Получи документы

Картотека проблемных ситуаций в подготовительной группе

Гордеева
Картотека проблемных ситуаций в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Публикация «Картотека проблемных ситуаций в подготовительной группе» размещена в разделах

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемные ситуации в подготовительной группе

Ситуация

Задача

1

Если расстроилась твоя подруга (друг, что нужно сделать, как помочь?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие.

2

У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь?

Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход.

3

Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия?

Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.

4

Что было бы если бы не было строителей, врачей, учителей?

Дифференцированное восприятие трудового процесса. Конкретизация представлений о труде врача, учителя, строителя. Узнавание и называние людей разных профессий.

5

Плачет девочка, как её успокоить?

Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников.

6

Что будет если откроешь дверь незнакомому человеку?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми. Реагирование на негативные действия взрослого человека.

7

Ты не уступил место старшему человеку? Правильно ли ты поступил?

Выбор правильной линии поведения по отношению к людям разных возрастов.

8

Ты сказал грубое слово близкому человеку, как ты поступишь что бы исправить положение?

Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям.

9

Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка и ли котёнка?

Побуждение воспитателем детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, сочувствию.

10

Если в театре выключили свет, твои действия?

Освоение элементарных правил культуры поведения общественных местах.

11

Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался?

Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой

12

Ты забыл поздравить близкого человека с праздником, что ты будешь делать, что бы исправить положение?

Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие и ответственность

13

Ты увидел, что обижают девочку или мальчика незнакомых тебе, твои действия?

Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие.

14

Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь?

Развивать трудолюбие,ответственность, доброжелательность.

15

Оделись на прогулку,Артем забыл варежки дома…

Развивает отзывчивость к другим,сочувствие.

16

На занятии достались новые краски не всем,как быть?

Учит не быть жадным по отношению к другим.

17

За тобой в детский сад пришла мама, а тебе не хочется уходить…

Учить детей находить способы решения проблем, даже самых незначительных.

18

Тебе хочется побегать поиграть,а мама приболела.

Сопереживание, по отношению к близким.

19

Тебе очень понравилась игрушка в магазине …

Развивает терпение.

20

Ты заболел, а у друга день рождения как его порадовать?

Умение находить выход из ситуации.

21

Тебе хочется завести домашнее животное…

Чувство ответственности :«Мы в ответе за тех кого приручили.»

22

К тебе прилетел Карлсон-проказник,как ты его встретишь?

Развивать чувство доброжелания.

23

Тебе хочется мороженое,а мама не разрешает.

Понимание по отношению к близким

24

Твой друг упал,а другие смеются…

Сочувствие сопереживание к близким.

25

У друга нет носового платочка, надо ли ему дать?

Учит не быть жадным помогать в любой ситуации близким.

26

В автобусе нет свободных мест,а тебе очень хочется сесть

Развивает терпение

27

Дети были на весеннем лугу,и всем захотелось сорвать цветы,можно ли?

Развивает чувство ответственности

28

Мы пришли на почту купить открытку, конверт, что бы поздравить бабушку.

Представление о способах поддержания родственных связей (переписка, разговор по телефону, посещения, проявлений заботы, любви, уважения друг к другу.

29

Нужно ли дружить с неряхой, с девочкой которая не моет руки перед едой?

Углубление представлений о детском организме, уходе за ним, о своих личностных качествах и достижениях.

30

Каким я вижу себя в будущем?

Кем хочу стать?

Представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания. ,строительство, сельское хозяйство, и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование).

31

Где работают твои близкие, родственники и кем?

Представление о ценности труда родителей и близких родственников

32

Жизнь детей разных стран.

Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям).

33

Много ли у тебя друзей? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу?

Формирование умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками.

34

Как звонить в милицию, вызвать скорую, пожарных?

Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми, укрепление доверия к ним.

35

Знаешь ли ты всех, членов своей семьи? Большая ли семья? На кого ты похожа?

Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе, своём самочувствии, настроении.

36

Если бы я был воспитателем?

Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр.

37

Догадайся, почему возникло такое настрое?

Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональном состоянии взрослых.

38

Как ты помогаешь родителям? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? Есть ли у вас в семье семейный альбом?

Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге.

39

Как вести себя за столом, правила доброты, вежливые слова.

Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками.

40

Как ты поступишь, если тебя ударил или обидел твой друг

Реагирование на негативные действия других детей, их последствия

41

Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех, кто делает мед и кто делает яд; кто страшный,и кто красивый. (стр. 20)

Воспитывать любовь к природе, развивать понятие о том, что в природе все важны и все имеют право существовать.

42

Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему?

(стр. 23)

Развивать чувство жалости к птицам, приучать детей не лишать свободы птиц из-за своего комфорта.

43

«Как подружить Лису и Журавля?»

(стр. 41)

Развивать коммуникативные отношения.

44

Бывает ли так, что друзья приносят огорчения? (стр. 41)

Приучать детей жить в согласии с друзьями и в тоже время не бояться сказать правду о нем ему в глаза.

45

«Все друзья ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Помогите. Посоветуйте». (стр. 41)

Воспитывать у детей чувство коллективизма, стремление думать, и заботится о тех, кто рядом.

46

«Мальчик идет по лесу: в руках магнитофон – громкая музыка, сам сбивает и затаптывает, в птиц и насекомых бросает камни… Что вы ему посоветуете?»

Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее, защищать и охранять.

47

«Вова купил и ест мороженое. Навстречу идет его друг Витя. Вова спрятал мороженое, а Витя подошел и угостил его конфетой. Что чувствует Вова? Как бы поступили вы?»

Продолжать знакомить детей с чувствами неловкости и стыда, развивать умение быть щедрым

48

Вы встретили нищего… Чем закончится ваша встреча?

Формировать умение сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается.

49

«Что бы вы попросили у золотой рыбки?»

Учить детей соразмерять, кому помощь важнее: тебе или твоим близким и друзьям.

50

«Какой путь ты выберешь?»

- прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь

- налево пойдешь - встретишь старика, который заблудился, ищет аптеку.

- направо – найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Воспитывать желание помогать нуждающимся, слабым и старым людям.

51

«Может ли больной мальчик стать твоими другом? Почему ты так думаешь? Какие игры можно ему предложить?»

Развивать чувство сострадания, учить помогать больным и инвалидам.

52

«Нужно ли благодарить ветеранов за победу? Только ли в праздник благодарить?» (стр. 124)

Воспитывать чувство благодарности ветеранам ВОВ, стремление им помочь и их порадовать.

53

Если бы было 2 школы, одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками. В какой бы ты захотел учиться?

Развивать желание учиться в школе, несмотря на трудности, которые конечно будут встречаться.

54

Как сделать, чтобы добрые дела на планете Земля умножались? (самим делать хоть маленькие, на добрые дела).

Учить детей быть добрыми и не на словах, а на деле.

55

Мальчик подсматривает в замочную скважину за своей старшей сестрой. Хорошо это или плохо? Любопытство и любознательность. «У любопытного весь лоб в синяках» (стр. 85)

Учить различать любопытных детей от любознательных, ценить качество любознательности и понимать плохую сторону любопытства.

56

«Оцените поступок» Мальчик на улице встречает заплаканную девочку: она заблудилась. Он не знает, как ему поступить.

1. успокоить, угостить конфетой.

2. помочь найти дорогу.

3. посмеяться над ней.

4. пройти мимо.

Развивать у детей стремление помогать нуждающимся, не проходить мимо тех, у кого беда.

57

«Скучен день до вечера коли делать нечего!»

1. Вы скучали, когда- ни будь?

2. Игра «скучно так сидеть, надо пробежаться». (стр. 91)

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает».

Воспитывать умение занимать себя полезными делами, создавать самим хорошее настроение.

58

«Девочка плачет, требует, чтобы ей купили игрушку. Позаботимся о ней?»

Приучать заботиться о тех, кто действительно нуждается в нашей доброте, а не поощрять капризы.

59

«Ежик жил дома, а потом убежал в лес. Надо его возвращать и о нем заботиться?»

Закрепить понятие о том, что животным лучше жить в природе, на свободе.

60

Обсуждение сказки «Царь и вечерняя заря» (стр. 109)

Воспитывать чувство щедрости

61

Что такое страх? Бывает ли он полезным? (Да, если бы не было чувства страха, то:

- можно упасть с балкона

- впустить в квартиру преступника

-попасть под машину;

-обжечься

-затеять пожар

-быть укушенным собакой.. (стр. 115)

Формировать у детей понимание, что страх оберегает людей от необдуманных поступков.

62

Жизнь животных в зоопарке… Для чего построены зоопарки?

1. Где живется животным лучше?

2. Как можно проявить любовь к обитателям зоопарка?

3. Чего нельзя делать в зоопарке?

4. Чтение рассказа «Медвежонок заболел»

5. Рассказ воспитателя об охране белых медведей

6. Заучивание стихотворения Григорьевой «В зоопарке» (стр. 150)

Воспитание чувства любви к животным, умение беречь и охранять их, правильно вести себя в зоопарке.

63

«Что мы можем сделать для леса?»

1. Рассматривание серии картин

«Что случилось с мальчиком?»

2. Чем лес помогает нам?

3. Чем мы поможем лесу?

4. Чтение письма Лесовичка.

5. Призыв: «Сэкономим бумагу - поможем лесу» (стр. 141)

Закреплять знание детей о богатствах леса и учить эти богатства преумножать.

64

Как выйти из положения, если ты случайно сломал игрушку друга.

(стр. 76)

Учить ребенка беспокоиться за происходящее, сочувствовать и огорчаться.

65

Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?.

Учить заботиться обо всем живом, а не уничтожать.

66

Расцвел комнатный цветок и вам хочется его сорвать. Как вы поступите?

Показать детям в горшке, что без земли и воды цветок погибнет сразу, а в горшке на окне он долго будет радовать и тебя и всех.

Публикации по теме:

Картотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельностиКартотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности Цели и задачи: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного.

Картотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности Ситуация №6 "Телефонный звонок". В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то есть отработать навыки безопасного.

Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группеКартотека опытов «Песок. Глина» в подготовительной группе Опыт 1 Почему песок тонет? В баночку с водой опустить горсть песка, не размешивать его. Что происходит? Песок оседает. На поверхности воды.

Картотека развивающих игр по ФЭМП в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека развивающих игр по ФЭМП в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Опыт работы по использованию визуальной поддержки дошкольников в режимных моментах и проблемных ситуациях Новейшая разработка алгоритма одевания на прогулку в нашем ДОУ Группу детского сада посещает 30 детей и, конечно, случается множество проблемных.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группе .

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в подготовительной к школе группе Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребенок становится пешеходом значительно раньше,.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группеТематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения.

Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе.Тематическое планирование игровых ситуаций по ПДД в старшей группе. Формируя у дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения в дорожной среде, мы одновременно и воспитываем их, применяя методы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека проблемных ситуаций в подготовительной группе
Опубликовано: 19 октября 2021 в 17:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека проблемных ситуаций в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Гордеева (УИ 2481403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД