Нина Александровна Волкова
Картотека литературных произведений «До свидания, лето» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Стихотворение
Благинина Елена Александровна «Уморилась».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Благининой Елены Александровны «Уморилась». Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать стихотворение. Показать детям многообразие родной природы. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Воспитывать культуру речевого общения.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение детской поэтессы Благининой Елены Александровны «Уморилась».
Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Публикация «Картотека литературных произведений „До свидания, лето“ в старшей группе» размещена в разделах
- До свидания, лето! Сценарии развлечений прощания с летом
- Лето
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья —
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась.
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась.
— Дети, стихотворению конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
1. Дети, как вы думаете, что такое «уморилась»?
— Уморилась, значит устала.
2. Дети, а вы бегали когда-нибудь босиком по травке?
Дети делятся своими впечатлениями.
3. Дети, в какое время года можно бегать босиком по травке?
— Летом, когда на улице жарко, земля тёплая, можно бегать босиком?
4. Дети, что увидела девочка в летний день?
Педагог при необходимости дополняет ответы детей.
— Много всего интересного увидела и услышала девочка летним днём. Красива и разнообразно летняя природа. Дети, а что вы видели интересного летом в природе?
Дети делятся своими впечатлениями. Педагог корректно останавливает детей, чьи рассказы не связаны с летней природой.
— Восхитительно! Дети, как прекрасна природа летом!
Сказки
Чтение сказки «Война грибов с ягодами», в обработке Владимира Ивановича Даля
Задачи. Познакомить детей с русской сказкой, помочь детям понять её смысл. Показать детям многообразие грибов и ягод в наших лесах. Развивать умение детей вести диалог с воспитателем, быть доброжелательным и корректным собеседником. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка сказочного персонажа. Развивать память, внимание детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком.
Шёл король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
Он стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе –
Короля покусали мухи.
— Дети, это присказка, не сказка, сказка будет впереди! Называется сказка «Война грибов с ягодами».
Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать: — Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
— Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть.
Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
1. Дети, в какое время года происходят события этой сказки?
— Красным летом всего в лесу много.
2. Что растёт в лесу летом?
— Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких, и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины.
3. Дети, боровик – это гриб или ягода?
4 Что задумал-загадал гриб боровик, под дубом сидючи, на все грибы глядючи?
— Задумал-загадал боровик войну.
5. Дети, кого звал боровик на войну?
6. Гриб боровик звал на войну разные грибы. Почему отказались воевать волнушки?
— Мы все старые старушки, не повинны на войну.
7. Почему отказались опёнки?
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
8. Почему отказались сморчки?
— Мы старички, уж куда нам на войну!
9. Дети, а кто согласился воевать?
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
10. Что подумала зелёная травка, когда полезли из земли грузди?
— «Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
11. Дети, как вы считаете, почему война – это беда?
— Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. Вражда не делает добра. Ягоды грибов не обижали, себя не восхваляли. Красоту свою людям показали, люди ягоды собрали.
12. Дети, что остановило войну грибов с ягодами?
— А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
— Сказка — вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок. Дети, чему вас научила русская сказка «Война грибов с ягодами»?
— Плохо, дети, бывает, когда один другому завидует, чужой славы хочет.
Рассказы
Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Лето в лесу».
Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Показать детям многообразие родной природы. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать память, внимание детей. Воспитывать любовь детей к родной природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в летнем лесу вместе с русским писатель Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Рассказ называется «Лето в лесу».
Хорошо и привольно летом в лесу.
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.
У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.
— Дети, рассказу конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
1. Дети, о каком времени года рассказал писатель?
2. Как чувствует себя человек летом в лесу?
— Хорошо и привольно летом в лесу.
3. Во что одеты деревья летом?
— Зелёной листвою одеты деревья.
4. Чем пахнет летом в лесу?
— Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
5. Кто громко поёт в летнем лесу?
— Громко поют птицы.
6. Какие птицы поют в летнем лесу?
— Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
7. Кто в лесу под деревьями рыщет?
— В лесу под деревьями рыщут звери.
8. Какие звери живут в наших лесах?
— Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница-рысь.
9. Что видят ястребы в лесу с высоты?
— Много лесных тайн, сказочных чудес видят они с высокой тёмной вершины.
Педагог ещё раз читает рассказ «Лето в лесу».
— Дети, что вы чувствуете, слушая рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Лето в лесу»?
— Читая рассказ «Лето в лесу» я чувствую любовь автора к родной природе.