Картотека пальчиковых игр

Анна Свержевская
Картотека пальчиковых игр

игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

- активизировать словарь в процессе расширения об окружающем мире в соответствии с лексической темой;

- развитие внимания, памяти, фантазии, усидчивости;

- создание эмоционального положительного настроя.

ОСЕНЬ. ДЕРЕВЬЯ

ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, Удары по столу пальчиками обеих рук.

Левая нач-ет с мизинца, правая – с бо- льшого пальца.

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальчи-

ками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке, «Шагают» средним и указ-м пальчика- А куда ему спешить? ми обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то ку-

«По газону не ходить!» лачками по столу.

Дождь вздохнул тихонько: Хлопают в ладоши.

- Ох! Один хлопок.

И ушел. Ритмичные хлопки по столу. Газон засох.

ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ

Раз, два, три, Загибают пальчики, начиная с

Четыре, пять, большого.

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки. Лист березы, Загибают пальчики, начиная с

Лист рябины, большого.

Листики тополя, Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и

указ-м пальчиками.

ОСЕНЬ

Ветер северный подул:

«С-с-с», все листья

С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на них.) Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу.) Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу.)

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук вперед-

назад.)

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу.)

ОВОЩИ. ФРУКТЫ

ЗАСОЛКА КАПУСТЫ

Мы капусту рубим,

(Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)

Мы морковку трем,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем.

(Интенсивно сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)

УРОЖАЙ

(Поочередно загибать пальцы.)

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры, А на грядке у Филата

Много разного салата. У бабушки Феклы Четыре грядки свеклы. У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса. У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре, пять – Поможем урожай собрать.

У ЛАРИСКИ — ДВЕ РЕДИСКИ

У Лариски - По очереди разгибают пальчики из

Две редиски. Кулачка, начина с большого, на одной

У Алешки - или обеих руках. Две картошки.

У Сережки — сорванца - Два зеленых огурца.

А у Вовки - Две морковки.

Да еще У Петьки

Две хвостатые редьки.

ФРУКТЫ

(загибаем пальцы по одному) 5 4 3 2

Дети в сад по утру вышли

5 4 3 2

Персик, слива, груша, вишня,

1 1

Апельсин и мандарин

(загибаем по очереди большие пальцы)

Их встречали как один (руки пожимают друг друга)

ГРИБЫ. ЯГОДЫ

ЭТОТ ПАЛЬЧИК

(Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

ПО ЯГОДЫ

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с

больших.

В лес пойдем мы погулять. Обе руки «идут» пальчиками по столу Загибают

За черникой, пальчики, начиная с больших.

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

ВАРЕНЬЕ

Заходите дети в сад:

(«Идем» указательными и средними пальцами по столу)

Тут крыжовник,

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы левой руки)

виноград.

(Соединяем в колечко большой и указательный пальцы правой руки)

А в лесу растут черника, Земляника и брусника.

(Правя рука имитирует сбор ягод и складывает их в «корзину» левой руки)

Варит бабушка варенье - (Размешиваем варенье в кастрюле) Будет внукам угощение. (Протягиваем ладони вперед)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

ОВЕЧКА И КОЗА

Кучерявая овечка

(Показать «кудряшки» на голове).

Переходит через речку.

(«Идем» указательным и средним пальцем)

Щуря желтые глаза,

(Прищурить глаза).

Ей навстречу шла коза.

(Показываем «рога»)

- Не пущу тебя, овечка,

(Наклонить голову с «рогами» вперед)

Не пройдешь ты через реку!

(Погрозить указательным пальцем)

Лошадь мимо проходила

(Пальцы собраны в щепоть, поочередно поднимаем-опускаем руки)

И овечку пропустила.

(Руки отвели в сторону — жест,обозначающий:: «Пропускаю»)

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Утка плещется в пруду

(Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду.

(Приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет

(Машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет. (Машем руками - «крыльями») Во дворе — ее соседка -

Это курочка-наседка.

(руки полукругом перед собой — как наседка придерживает крыльями своих цыплят)

Под крылом — ее цыплята, очень дружные ребята.

(Пальцы каждой руки собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ГДЕ ЖИВУТ ЗВЕРИ?

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках по одному

Есть нора — надежный дом. на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели

Белочки в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры,

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о

Всем тепло, уютно в нем. друга кулачками обеих рук.

В ЛЕСУ

- Мальчик с пальчик, Где ты был?

(4 раза сгибать большой палец левой руки.)

- Долго по лесу бродил!

(4 раза сгибать большой палец правой руки.)

Встретил я медведя, волка, Зайку, ежика в иголках.

(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)

Встретил белочку, синичку, Встретил лося и лисичку. Всем подарки подарил, Всяк меня благодарил.

(4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

(Подушечки всех пальцев одновременно дотрагиваются друг до друга)

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяем одноименные пальцы большой с большим и т. д.)

Начинай опять считать

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(Поочередное касание)

Мы закончили считать.

(Встряхиваем опущенные внизу кисти рук)

Птицы к югу улетают.

(Машем руками, постепенно поднимая их вверх.)

Все, растаяли вдали

(Ладонь «козырьком» ко лбу.)

5 4 3

Аист, цапли, журавли.

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.)

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Шишка, ты вкусна, толста

(Сцепить указ-е пальцы.)

И прекрасна для клеста.

(Перецепить пальцы.)

А снегирь, стряхнув снежинки,

(«Смахнуть снег» с тыльной стороны кисти.)

Поклюет зимой рябинки.

(Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь – «гроздь рябины».)

МЕБЕЛЬ. ПОСУДА

МЕБЕЛЬ

Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают

Много мебели в квартире. кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших, А в буфет поставим чашку. На каждое название мебели.

Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали

А потом мы с котом Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Ритмично попеременно хлопают в Много мебели в квартире. ладоши и стучат кулачками.

ЗИМА

Мы во двор пошли гулять Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять Бабу снежную слепили.

(имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили,

(Крошить «хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.

(Вести указ-м пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли,

(Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щуку)

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ И СЕВЕРНЫХ

СТРАН

Животные севера

Кто на Севере живет? Кто там, ест и кто там пьет? (Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно) Звери необычные, к холоду привычные.

(«Замок», меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит,

(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая

«колечки»)

Белый мишка важно ходит,

(Пальчики «шагают»)

Ну, а морж, как капитан,

Покоряет океан

(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень

(Кисти рук скрещены, пальцы рук раздвинуты)

Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

(поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны

(сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны!

(разводят руки, поднимают ладошками вверх)

Наша бабушка идет

БАБУШКА

(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)

И корзиночку несет.

(пальцы слегка расставить и соед-ть их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек (Сложить руки на коленях) Вяжет деточкам чулочек (Имитация вязания на спицах) Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали.

(Мягким кистями рук выполнить движение «кошечка»)

Где же, где ж мои клубочки, (Развести руки в стороны) Как же мне вязать чулочки?

(Выполнить движение «вязание на спицах)

КОСМОС

Мы по глобусу шагаем -

(Указ-ми и средними пальцами обеих рук одновременно с двух сторон головы вверх)

Пальцы дружно поднимаем -

(Ритмичное сжимание и разжимание пальцев рук параллельно друг другу)

Перешли через лесок

(Указ-й и средний пальцы правой руки переходя левую руку сжатую в кулак)

На гору забрались,

(Пальцы правой руки подняты вверх, а указ-й и средний пальцы левой руки идут вверх по правой руке)

Оказались в океане

(Зажимается нос правой рукой, а левой рукой выполняется волнообразное движение)

Вместе покупались.

(Имитация «плавания»)

Пошагали в Антарктиду

(Указ- и средние пальцы обеих рук идут навстречу друг другу)

Холодно, замерзли.

(Обхватить себя руками, показать как холодно)

На ракету все мы сели (Над головой сделать «домик») И в космос полетели.

(Руки поднимаются ладонями вверх)

ПЧЕЛА

Прилетела к нам вчера

Машут ладошками.

Полосатая пчела. На каждое название насекомого

А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков подносят к

Пожужжали, полетали, глазам.

От устали упали. Роняют ладони на стол.

[/i]

Публикации по теме:

Картотека осенних пальчиковых игр для детей 3–4 лет Осенние пальчиковые игры для детей среднего возраста. Пальчиковая игра со стишками развивает речь, память; кисти и пальцы рук становятся.

Картотека пальчиковых игр КАРТОТЕКА пальчиковых игр. Не секрет,что "пальчиковая гимнастика" хорошо развивают мелкую моторику, стимулирует речевую активность ребенка.

Картотека пальчиковых игр Картотека пальчиковых игр. Что же такое пальчиковые игры? Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку.

Картотека пальчиковых игр для детей 4–5 летКартотека пальчиковых игр для детей 4–5 лет Картотека пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Цели пальчиковых игр: • развитие мелкой моторики через упражнения с пальцами; • совершенствование.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Домашние животные
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Картотека пальчиковых игр
Опубликовано: 26 января 2021 в 03:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Коллективная работа по аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками» в...
Цель: создание объёмной аппликации в технике оригами «Поляна с подснежниками». Задачи: - развивать умение складывать из бумажных листов цветов и...
Консультация для родителей «Магия песка»
Буклет носит информационно-просветительскую информацию для родителей детей 3-4 лет. Чтобы родители были заинтересованы в прочтения, в буклет я вставила фото...
Долгожданная весна. Встреча весны. Средняя группа
Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хочу Вам рассказать, как мы встречаем весну. Хоть на улице еще не растаял снег, но в душе уже весна. Весна такое...