки выбирают ребенка, который будет изображать в игре цветок. После этого дети делятся на две группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки, идут хороводом вокруг цветка. Дети – пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одна пчела сумеет попасть в круг и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь ужалить (дотронуться указательным пальцем правой руки) и пожужжать в уши.

Подвижная игра с речевым сопровождением:

II. «Мотылек»

Мотылек – витилек,

Принесли нам ветерок:

Бегут по кругу, расставив руки в сторону.

От ворот – поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Поворот; бегут в обратную сторону.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони парусок,

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг; взмахи руками, потягиваются.

Гони стружок

С запада на восток.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

III. «Стрекоза»

Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга.

Я - большая стрекоза,

Поднимаются на носки, руки через стороны вверх.

Как горошины глаза.

Делают указательными и большими пальцами обеих рук «очки», подносят их к глазам; выполняют поворот вправо, затем влево – «смотрят через очки».

Я летаю над лугами,

Над полями и цветами,

Как веселый самолет,

Влево, вправо, вниз, вперед.

В среднем темпе бегут по кругу друг за другом, выполняя плавные движения руками вверх - в стороны – вниз.

Я присяду на цветочек,

На малиновый клубочек.

Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, приседают.

Крылышки расправлю,

Солнышку подставлю.

Встают, поднимают руки в стороны, затем поворачивают кисти рук ладонями кверху.

А потом прыг-скок, прыг-скок

С травинки на цветок,

Буду прыгать я, летать,

С кузнечиком играть.

Прыгают на двух ногах на месте, руки на поясе.

Я летала и скакала,

Я немножечко устала.

Шагают на месте.

Закружилась голова,

Наклоны головы влево - вправо, руки к вискам.

Отдыхать пришла пора.

Приседают на корточки, складывают кисти рук - ладони к ладони, кладут под щечку – «засыпают».

Игра малой подвижности:

I. «Веселые бабочки» - учить детей играть в игру с речевым сопровождением.

Дети встают в круг, берутся за руки вместе с педагогом. Идут хороводом по кругу под слова педагога:

Веселые бабочки

Летают, резвятся. (2 раза)

Идут все вместе к центру круга по сигналу:

Потом на цветочки

Тихонько садятся. (2 раза)

Идут в обратную сторону, назад от центра круга на слова педагога:

Пыльцу собирают,

Крылья отряхают. (2 раза)

Вновь идут хороводом по кругу:

Потом они снова

Над полем летают.

Над полем летают,

Кружатся, порхают.

II. «Как хорошо на полянке лесной!» - координация речи с движением.

Как хорошо на полянке лесной!

Дети разводят руки в стороны.

Красиво вокруг, тишина и покой.

Подносят указательный палец.

Вдруг слышится гул,

Это пчелка летит,

Машут руками как крылышками.

А бабочка здесь

На цветочке сидит.

Приседают на месте.

Божья коровка

Ползет по травинке.

Передвигаются на корточках.

Черные точки

На красненькой спинке.

Указательным пальцем одной руки дотрагиваются до ладошки другой руки.

Как хорошо на полянке лесной!

Разводят руки в стороны.

Красиво вокруг,

Тишина и покой.

Подносят указательный палец к губам.

III. «Назови насекомое» - закрепление названий насекомых.

Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга. В центре круга находится педагог, в руках у него пластиковый мяч (диаметр 25 см). Педагог по очереди кидает мяч детям, дети кидают его обратно педагогу, называя любое известное им насекомое ( например: пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха, оса, стрекоза, бабочка и т. п.).

Примечания. 1. На первом этапе освоения правил игры допускаются повторения в ответах детей. 2. Педагог и дети могут характерными имитационными движениями и с помощью звукоподражания (пчела - ж-ж-ж.) помогать ребенку, затрудняющемуся с ответом.

Психогимнастика:

«Бабочка». Выразить мимикой и с помощью крадущихся шагов осторожность и большое внимание.

Девочка увидела в траве красивую бабочку. Девочка хочет подойти поближе и рассмотреть бабочку, но так, чтобы не спугнуть ее.

Упражнение для мышц шеи :

«Спрячемся от паука». Голову прижать к плечам. Сильно напрягать шею. Расслабиться.

Мимическое упражнение :

«Муравьишка». «Муравей заблудился, не может найти свой муравейник». Дети изображают огорчение, тоску. «Муравей нашел свой домик». Дети изображают радость, улыбку.

Упражнения для губ и щек :

«Жук». Надуть щеки и гудеть.

Самомассаж:

«Пчела»

Жу-жу-жу –

Я летаю и жужжу.

Указательными пальцами провести по крыльям носа, мягко надавливая.

Жи-жи-жи –

Мне цветок покажи.

Ребрами ладоней растирать лоб.

Же-же-же –

Василек растет в меже.

Ладонями погладить шею сверху вниз.

Жу-жу-жу –

Про цветы всем расскажу.

Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ими точки перед ушами и за ушами.

Загадки:

* Сорвать цветок я захотел,

А он… вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

* Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела)

* Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо!

(Оса)

* Два рога – не бык,

Шесть ног без копыт.

(Жук)

* Не по рыбам,

А сети расставляет.

(Паук)

* На вид, конечно, мелковаты,

Но все, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята –

Вся жизнь их связана с трудом.

(Муравьи)

* Не солнце, не огонь,

А светит.

(Светлячок)

* Кто за печкою поет,

Спать мне ночью не дает?

(Сверчок)

* Кружится рядом, над ухом звенит,

Укусит – потом это место зудит.

Питается кровью зверей и людей.

Кто это, дети? Ответьте скорей.

(Комар)

* Он с усами, да не кот.

Он не птица, но поет,

Ловко скачет, но не зайка,

Проживает на лужайке.

(Кузнечик)

* Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

* Целый день летает,

Всем надоедает;

Ночь настает,

Тогда перестает.

(Муха)

* Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда найдете вы.

(Червяк)

* Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Черненькие точки.

(Божья коровка)

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые»Фотоотчет о творческих работах детей 5–7 лет по лексической теме «Насекомые» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о творческих работах детей 5-7 лет по лексической теме:«Насекомые» В нашей группе.

Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР по теме «Насекомые». Закрепление лексической темы по плану дефектологаИндивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР по теме «Насекомые». Закрепление лексической темы по плану дефектолога Индивидуальное коррекционное занятие с ребенком с ЗПР Тема: «Насекомые» Закрепление лексической темы по плану дефектолога Задачи: 1).

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Насекомые» для детей 4–7 лет
Опубликовано: 21 декабря 2021 в 15:06
+64Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД