Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Картотека

наблюдений на прогулке

на апрель месяц

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2019 г

№1. Наблюдение за снеготаянием.

Обратите внимание, что наступивший сегодня месяц апрель начинает свое наступление с обильного снеготаяния. Солнце уже высоко поднимается над горизонтом, и в дневные часы средняя температура воздуха превышает 0° C. Постепенно нагреваемый солнцем снег сходит и с деревьев, освобождая кору от зимних оков.

Воздух, с каждым днем прибавляющий в тепле, легкими ветрами разносит по природным просторам лесов и рек запах весны. Об этом рассказывается в стихотворении А. Н. Плещеева «Уж тает снег»:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь,

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди,

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы.

№ 2. Наблюдение за апрельским солнцем.

Отметить с детьми, как ослепительно сияет солнце, несущее теперь уже ощутимое тепло. Оно поднимается всё выше, тень от столба в полдень всё короче.

Почему звенит капель,

И сосульки тают?

Не слышна теперь метель –

Солнышко сияет.

Раскуражился апрель

Солнце припекает,

И веселая капель

Бойко с крыш спадает.

№ 3. Наблюдение за снегом.

Снег день ото дня тает, обнажая голую землю, на которой вот-вот взойдут первые тонкие стебельки травинок. В теневых местах, под мощными стволами деревьев и в низинах, куда с трудом проникают лучи весеннего солнца, еще остается много снега с твердыми краями темных мрачных сугробов. По дорогам и просекам продолжают игриво журчать ручьи, вереницей переплетаясь и сверкая бликами лучей на ярком апрельском солнце.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны,

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

Предложить детям помочь весне – разбросать снег. Спросить, где он быстрее тает: на дорожках или на асфальте, в тени или на солнце.

№ 4. Наблюдение за ручьями.

Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Предложить понаблюдать, как вода течёт с возвышенности вниз, и прислушаться к журчанию воды.

Посоветовать поискать и набрать камешки, веточки, палочки, шишки, бумажки. Все эти предметы можно запускать в плавание, каждый раз отмечая, тонут или плывут, плывут или застревают.

Вдаль бежит и звенит ручеёк,

Веет в парус тёплый ветерок,

И спешит по волнам мальчуган:

Погоди, я же твой капитан!

В процессе игр поговорить с детьми о свойствах воды: мокрая, прозрачная, бывает холодная и тёплая.

Обратить внимание, в какую сторону плывут их «кораблики»: по течению, при ветре они плывут быстрее.

Дидактическая игра «Какой ручей?»

Задание: подбери определение к слову ручей: ручей какой?

(Звонкий, говорливый, быстрый, холодный, извилистый, широкий, сверкающий, узкий).

Дидактическая игра «Что делает ручей?»

Задание: подумайте, что делает ручей?

(Бежит, журчит, звенит, извивается, пробивается, течёт, льётся, стремится).

Подвижная игра «Ручейки у озера». Дети делятся на две команды. По сигналу «Ручейки!» бегут друг за другом. По сигналу «Озеро!» становятся в круг.

№5. Наблюдение за грачами.

Первыми из перелётных птиц уже вернулись грачи. Они первыми прилетают из тёплых краёв, потому что им достаточно первой проталинки, чтобы добыть себе корм – личинку. Они не боятся холода. Пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи.

Вернувшиеся грачи начинают обустройство гнёзд. А гнёзд уцелело немного. Возле них и сидят пары грачей или одиночки. Одни нашли свои старые гнезда, в которых уже выводили птенцов. Другие выбирают себе гнездо по вкусу. Третьи уже начали ремонт выбранного гнезда.

Птицы радостно снуют,

Щебечут, заливаются,

Корм клюют и гнёзда вьют –

Для птенцов стараются.

№ 6. Наблюдение на водоёме.

Показать детям, как вздулся лёд, как много мелких ручейков стекает в речку. Понаблюдать за трясогузкой, бегающей прямо по льду. У птицы – ярко-чёрная грудка и белые щёчки. Она появляется во время вскрытия рек. Трясогузки бегают, как будто кланяются, и трясут хвостиком. Они делают свои гнёзда около мостов и плотин.

Сказать детям, что в глубине вода ещё холодная, и рыбы приближаются к берегам реки, чтобы погреться.

№ 7. Наблюдение за деревьями.

У деревьев начинается сокодвижение. Показать детям дерево, у которого из трещин выделяется сок. Обратить внимание детей, что возле этого места собираются насекомые, любители сладкого. Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворёнными в ней питательными веществами почвы поднимается по стволу к почкам. Скоро они оживут и распустят листья.

№8. Наблюдение за трудом взрослых: обрезка фруктовых деревьев.

Рассказать детям, что весенняя обрезка плодовых деревьев – это обязательная процедура для получения богатого урожая в будущем. Опытные садоводы знают, что плодовые деревья нуждаются в регулярном уходе и бережном отношении. Именно весной закладываются плодовые почки на ветках, и деревья обновляются после зимы. Благодаря обрезке деревьев весной, питательные вещества равномерно распределяются по растению и способствуют хорошему плодоношению.

Предложить собрать обрезанные ветки плодовых деревьев и поставить их в воду, чтобы вскоре увидеть, как зацветут вишни, яблони и груши.

№ 9. Наблюдение за тополем.

Тополь представляет собой стройное высокое дерево с крепким толстым стволом и серебристой кроной. Высота тополя порой достигает 40 метров, а обхват ствола составляет более 4 метров. Крона тополя является очень густой и широкой. Со временем многие ветви высыхают. Как будто негативная энергия иссушает изнутри старое дерево.

Кора тополя имеет сероватый оттенок и со временем растрескивается.

В июне и июле созревшие плоды с семенами отделяются от веток и разносятся по лесам, городам и паркам.

Если весной посадить черенок длиной 30 сантиметров, то к осени он достигнет 2-3 метров высоты.

№ 10. Наблюдение за весенними облаками.

День в апреле заметно прибавился, небо стало ярко-синим, появились кучевые облака.

Объяснить детям, что кучевые облака образовались при нагревании воздуха. Чем больше тает снег, тем больше таких облаков. Они не закрывают всё небо, как зимой, а держатся кучками. Обратить внимание детей, как они красивы сегодня!

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

№ 11. Наблюдение за ледоходом.

С каждым днём весна набирает силу. Лёд на реке темнеет. В такую пору говорили, что «щука хвостом лёд разбивает»:

Щука ночью под мостом

Расколола лёд хвостом,

Речка вздыбилась, ревёт –

Льдины двинулись в поход

Обратить внимание на состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившиеся участки воды, по которым плывут льдинки. Несёт речка льдины в море- океан.

Лед идет, лед идет!

Вереницей длинной.

Третьи сутки напролет,

Проплывают льдины.

Уточнить, почему нельзя подходить очень близко к водоёму во время ледохода.

№ 12. Наблюдение за половодьем.

Трескаются льды на реках, льдины плывут, наступает день прихода Марьи - 14 апреля, а, как поговаривали, Марья пришла - половодье принесла.

После ледохода вода быстро прибывает. Наконец, она выходит из берегов и затопляет все низкие места: луга, пастбища и даже невысокие возвышенности. Куда не взглянешь – почти везде вода.

Талой водой напьются деревья, травы и начнут расти.

К прибрежным камням-валунам прибило течением сухие сучья и ветки, которые вода, разливаясь по берегам, захватила с собой, пронесла и оставила.

Рассказать детям, что в такое время зайчик, пробегая по знакомой с зимы дороге, может оказаться на островке, окружённом со всех сторон разливом.

Предложить запомнить поговорку: «Весенней воды никто не уймёт».

№ 13. Наблюдение за почвой.

Предложить посмотреть, какое место участка скорее высыхает: там, где глинистая почва, или там, где песчаная.

Объяснить детям, что глинистая почва сильнее пропитывается водой и потому долго не сохнет, а песчаная пропускает воду и быстро сохнет.

№14. Наблюдение за лиственницей.

Напомнить детям, что ранней весной всего за 2-3 солнечных дня появились мягкие, густые, изумрудно-зелёные кисточки хвоинок. Теперь между ними заметны розовые или зелёные шишечки и жёлтые колоски. Когда поднимается ветер, лиственницу окутывает желтоватая пыльца.

Предложить полюбоваться этим нарядным деревом.

Рассказать, что лиственница даёт ценную древесину, которую используют в судостроении и самолётостроении, из неё делают телеграфные столбы.

№ 15. Наблюдение за трудом взрослых.

Понаблюдать за весенними работами: садовники очищают клумбы от прошлогодней листвы, осматривают деревья и кустарники, удаляют повреждённые и сухие ветки

Труд. Сбор прошлогодней листвы на клумбе. Привлекать детей к помощи взрослым.

№16. Наблюдение: осадки в апреле.

Познакомить детей с информацией о видах дождя, их особенностях (изморось, затяжные, ливень). Рассказать о причинах образования дождей. Формировать желание изучать природу.

Дождь серебряной струею

Вновь с высот, с небес летит,

Лил он ночью, и с зарёю

Вновь по крышам шелест.

Снег последний быстро тает,

По Земле идёт Весна.

Дождик воздух освежает,

Чистит всё от «А» до «Я».

№ 17. Наблюдение: погода в апреле.

Предложить вспомнить и погожие апрельские деньки, и прохладные. Подвести детей к пониманию, что самая общая характеристика месяца апреля заключена в примете: «Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывал апрель».

Закрепить представления детей о временах года, их характерных признаках. Развивать наблюдательность.

Экскурсия на водоём.

Воспитывать экологическую культуру, интерес и любовь к родному краю, формировать представления о понятии «экология», прививать навыки экологически грамотного, осмысленного отношения к водным ресурсам; углубить знания понятий «река», «озеро».

№ 18. Наблюдение: мать-и-мачеха.

Показать детям листья мать - и мачехи: с одной стороны гладкие, с другой шершавые. Этот цветок одной стороной листа погладит, как мать, а другой стороной пожурит, словно мачеха. Отсюда и название.

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Закрепить представления о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки. У некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. Упражнять в составлении целого растения из его частей.

№19. Наблюдение: людские заботы.

Понаблюдать с детьми за трудом взрослых в парке: обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посевы и посадки деревьев, кустарников, цветов. Объяснить, что обрезают сухие ветки и те, которые растут густо, заслоняют друг друга.

Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий».

Задание: перечислить действия огородника, садовника.

(Копает, рыхлит, сажает, поливает, пропалывает, подкармливает, удобряет почву, белит стволы, чтобы насекомые-вредители не грызли кору, обрезает больные ветки, подвязывает ветки, чтобы не гнулись и не ломались).

Обсудить значение пословиц о весенних заботах людей:

Пришла весна, так уж не до сна.

Кто спит весной, тот плачет зимой.

№ 20. Наблюдение за перелётными птицами.

Возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. Они радостно кружат над родными гнёздами, над рекой, над пашней. Уже не первый год возвращаются скворцы в свои скворечники, развешенные на территории нашего сада. Скворечники заботливо построили родители детей, посещающих детский сад. У птиц начинаются весенние заботы – они вьют и поправляют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят их мухами, комарами, гусеницами.

Предложить установить связь между весенними изменениями в природе и прилётом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются).

Обсудить с детьми, чем полезен птичий народ, почему пернатых надо охранять.

Поговорить о внешнем виде птиц, об их покровительственной окраске, о формах гнёзд.

№ 21. Наблюдение: божья коровка.

редложить рассмотреть божью коровку. Напомнить, что каждый из нас запускал в небо божью коровку. Возьмешь ее на вытянутый к небу палец, ждешь того момента, когда букашка доползет до его кончика. Скажешь заветные слова: "Божья коровка, улети на небо, там твои детки кушают конфетки. " и наблюдаешь за полетом этого красивого жучка.

Я разжала кулачок,

А в руке сидит жучок,

Спинка красная в горошек,

До чего же он хороший!

На ладошке посидел.

Зажужжал, и улетел.

Божья коровка ожила после долгой зимы и забегала на солнышке. На панцирных надкрыльях – точечки. Это предупреждение для насекомоядных птиц: не бери, божья коровка - несъедобна. Птицы не клюют божьих коровок. Оно и к лучшему: эти насекомые истребляют яйца тлей и медяниц, они первые защитники растений.

№ 22. Наблюдение: одуванчик.

Найти жёлтые цветы одуванчика, полюбоваться ими.

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

Предложить рассмотреть растение: у одуванчика стебель гладкий, прямой, внизу розетка резных листьев. Попросить рассказать, для чего нужна каждая часть растения.

Труд. Высадка рассады бархатцев на клумбу участка. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе весной.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Лето ЛЕТОНаблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»:      Лето солнышком.

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Осень ОСЕНЬНаблюдение № 1     Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Опубликовано: 25 марта 2019 в 07:26
+627Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 162.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Фотоотчёт о праздновании Дня рождения ребёнка в младшей группе
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения ребёнка в младшей группе В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно...
Фоторепортаж «День пасхальных открыток на МAAM»
Вот скрипнула калитка, а вот и трель звонка… Пасхальная открытка пришла издалека! В наше время всё больше ценятся подарки, сувениры, открытки,...
Фотоотчет «Рисование «Веточки вербы» в подготовительной к школе группе
Нет в России пальм зелёных, Лишь берёзоньки да клёны, Да пушится над водой Верба веткой молодой. Верба ветки дарит нам – Отнесём их в Божий храм,...