Лучший педагог года

Картотека опытов по детскому экспериментированию

Марина Сергеевна Кузнецова
Картотека опытов по детскому экспериментированию

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО

ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ.

КАРТОЧКА № 1.

ОПЫТ «ИЗМЕРИМ РОСТ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Ростомер.

2. Линейка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Стать спиной и пятками плотно к стене.

2. Приложить линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру.

3. Отметить рост на ростомере.

РЕЗУЛЬТАТ:

Правильно измерить рост можно только с помощью специального медицинского измерительного прибора.

КАРТОЧКА № 2.

ОПЫТ «ИЗМЕРИМ СТУЛ»

МАТЕРИАЛЫ: (на каждую пару детей).

1. Стул.

2. Карта измерений стула (рисунок вверху).

Публикация «Картотека опытов по детскому экспериментированию» размещена в разделах

3. Тапочек, шарфик, карандаш для «измерения» стула.

4. Рулетка строительная.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Измерить стул тапочком, внести результат в карту.

2. Измерить стул шарфиком, внести результат в карту.

3. Измерить стул карандашом, внести результат в карту.

4. Измерить стул рулеткой, внести результат в карту.

5. Сравнить результаты с результатами своих «коллег».

6. Сделать вывод о том, что только результат измерений рулеткой у всех одинаков, а, следовательно, верен.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для точных измерений нужен точный инструмент.

КАРТОЧКА №3.

ОПЫТ «ВЗВЕШИВАЕМ ВЕСАМИ И КАНТОРОМ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Кантор.

2. Весы аптекарские с разновесами.

3. Небольшие предметы для взвешивания.

4. Карта для записи результатов.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Взвесить один предмет кантором.

2. Перевесить этот же предмет на аптекарских весах.

3. Сделать «запись» результатов.

4. Сделать вывод о том, где измерение точнее.

РЕЗУЛЬТАТ:

1. Аптекарские весы более точные. Их используют при взвешивании лекарств.

2. Кантор менее точный инструмент, его лучше использовать для более крупных предметов.

КАРТОЧКА №4.

ОПЫТ № 4 «НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Табличка «Измерение длины» для каждого ребёнка.

2. Линейка для каждого ребёнка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям взглянуть на два отрезка и сделать вывод: равны ли отрезки.

2. Визуально отрезки кажутся разными по длине.

3. Предложить измерить оба отрезка с помощью линейки.

4. Измерение точным прибором (линейкой) покажет, что оба отрезка одинаковы по длине.

РЕЗУЛЬТАТ:

Часто глаз не может точно определить, равны ли по длине отрезки. Для точного измерения необходима линейка.

КАРТОЧКА № 5.

ОПЫТ «ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Термометр медицинский электронный (на каждого ребёнка).

2. Часы.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Включить термометр.

2. Поставить его под мышку.

3. Подождать 3 минуты или до сигнала термометра.

РЕЗУЛЬТАТ:

У всех людей температура 36,5 градусов. Плюс – минус один – два градуса.

Это нормальная температура тела. Если выше – необходимо обратится к врачу.

КАРТОЧКА № 6.

ОПЫТ «ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Термометр для измерения температуры воздуха (на каждого ребёнка).

2. Термометр для измерения температуры воды (на каждого ребёнка).

3. Емкости с водой разной температуры.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положить термометры для воздуха между оконными рамами, на пол возле входной двери.

2. Термометры для воды положить в ёмкости с водой.

3. Вынуть термометры, зафиксировать результаты в карте опыта.

РЕЗУЛЬТАТ:

Для измерения температуры необходим специальный прибор – термометр. Он может быть предназначен либо для воды, либо для воздуха. В одно и то же время температура воздуха в одном и том же помещении может быть разной. Температура воды также бывает разной.

КАРТОЧКА № 7.

ОПЫТ «ВОСКОВЫЕ ЧАСЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Свеча.

2. Маленькие металлические шарики.

3. Металлический поднос.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Прикрепить шарики на свечку, вдавив их в парафин.

2. Зажечь свечу.

3. Секундомером замерить время между началом опыта и каждым последующим падением шарика на поднос.

РЕЗУЛЬТАТ:

По мере выгорания и таяния воска металлические шарики с громким звуком падают, и их удар по чашке является своего рода звуковой сигнализацией времени.

КАРТОЧКА №8

ОПЫТ «ДЕЛАЕМ ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Пластиковая цилиндрическая бутылка с крышкой.

2. Вторая бутылка одинаковая по диаметру с первой (для выливающейся воды).

3. Маркер для отметок на бутылке.

4. Секундомер.

ДЕЙСТВИЯ:

1. В первой бутылке сделать отверстие (или подобрать бутылку с дозатором для спортсменов).

2. Отрезать верх у второй бутылки.

3. Налить в первую бутылку воды.

4. Перевернуть её и вставить в обрезанную бутылку.

5. Следить по секундомеру за выливающейся водой и делать отметки (1минута, 5 минут, 10 минут).

РЕЗУЛЬТАТ:

Перед вами простейшие водяные часы.

КАРТОЧКА № 9.

ОПЫТ «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА МИНУТУ?»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Часы песочные, минутные

2. Секундомер.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Разбится на тройки.

2. Распределить роли между детьми.

3. Первый следит за песочком в часах.

4. Второй делает, что задумал (прыгает, бегает, считает, рисует, шагает на месте и считает шаги).

5. Третий отмечает время на секундомере.

6. Вместе обсуждаем результаты.

РЕЗУЛЬТАТ:

Путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.

КАРТОЧКА № 10

ОПЫТ «КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР?»

МАТЕРИАЛЫ:

1. В данном опыте нет специальных материалов. Опыт предполагает взаимодействие непосредственно детей между собой.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить детям представить большой воздушный шар.

2. Взявшись за руки построить круг – хоровод.

3. Линия соединённых рук и будет экватором, если предположить что дети обнимают огромный шар – Землю.

РЕЗУЛЬТАТ:

Небольшая сценка показывает детям, как люди представляют экватор, что он делит Землю точно на две равные половины.

КАРТОЧКА № 11.

ОПЫТ «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Глобус на каждую мини-группу (2-3 человека).

2. Флажки или другие метки, которые можно закрепить на поверхности глобуса.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Предложить продумать маршрут кругосветного путешествия, т. е. путешествия по всему земному шару из одной точки, с возвращением в эту же точку, по которому группе хотелось бы путешествовать.

2. Расставить флажки – метки по маршруту.

3. Рассказать, на чём и как «путешествовали» в воображаемом путешествии.

РЕЗУЛЬТАТ:

С помощью глобуса можно наметить маршрут кругосветного путешествия.

КАРТОЧКА № 12.

ОПЫТ «СХЕМА СМЕНЫ ВРЕМЁН ГОДА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Рисунок эллипса на большом листе бумаги, со стрелками направления движения Земли.

2. Карточки с названиями времён года.

3. Карточка с надписью «Земля».

ДЕЙСТВИЯ:

1. Положить рисунок эллипса (овала) на пол.

2. Положить карточки с названиями времён года на соответствующие схеме смены времён года места.

3. Прикрепить карточку «Земля» на себя.

4. Двигаться по направлению указанному стрелкой, изображая Землю.

5. Предложить повторить этот опыт всем детям по очереди.

РЕЗУЛЬТАТ:

Земля движется по одной и той же орбите, то приближаясь, то удаляясь от него. И поворачивается к Солнцу разными боками. Из-за этого и сменяются времена года.

КАРТОЧКА № 13.

ОПЫТ «ПУТШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Физическая карта одной из частей света на каждую мини-группу (2-3 человека).

2. Флажки – метки или любые другие доступные варианты удобных меток.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Выбор пункта назначения.

1. Выбор транспортного средства передвижения.

2. Определение маршрута по карте и прокладывание его цветными маркерами на карте.

3. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

4. РЕЗУЛЬТАТ:

Карта – незаменимый помощник в любом путешествии.

КАРТОЧКА № 14.

ОПЫТ «СОСТАВИМ СВОЮ КАРТУ»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Карта, составленная воспитателем для наглядного примера.

2. ЛИСТ бумаги А – 4 на каждого ребёнка.

3. Фломастеры, карандаши, простые карандаши.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Показать вариант карты, сделанной воспитателем.

2. Напомнить, какими цветами изображаются те или иные объекты.

3. Предложить нарисовать сои варианты карт.

РЕЗУЛЬТАТ:

Рисовать карту – очень сложный процесс. Ему нужно долго учится и хорошо знать географию и многие другие науки.

КАРТОЧКА № 15.

ОПЫТ «ДЕЛАЕМ ТЕЛЛУРИЙ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Глобус.

2. Лампа (любая электрическая, без абажура).

ДЕЙСТВИЯ:

1. Включить лампу, обозначить её как модель Солнца.

2. Взять глобус.

3. Поворачивать его одновременно вокруг своей оси и вокруг лампы.

4. Уточнять у детей, где в данный момент день, а где ночь.

5. Предложить повторить действия самостоятельно.

РЕЗУЛЬТАТ:

Смена дня и ночи обеспечивается непрерывным движением вокруг своей оси планеты и одновременно вокруг Солнца.

КАРТОЧКА № 16.

ОПЫТ «СВОЙСТВА ВОСКА»

МАТЕРИАЛЫ:

1. Восковая свеча.

2. Зажигалка.

3. Подставка для свечи.

4. Лист пластика или мисочка.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Изучаем внешний вид восковой свечи.

2. Нагреваем свечу (воск).

3. Охлаждаем свечу (воск).

РЕЗУЛЬТАТ:

Воск - твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова.

КАРТОЧКА № 17.

ОПЫТ «СВОЙСТВА ТВЕРДОГО ТЕЛА И ЖИДКОСТИ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Стаканчики с вареньем, металлические пластинки.

2. Стаканчики.

3. Соль.

4. Вода.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Опустить палец в варенье.

2. Попробовать проткнуть пальцем сталь (стекло).

3. Перелить воду из одного стакана в другой.

4. Налить воды в стакан с солью.

РЕЗУЛЬТАТ: Палец по-разному проходит сквозь вещества, т. к. частички из которых они состоят, по-разному расположены. (Молекулы и молекулярная структура веществ).

КАРТОЧКА № 18

ОПЫТ «ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ГАЗ И ЕЁ ИСПАРЕНИЕ».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Спиртовка (осторожное обращение с огнем).

2. Вода.

3. Емкость для воды.

4. Два платка, одинаковые по размеру и ткани.

ДЕЙСТВИЯ:

1. На огне спиртовки довести воду до кипения.

2. Наблюдать за паром.

3. Свернуть два платка вчетверо.

4. Намочить их в воде.

5. Положить их на солнце.

РЕЗУЛЬТАТ:

При нагревании вода испаряется, то есть превращается в пар (газ). Так исчезают лужи после дождя, высыхает земля, белье после стирки. Чем больше поверхность испарения, тем быстрее поверхность сохнёт.

КАРТОЧКА № 19.

ОПЫТ «КОРАБЛИК И МЫЛО (ЭФФЕКТ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ ВОДЫ).

МАТЕРИАЛЫ:

1. Большая прямоугольная тарелка.

2. Вода.

3. Треугольный кусочек картона.

4. Жидкое мыло.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Налить воду в тарелку.

2. Назвать треугольник «пароходом» и положить на поверхность воды, в углу тарелки, «носиком» в центр тарелки.

3. Обмакнуть палец в жидкое мыло, затем в воду позади «парохода».

4. После обсуждения предложить детям повторить опыт на своих тарелках.

РЕЗУЛЬТАТ:

«Пароход» двигается вперёд т. к. поверхностное натяжение в месте попадания мыла стало меньше и картон потащило вперёд.

КАРТОЧКА № 20.

ОПЫТ «ПРЕДМЕТЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ (ЗАКОН АРХИМЕДА) ИЛИ ПОЧЕМУ КОРАБЛИ НЕ ТОНУТ?».

МАТЕРИАЛЫ:

1. Вода.

2. Пластилин.

3. Стальная тарелка (можно стеклянную).

4. Большая емкость для воды.

ДЕЙСТВИЯ:

1. Налить в ёмкость воды.

2. Сделать из пластилина лодочку и шарик.

3. Положить оба кусочка на поверхность.

4. Положить тарелку на воду горизонтально, потом вертикально.

РЕЗУЛЬТАТ:

Площадь соприкосновения с водой плавающих предметов больше, чем тонущих. Это иллюстрация закона Архимеда: чем больше воды выдавливается телом, тем сильнее выталкивающая сила, действующая на предмет со стороны воды. Из-за этого закона не тонут корабли.

Публикации по теме:

Картотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возрастаКартотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возраста Опыт 1 Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит сухим песком? (Он сыплется). Вывод:.

Картотека опытов «Воздух» во второй младшей группеКартотека опытов «Воздух» во второй младшей группе Воздух — это-то, чем дышим. Через воздух звук мы слышим. В воздух, в небо и в полет Улетает самолёт. Птица в воздухе летает. Разным воздух.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Картотека опытов «Вода» для второй младшей группыКартотека опытов «Вода» для второй младшей группы Опыт 1 Наберём в воду стаканчик. Посмотрите и скажите: какую воду мы налили в стакан? (Чистую). Посмотрите на меня через стакан с водой.

Картотека опытов «Вода» в средней группеКартотека опытов «Вода» в средней группе Опыт 1 На столе лежат банки с водой, дети бросают мелкие предметы в банки. Почему видно мелкие предметы? (Вода прозрачная). Воспитатель.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возрастаКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов "Воздух невидимка", для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Мастер-класс для родителей по детскому экспериментированиюМастер-класс для родителей по детскому экспериментированию Цель мастер-класса: Продемонстрировать родителям некоторые виды экспериментирования с различными материалами. Вступление: Детство – это.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Проведение опытов с детьмиПроведение опытов с детьми Ребенок рождается исследователем. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания.

Картотека опытов-фокусов с водой «День фокусов»Картотека опытов-фокусов с водой «День фокусов» Уважаемые мамы и папы, устройте детям праздник – День фокусов, покажите им интересные фокусы и, раскрыв секреты фокуса, предложите самим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов по детскому экспериментированию
Опубликовано: 14 января 2020 в 23:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД