МААМ-картинки

Картотека ООД по развитию речи в группе компенсирующей направленности (2 часть)

Галина Бубнова
Картотека ООД по развитию речи в группе компенсирующей направленности (2 часть)

Занятие №6

«Ребята о зверятах (домашние животные и их детёныши)»

Образовательные задачи: учить составлять рассказ по сюжетной картинке, объединять фразы в описательный рассказ о животном или птице, подбирать клички животным или птицам.

Развивающие задачи : развивать словарь глаголов и прилагательных по теме: «Домашние животные и птицы», зрительное внимание, память на линейный ряд, мышление, творческое воображение, общую моторику.

Публикация «Картотека ООД по развитию речи в группе компенсирующей направленности (2 часть)» размещена в разделах

Воспитательные задачи: формировать бережное отношение к животным, воспитывать трудолюбие.

Оборудование: изображение трёх поросят, их домиков, картина С. Артюшенко «Домашние животные и их детёныши», картинки с домашними животными и птицами, «волшебная» палочка и «волшебные» ворота, «медальки» за интересные рассказы.

Предварительная работа: чтение сказки «Три поросёнка» С. Михалкова; отгадывание загадок о домашних животных и птицах.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети подходят к изображению трёх поросят.

Воспитатель. Ребята, кто нас встречает? Из какой они сказки? Как их зовут? В какие домики они прятались от волка? Расставьте домики по порядку. Как зовут их маму? Почему этих животных называют домашними? Почему домик Наф – Нафа не развалился?

Введение в тему.

Воспитатель. У свиньи с поросятами много друзей. Вот послушайте.

Мои друзья на подворье нашем –

Овцы и барашек,

Свинья с поросёнком

И коза с козлёнком,

Добрый пёс Трезорка

И корова Зорька,

Гуси и гусята,

Куры и цыплята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

А цыплят я крошками

Утром покормлю. (Г. Ладонщиков)

О каких животных говорится в стихах? Названия каких птиц вы услышали?

Поросята раздают фотографии животных и птиц.

Воспитатель. Я взмахну волшебной палочкой, и вы превратитесь в зверей и птиц с картинок. Пройдите через волшебные ворота и при этом опишите себя. Расскажите о себе: какие части тела есть, какой или какая вы?

Воспитатель проходит первым, описывая внешний вид и рассказывая о себе как о животном.

Например : Я – корова. У меня есть голова, большое туловище, морда, уши, рога, глаза, нос, рот. У меня четыре ноги с копытами и хвост с кисточкой. Я большая, гладкая, коричневая, травоядная.

Воспитатель. Чей рассказ самый интересный?

Лучшему рассказчику вручается медаль.

Беседа по картине.

- Кого видим на картине? (Мы видим козу с козлятами, овцу с ягнятами и т. д.)

- Что делает большая розовая свинья?

- Сколько у неё поросят?

- Где гуляет хрюкающая семья?

- Чем занимается коза? Козёл? Козлята?

- У барана и овцы одинаковые ягнята? Что делает белый (серый) ягнёнок?

- Что делают животные все вместе? (Гуляют)

Физкультурная пауза «Телёнок».

Му – му, я рогатый, Два прыжка, рожки из пальчиков

Му – му, я хвостатый, Два прыжка, «хвостик» за спиной

Му – му, я ушастый, Два прыжка, «уши» из ладошек

Му – му, очень статный, Два прыжка, ходьба на месте

Му – му, испугаю, Два прыжка, бег на месте

Му – му, забодаю. Два прыжка, «бодаются»

Составление рассказа по картине.

- О ком расскажем вначале?

- Чем продолжим?

- Как предлагаете закончить рассказ?

Совместно по цепочке, составляется рассказ. Затем приглашаются трое человек, между ними распределяется начало, середина и конец рассказа. Дети рассказывают рассказ полностью.

Итог.

Воспитатель. О ком составляли рассказ? Кого мы изображали в подвижной игре? Из какой сказки приходили герои? У поросят из сказки были клички, а в нашем рассказе животные расстроились. Давайте и им придумаем клички.

Занятие №7

«Узнай себя (человек)»

Образовательные задачи: Учить поддерживать диалог, использовать в речи полные ответы, подвести к построению сложных предложений.

Развивающие задачи : активизировать словарь детей по теме: «Части тела и лица», упражнять в употреблении множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, развивать мимику, моторику рук, зрительное и слуховое внимание, мышление.

Воспитательные задачи: прививать любовь к чистоте и опрятности, вызвать потребность передавать свои впечатления о прочитанном, анализировать поступки героев.

Оборудование: мяч, картинки с изображением частей тела, лица, книга К. Чуковского «Мойдодыр», изображение двух девочек для сравнения.

Предварительная работа: ориентация на себя (назвать части тела, разучивание пальчиковой игры и обучение самомассажу.

Ход занятия

Организационный момент.

Игра «Угадай -ка» (в кругу, с мячом).

Воспитатель кидает мяч ребёнку и начинает предложение.

Ребёнок повторяет сказанное и заканчивает по смыслу.

Воспитатель. У нас есть правая и левая, трудолюбивые (руки).

У меня на каждой руке по пять гибких (пальцев).

Мама красит длинные пушистые … (ресницы).

Люди ходят с помощью двух стройных (ног) и т. д.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».

Беседа по прочитанному

- Почему от мальчика убежали вещи?

- Что убежало под кровать?

- С кем мальчик встретился на улице?

- Что случилось с мочалкой?

- Кто такой Мойдодыр?

- Что сказал Мойдодыр?

- Почему надо дружить с водой?

- Кто написал эту сказку?

Игры с пальчиками.

Этот палец самый толстый,

Самый толстый и большой.

Этот палец для того,

Чтоб показывать его.

Этот палец самый длинный,

И живёт он в середине.

Этот палец – безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинец хоть и мал,

Он и ловок и удал.

Дети по ходу чтения показывают соответствующие пальцы.

Самомассаж.

Лобик мыли?

Щечки мыли?

Ушки мыли?

Ручки мыли? Все помыли! Чистые теперь! Откройся в сказку, дверь!

Мимическая гимнастика (выполняют стоя)

«Буратино» - брови подняты.

«Волк» - Хмурятся.

«Трубач» - («Наф – Наф») – надувают щеки.

«Кикимора» - втягивают щеки.

«Бульдожки» - опускают нижнюю челюсть.

«Гадкий утёнок» - втягивают шею.

«Тяни – толкай» - вращают головой в разные стороны.

Игра «Чем отличаются девочки» (по картинкам)

Дети сравнивают изображения двух девочек.

- У Тани светлые волосы, а у Кати тёмные.

- У Тани голубые глаза, а у Кати серые.

- У Тани длинные косы, а у Кати короткие хвостики.

- У Тани чистые руки, а у Кати грязные и т. д.

Игра «Чего нет?» или «Что поменялось местами?»

(нет глаз, нет ушей, нет ног и т. д.)

Дети закрывают глаза. Воспитатель убирает картинку или меняет 2 картинки местами.

Итог.

Воспитатель. Чем мы сегодня занимались? Какая игра для вас была самая интересная.

Занятие №8

«Путешествие в чудесный лес (Деревья осенью)»

Образовательные задачи: учить пересказу текста по цепочке, учить выразительному прочтению стихов, учить образовывать относительные прилагательные, закрепить оранжевый оттенок цветовой гаммы, активизировать словарь по теме: «Осень».

Развивающие задачи : развивать диалогическую речь, развивать зрительное и слуховое внимание, слуховую память, мышление; упражнять в выполнении длительного плавного выхода, координировать речь с движением.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство ритма, формировать самостоятельность, помогать видеть красоту в природе.

Оборудование: иллюстрация к сказке, разноцветные «осенние» листья, листья на верёвке для дыхательного упражнения, кузовок, шкатулка, картинки для каждого ребёнка (о времени года, указка.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, дыхательные упражнения, чтение стихов про осень.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель. В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём,

Может быть, в лесу осеннем, чудеса, друзья найдём!

Дети за воспитателем друг за другом проходят между «опавших» листьев и садятся полукругом.

Чтение сказки.

Воспитатель. Вот мы попали в «Оранжевую сказку». Садитесь поудобнее и слушайте.

«Оранжевая сказка»

Наступила осень, и девочка пошла в лес за оранжевыми листьями. Навстречу ей попалась берёза – вся желтая, с листьями, похожими на золотые монетки.

Встретилась ей и осина. Она стояла красная снизу доверху, до самой макушки. Потом девочка увидела старый дуб. Он был ещё совсем зелёный, только с коричневыми желудями. А ещё в лесу росла рябина с оранжевыми ягодами. Но девочке нужны были не ягоды, а листья. И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветви и горело оранжевым огнём, будто в лесу разожгли огромный костер. Девочка Таня подошла к дереву.

- Здравствуй, клён!

- Здравствуй! – прошелестел клен, и несколько оранжевых листьев медленно слетели на землю.

- Это мне? – спросила Таня.

- Тебе … - снова зашелестел клён, и снова кленовые листья закружились в воздухе и упали к ногам Тани.

- Спасибо, - сказала девочка. – Но зачем ты роняешь такие красивые листья? Скоро у тебя ни одного не останется.

- Я готовлюсь к зиме, - ответил клён. – Зимой мне будет тяжело, если на каждый лист ляжет снег. Мне нужны силы для тех зелёных почек, которые развернутся весной.

И снова кленовые листья, будто огромные оранжевые бабочки, закружились около Тани. Она набрала их целую охапку. Принесла домой, разгладила каждый лист и все их поставила в вазу на подоконник.

Тане очень понравилась осенняя прогулка в лес.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель.

Мы тоже будем листья собирать

И пальчики свои разминать.

Раз, два, три, четыре, пять – Загибают пальцы по одному, сжимают и

Будем листья собирать. разжимают кулачки

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём, - Соединяют по очереди пальцы на обеих руках

Маше осенний

Букет отнесём. – Массаж подушечек пальцев; сжимание – разжимание кулачков.

Дыхательные упражнение.

Воспитатель. Осенью наступает листопад. Покажем, как ветер дует на разноцветные листья. Дети выполняют долгий выдох.

Словообразование.

Воспитатель. Много листьев под ногами. Давай соберём в кузовок только оранжевые листья. Дети приносят по одному листику воспитателю и кладут его в кузовок, называя его. Например : «Я нашел дубовый листик». «Я кладу берёзовый лист» и т. д.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель. Проверим ваше внимание и память.

- Как называлась наша сказка?

- Какое время года наступило в «Оранжевой сказке»?

- Зачем девочка пошла в лес?

- Каких листьев хотела она набрать?

- Какое дерево она увидела первым?

- У какого дерева листья оказались оранжевыми?

- Почему клён не захотел оставлять листья на зиму?

- С чем пришла девочка домой?

- Как звали девочку в сказке?

Пересказ рассказа по цепочке.

Дети пересказывают рассказ с передачей кленового листика водящему – рассказчику.

Чтение стихотворений.

Воспитатель. Наше волшебное занятие я начала стихами. А вы знаете стихи про осень? Расскажите Тане, но сначала вспомним: стихи читают громко, четко, с выражением, выделяются главные слова. Дети рассказывают 2-3 стихотворения.

Чьё чтение вам, слушатели, было более интересно? Почему?

Итог.

Воспитатель. Чем занимались мы в чудесном лесу? С кем встретились? Что делали с листьями? Какими вы были? (Старательными, внимательными, послушными, вежливыми и т. д.)

Таня нам оставила подарок: картинки по всем 4 временам года. Найдите каждый себе «осеннюю картинку».

Дети складывают «осенние» картинки в шкатулку. Вечером дети будут рассуждать, почему эти картинки можно назвать осенними.

Занятие №9

«Моя семья»

Образовательные задачи: учить объединять предложения в рассказ по вопросам, учить формулировать полный ответ на поставленный вопрос, образовывать притяжательные прилагательные, имитировать характерные действия людей.

Развивающие задачи : упражнять в употреблении приставочных глаголов, своих полных имён, названий членов семьи, развивать зрительную и слуховую память, общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать чуткое отношение к близким людям, чувствовать и понимать взаимосвязь описанного с реальностью.

Оборудование: сюжетная картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи, мяч, кукла, сказка С. Михалкова «Три поросенка».

Ход занятия

Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика «Как у деда Ермолая»

Как у деда Ермолая Две ладони перед собой, кончики пальцев соединяем.

Вся семейка небольшая:

Только сам да сама, Показ больших пальцев на обеих руках

Только кум да кума, Показ указательных пальцев

Два сына с усами, Показ средних пальцев

Да две дочки с косами, Показ безымянных пальцев

Да две внучки у печи Показ мизинцев. Руки в замок перед собой,

Уплетают калачи. Покачивают вверх – вниз.

Введение в тему.

Воспитатель. Пришла кукла Маша. Она плачет. Заблудилась, потому что забыла свой адрес и имена родителей. Чтобы с нами такого не случилось, назовите ваши адреса. Я буду вам кидать мячик, а вы – отвечать на вопросы. (Дети сидят полукругом на стульчиках).

- Уля, как зовут твоего папу?

- Дима, в каком городе ты живешь?

- Катя, кем работает твоя мама?

- Илюша, кем работает твоя мама? и т. д.

Установление родственных отношений.

Словообразование.

По ходу рассуждения воспитатель показывает картинки.

- Кто Ваня для мамы? (Ваня для мамы сын).

- Чьи дети Ваня и Таня? (Дети папины и мамины).

- Чьи они внуки? (Бабушкины и дедушкины).

- Чья это мама? (Танина, дочкина, девочкина)

- Чья это бабушка? (Танина, Ванина, внучкина, мальчика, и т. д.)

Игра с картинками «Кто ушёл? Кто пришёл?»

Например : Ушла бабушка, пришёл брат.

Активизация словаря.

Воспитатель. Подойдите ко мне те, кого позову:

Екатерина, Валерия, Кирилл, Иван …и т. д.

Я назвала вас полными именами.

Имитация действий членов семьи.

Воспитатель. Покажите, как бабушка ходит по лестнице, покажите, как мама солит суп, дедушка читает газету, сестра кружится в танце, мама стирает бельё, и т. д.

Составление рассказа по сюжету.

Воспитатель. Садится в кружок тот, кто вспомнит своё полное имя. О ком мы говорим на занятии? (О семье, о родственниках.) Давайте рассмотрим картинку. (Показывает картинку с изображением семьи.)

Вопросы:

- Что делает папа?

- Что мама вяжет на диване?

- Где старший сын делает уроки?

- Чем играют младшие дети на коврике?

- Какое домашнее животное живёт в этой семье?

- Что делает на картине кошка?

- Расскажите обо всех родственниках сразу?

Итог.

Воспитатель. Кукла Маша довольна – она вспомнила свой адрес и спешит к маме и папе, а вас благодарит и дарит книжку на память. Кстати, она тоже о родственниках. Показывает книгу со сказкой С. Михалкова «Три поросёнка».

Почему поросят назвали родств

Занятие №10

«Зимняя песенка»

Образовательные задачи: формировать связную речь, учить строить предложения на заданную тему без помощи взрослого, отвечать на вопросы развёрнутым предложением, учить определять жанровые особенности загадки и стихотворения, выразительно читать стихи наизусть.

Развивающие задачи : развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения, упражнять в подборе определений к заданному слову, развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, общую моторику, дыхание.

Воспитательные задачи: формировать умение внимательно слушать, не перебивая других, воспитывать уважение к слушателю, интерес к внятному и последовательному изложению.

Оборудование: иллюстрации к «Выставке художников», снежинки на верёвочках, почтальон Печкин (настольный театр, письмо, песня из мультфильма «Зима в Простоквашино».

Предварительная работа: рассматривание зимних картин, загадывание и сочинение загадок, сравнение загадок, сказок, стихов. Игра с «правилами» чтения стихов.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель. Какое наступило время года? Назовите три зимних месяца? Какой сейчас? Хлопните в ладоши, если услышали «зимние» слова. (лыжи, море, снеговик, тепло, распускается, лед, жара, валенки и т. д.) Снежинки красивые любят танцевать, кружиться. Давайте подуем на них и полюбуемся их танцем. (Воспитатель следит за дыханием детей.)

Отгадывание загадок.

Воспитатель. Ребята, к нам на занятие пришел почтальон Печкин. Из какой он сказки? Кто ещё живёт в Простоквашино? Печкин хочет рассказать о зимних забавах своих друзей. Вот послушайте.

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

Мчусь, как пуля, я вперёд, лишь поскрипывает лед. Да мелькают огоньки. Что несёт меня? (Коньки)

Всё лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры – помчались с горы. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа вставили морковку, Глаза - угольки, губы – сучки. Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба)

По снегу покатите – я подрасту, на костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)

По ходу отгадывания загадок воспитатель задаёт вопросы

- Как ты отгадал?

- Какие слова тебе в этом помогли?

- Почему на костре снежный ком пропадает?

- Почему лыжник не боится провалиться в снег?

- Почему санки простояли всё лето?

После отгадывания детей спрашивают, как они поняли, чем занимаются зимой герои известного мультфильма? С помощью чего Печкин рассказывал о зимних забавах? (правильно, с помощью загадок.)

Знакомство со стихотворениями. Словарная работа.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель. Печкин загрустил. Нёс письмо, да от снега слова стёрлись. Попросил Галчонка помочь, да он торопился и всё напутал. Исправьте ошибки.

«Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют мяч, прыгают через скакалку, лепят снежную бабу, загорают, играют в хоккей, футбол, строят снежную крепость, готовятся к празднику.

Чтение и беседа по тексту

Воспитатель. К каким праздникам мы готовимся зимой? Послушайте и подумайте, про какой праздник говорится в стихотворении?

Зимняя песенка

Вот пришла зима серебристая, белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках катается, ночью в снежных огоньках рассыпается,

В окнах пишет узор льдом – иголочкой и стучится к нам во двор с свежей елочкой.

Р. А. Кудашева

Вопросы:

- Какой период зимы описывается: начало, середина или конец?

- Почему у поэта зима «серебристая»?

- Какое слово вам подсказало ответ? (Пришла)

- Ещё она какая бывает? (Белая, пушистая, снежная)

- Какой у автора снег? Каким он бывает ещё?

- Как вы понимаете выражение «ночью в снежных огоньках рассыпается»?

- Почему в стихотворении лёд сравнивается с иголочкой?

- Какие слова нам говорят о приближении Нового года?

- Какое это стихотворение по настроению?

Физкультминутка.

Дети выполняют движения под музыку из мультфильма «Зима в Простоквашино».

Заучивание стихотворения «Зимняя песенка

Повторное чтение с установкой на заучивание. Чтение детьми. Работа над интонацией и логическим ударением.

Развитие доказательной речи.

Игра «Выбери картинку»

Воспитатель. Не только поэты умеют красиво рассказывать о зиме словами. Композиторы передают зимнее настроение музыкой. А художники отображают красками красоту этого времени года.

Воспитатель предлагает посетить художественную выставку и полюбоваться картинами художников. Дети выбирают иллюстрации к содержанию стихотворения и доказывают правильность своего выбора, отвечая на вопросы:

- Почему эта картинка подходит?

- Что делают на ней дети?

Или:

- Что изображено на окнах сказочной избушки?

- А как говорится в нашем стихотворении?

Итог

Детей хвалят за старание и ещё раз напоминают о правилах чтения стихов.

Публикации по теме:

Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. Часть 2 Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. ЧАСТЬ 2 Разработал: учитель-логопед.

Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. Часть 3 Картотека артикуляционной гимнастики в группе компенсирующей направленности с ОНР. Старший возраст. ЧАСТЬ 3 Разработал: учитель-логопед.

«Овощи». Картотека ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (I часть) Занятие №1 «Жили – Были Овощи» Образовательные задачи: учить понимать идею сказки, предавать её содержание, подражая интонационно героям.

Картотека театрализованных игр «Задоринки» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи Сентябрь 1. Путешествие в зоопарк на автобусе, который вы сейчас сами построите (используются стульчики, крупный конструктор). Задачи: Развивать.

Конспект фронтального занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Домашние птицы» - Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в гости, а вот к кому и куда вы узнаете, отгадав загадки: - Красные лапки, щиплет.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Новогодняя ёлка» «Новогодняя ёлка» Цель: Дифференциация звуков с-з; ж-ш. Задачи: 1. Обучающие: Учить различать звуки з-с; ж-ш на слух в произношении; Отчётливо.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Зима» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Зима» Цели: Коррекционно – образовательные: Уточнить и расширить.

Конспект занятия по развитию ЛГС речи в подготовительной группе компенсирующей направленности «Зима. Зимние забавы» ЦЕЛЬ: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах. ЗАДАЧИ: 1. Коррекционно-образовательные: - Активизация и расширение словаря.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Кравченко Ольга Валентиновна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека ООД по развитию речи в группе компенсирующей направленности (2 часть)
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 13:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД