Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Картотека

наблюдений на прогулке на май месяц

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2019 г

№ 1. Наблюдение за майским солнцем.

Спросить, когда солнце греет сильнее: утром, днём или вечером? Это можно проверить, дотрагиваясь до металлических предметов. Предложить понаблюдать, какие предметы быстрее нагреваются: тёмные или светлые?

Я пускаю теплый лучик

К вам в оконное стекло,

Выплываю из-за тучек –

И становится светло!

Я ведь Солнышко, я грею

Птичек, дерево, ручей.

И нисколько не жалею

Золотых своих лучей!

Пальчиковая игра «Каждый лучик солнышка»

Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.

Лучики солнце на небо пускает,

Каждого словом приветным встречает:

Этот лучик – озорной,

Этот лучик – золотой,

Этот лучик – добренький,

Этот лучик тоненький,

Этот улыбается,

Мизинцем называется.

Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого.

№ 2. Наблюдение за воробьями.

Чувствуют наступившую весну воробьи. Они громко чирикают и скачут целыми стаями. Предложить понаблюдать, что носят воробьи в клювах. Приглядевшись, дети видят, что птицы собирают пушинки, и догадываются: воробьи устраивают гнёзда, чтобы снести яйца и вывести птенцов.

Предложить помочь воробьям: пусть положат лоскутки тёплого материала, шерстяные нитки, вату в те места, где неоднократно видели воробьёв. Воробьи всё это обязательно унесут к радости детей.

Подвести детей к выводу, что остальные птицы тоже улетели в леса вить гнёзда.

Труд. Посадка семян овощей на огороде. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе весной – к посеву семян овощей.

№3 Наблюдение за майской погодой.

Предложить детям посмотреть внимательно и отметить характерные признаки последнего месяца весны. Дети замечают изменение пути солнца и делают вывод, что день по-прежнему прибавляться. Небо стало ярко – синее, появились кучевые облака. Они образовались при нагревании воздуха. Они не закрывают всё небо, как зимой, а держатся кучками.

Прочитать детям стихи Натальи Архиповой про облака.

Плывут по небу облака –

Кудрявы, как овечьи шубки.

Наверно, где-то великан

Раскуривает свою трубку.

И днём и ночью, на века,

У великана есть работа:

Чтоб где-то плыли облака,

А ими любовался кто-то.

№ 4. Наблюдение: майская гроза.

В начале мая гремит первый гром. Предложить понаблюдать, как природа меняется перед грозой.

Перед грозой природа тревожно замирает, и только надвигающаяся темнота и тяжесть туч говорит нам о предстоящей грозе. Солнце приобрело свинцовый оттенок. Ливень хлынул сплошным потоком, мгновенно смыв пыль.

Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом. Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.

№5. Наблюдение за солнцем.

Обратить внимание детей на солнце: ярко светит. Видны кучевые облака. Обратить внимание на изменение пути солнца. День прибавляется, вечером поздно темнеет.

Беседа «За что люди любят солнце?»

Расширять знания детей о роли солнца а нашей жизни.

Труд. Рыхление земли на клумбе. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе весной

№ 6. Наблюдение: одуванчик.

Найти жёлтые цветочки одуванчиков. Вспомнить стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».

Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Рассмотреть растение: у одуванчика стебель гладкий, прямой, внизу розетка резных листьев. Вспомнить, для чего нужна каждая часть растения.

№ 7. Наблюдение: как устроено растение.

Предложить детям рассмотреть и запомнить, как выглядят части растения: корень стебель, листья, цветок.

Подвести детей к пониманию, для чего служат корень, стебель, лист, цветок:

(корень - питает растение,

стебель – опора растения,

лист – для дыхания растения, поглощает воздух и солнечные лучи,

цветок – существует для образования семян, для продолжения рода).

№ 8. Наблюдение за красотой майского пейзажа.

Обратить внимание детей, как красиво весной! Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в нежно – зелёный наряд. Зазеленели газоны и дорожки. Предложить понаблюдать, как красиво распускаются листочки на деревьях, какой сказочный стал участок детского сада.

Прочитать детям стихи С. Прилуцкого.

Журавлиным клином,

Свистом соловьиным,

Зорькой ярко красной,

Солнышком прекрасным,

Запахом сирени

Полон день весенний.

Сок берёзы льётся,

Стайка мошек вьётся,

Вишня зацветает,

Сердце нежно тает.

Как же я забуду

Возрожденья чудо!

№ 9. Наблюдение: цветёт черёмуха.

Предложить полюбоваться белыми пушистыми ароматными цветками черёмухи в кистях.

Черемуха – это листопадное дерево. Ствол у черемухи прямой и стройный. Крона широкая, густая. Растет черемуха быстро. Морозов не боится. Весной она вся прикрыта кисточками из белых с сильным запахом цветов. Черёмуху очень любят не только люди, но и насекомые. Это прекрасный медонос.

Ягоды у черёмухи черного цвета.

С черёмухой связанны и весна, и возврат холодов, с которыми обычно совпадает время ее цветения.

Рассказать детям, что черёмуха не только красива, но и очень полезна. Если её ветки поставить в комнату, улетят все вредные насекомые: мухи, мошки, комары.

В листьях и цветках черёмухи много витамина С и эфирного масла. Из плодов, цветков и листьев черёмухи делают лекарство.

Это красивое и очень полезное растение нужно беречь.

№ 10. Наблюдение: разнообразие расцветок тюльпанов – от белого до тёмного, почти чёрного.

Сказать детям, что садоводы специально выводят разные сорта тюльпанов. Они растут на каждой даче, бывают разного размера, цвета и формы.

Тюльпана нежный лепесток

Сложил свои ладошки,

В букете льнет к цветку цветок

На нежной хрупкой ножке.

Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР

Весной, когда зацветают эти цветы в городских парках и скверах, многие выходят погулять и полюбоваться цветущими цветами, красотой и ароматами тюльпанов. Эти цветы в хорошую солнечную погоду раскрываются, как будто нас зовут ими полюбоваться, а на ночь и плохую погоду они закрываются.

Вырастают тюльпаны из луковицы. Обычно высаживают эти луковицы под осень, когда они отцветают.

11. Наблюдение: насекомые.

Обратить внимание детей на появление большого количества насекомых. Сказать, что они питаются в основном растительной пищей. Дети замечают летающих над головой комаров. Появляются бабочки, мухи. Откуда-то выползли жуки. Все просыпаются, все греются на солнышке.

Предложить понаблюдать, где больше всего бабочек, пчёл. Спросить, какие птицы ловят насекомых в воздухе.

№ 12. Наблюдение за скворцами.

Предложить отгадать загадку:

На шесте – дворец,

Во – дворце – певец,

А зовут его…

(Скворец).

Рассмотреть внешний вид скворца, обратить внимание на его длинный и тонкий клюв, которым удобно выбирать из земли и на деревьях вредителей огородов, садов и леса.

Скворцы любят петь, сидя возле скворечника на дереве. Поют они, закатывая глаза и трепеща крыльями. Предложить детям прислушаться к пению скворца.

№ 13. Наблюдение: дикорастущие и культурные растения.

Познакомить детей с понятиями: дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие растения – это растения леса и луга, а растения сада и огорода – культурные растения.

В лесу, на лугу, в водоеме растут растения, которые никто не сажал и за которыми никто не ухаживает. Это дикорастущие растения. Например, сурепка, одуванчик, подорожник и т. д.

Культурные растения – это растения, которые выращивает человек, в поле, в саду, в огороде. Например, культурные растения - это слива, яблоня, смородина, малина, овес, пшеница, огурцы, редис. Человек выводил культурные растения из дикорастущих. Он отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни, листья и сеял нужные растения поблизости от своего дома, ухаживал за ними.

№ 14. Наблюдение: цветёт берёза.

У всех деревьев есть свои семена. У берёзы эти семена в виде красивых сережек.

В мае береза зацветает: на одних деревьях появляются сережки желтые, а на других - зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. К концу лета у березы на месте цветков образуются семена, их еще называют крылатые семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер и птицы разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Предложить осторожно потрогать сережки.

- Какие они на ощупь?

- Есть ли у сережек запах?

- Как и где крепятся?

№ 15. Наблюдение: пчела.

Рассмотрите внимательно пчелу. Тело пчелы имеет красивый полосатый желто-черный окрас. У насекомого есть крылья и удлиненный хоботок – «носик». Им оно высасывает нектар с растений и превращает его в мед. Это, пожалуй, и есть одно из отличительных особенностей этих насекомых от других – пчелы дают мед – полезное и очень вкусное лакомство не только для человека, но и для некоторых животных и других насекомых.

Пчелка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет,

За день много соберет.

Унесет нектар тот в улей,

И назад вернется пулей.

В сотах утрамбует мед,

Скоро ведь зима придет.

Будет пчелкам, чем питаться.

Надо летом им стараться.

Научить детей главному правилу безопасности: при общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать, потому что пчелы могут укусить.

№ 16. Наблюдение: ласточка.

Ласточка — небольшая красивая перелетная птица, стремительная в полете, с длинными остроконечными крыльями. Ласточки прилетают с наступлением теплых весенних деньков и сразу же принимаются за строительство гнезд.

Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на балках, на стенах домов. Обычно ласточки создают надежные пары, и по нескольку лет прилетают гнездиться в одно и то же место. Птенцы появляются почти через 3 недели после того, как самка отложит штук 5 маленьких яиц и начнет их насиживать.

№ 17. Наблюдение: запахи и звуки мая.

В воздухе чувствуется запах последнего месяца весны – мая.

А что это - "запах мая"?

Это запах душистой черёмухи.

Это запах тюльпанов и нарцисс, поднимающих свои лепестки к солнцу…

Это запах земли, которую копают под посадку овощей.

Это запах новых листьев на деревьях.

Запах мая – это и запах солнца.

- Как вы думаете, чем пахнет солнышко? (Ответы детей: пахнет поздней весной).

Я прочитаю вам стихотворение «Аромат солнца». Стихотворение написал русский поэт Константин Бальмонт.

Запах Солнца? Что за вздор!

Нет, не вздор.

В Солнце звуки и мечты,

Ароматы и цветы

Все слились в согласный хор,

Все сплелись в один узор.

Солнце пахнет травами,

Свежими купавами,

Пробужденною весной,

И смолистою сосной.

Вслушайтесь в звуки мая, и вы услышите голоса птиц. Это удивительный

концерт, наполненный жизнелюбием и красками, которые дарит нам май.

- Какие характерные для некоторых птиц возгласы вы узнали? (Ответы детей:

слышно, как кричит где-то совсем близко грач – краа, слышатся громкие стрекотания

сороки – чек-чек-чек).

А я слышу воробьиную песенку: джик-джик -джик, чир-чир. Прислушайтесь,

и вы тоже её услышите.

Давайте прислушаемся к воркованию голубя, который прилетел на дорожку участка.

- Подумайте, а какие звуки можно услышать поздней весной, но сегодня их нет?

(Ответы детей: шум дождя, раскаты грома, кукование кукушки, кваканье лягушки).

- Чем вас привлекает май? (Ответы детей: звуками, запахами, красками, ярким тёплым солнцем).

№ 18. Наблюдение: плоды путешествуют.

Напомнить, что плоды растений созревают, попадают в почву, и их семена прорастают. Но есть растения, плоды которых путешествуют и могут оказаться далеко от тех мест, где созрели.

- Какие плоды разносит ветер? (Ответы детей: жёлуди, орехи, семена репейника, одуванчиков, рябины, клёна).

Давайте подойдём к маленькому ростку дуба, который вырос на довольно далёком расстоянии от дуба. Как попал жёлудь на эту поляну?

Труд. Посадка рассады цветов на рабатку. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе весной – к высадке рассады.

№ 19. Наблюдение: кто живёт в муравейнике?

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни и правилах поведения вблизи муравейника; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.

Эти распространенные насекомые очень ответственные, работящие, а также, несмотря на свои незначительные размеры, очень сильные.

Все муравьи живут в сооруженных муравейниках или же гнездах, которые связаны с грунтом, а также в отдельных случаях этих насекомых можно встретить под камнями или в древесине. В одном гнезде численность этих насекомых достигает миллиона особей.

Так как муравьи являются хищниками, то основой их питания являются личинки или гусеницы, а также взрослые муравьи питаются легкоусвояемой углеводной пищей - мякотью плодов, семенами, орехами, корневищами растений, соками деревьев.

Труд. Уход за всходами посаженных овощей. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе весной.

№20. Наблюдение: свойства воздуха.

Помочь детям в ходе наблюдений подтвердить знания о том, что воздух не имеет вкуса, цвета, запаха, может быть разной температуры. Продолжать формировать представления о том, что воздух нужен всему живому на земле.

Экспериментальная деятельность:

1. Воздух – невидимка»

Предложить положить ладошку на грудь и почувствовать, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Предложить детям ладошками зажать рот и нос, посчитать вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

2. «Воздух не имеет вкуса»

Предложите детям вдохнуть ртом воздух. Вы чувствуете вкус воздуха?

Вывод: Воздух – безвкусный.

3. «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, которые распространяются от лимона, чеснока, одеколона.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

Труд. Полив цветов. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе весной.

№ 21. Наблюдение: кустарник и дерево.

В живой природе мы видим травы и цветы, деревья и кустарники. Причем кустарники играют немалую роль в нашей жизни, отдавая нам свои вкусные плоды и украшая окружающую нас территорию.

А чем же кустарники отличаются от деревьев? Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст.

По этому характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева. Кустарники подразделяются на дикорастущие и культурные.

Труд. Полив цветов. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе в мае.

№ 22. Наблюдение: божия коровка.

Предложить рассмотреть божью коровку. Она ожила, забегала на солнышке. На панцирных надкрыльях – точечки. Это предупреждение для насекомоядных птиц: не бери, несъедобна. Птицы не клюют божьих коровок. Оно и к лучшему: коровки истребляют яйца тлей и медяниц, они первые защитники растений.

№ 23. Наблюдение: яблони в цвету.

Предложить рассмотреть цветок яблони, обсудить, что появится вскоре на месте этого цветка.

Обратить внимание детей на красоту этих бело- розовых цветов, предложить ощутить нежный аромат, заметить работу пчёл, собирающих пыльцу с цветов. Объяснить, что сейчас ульи выставили на пасеку, и пчёлы собирают нектар, чтобы изготовить из него мёд.

№ 24. Наблюдение за садовым васильком.

Садовые васильки – однолетние или многолетние цветы с махровыми либо полумахровыми соцветиями, имеющие узкие листовые пластинки и стебель высотой до восьмидесяти сантиметров. Декоративное растение неприхотливо, не боится низких температур и засушливого климата, любит солнечные лучи.

№ 25. Наблюдение: виола.

Виолу ласково называют анютиными глазками, а ещё фиалкой трёхцветной за её яркие радужные цветки, похожие на разноцветные детские платьица. Цветки бывают самой разной формы и расцветки: с преобладанием одной цветовой гаммы либо пятнистые, полосатые, с одним пятном; с ровными и волнистыми краями лепестков и так далее, в зависимости от сорта. Некоторые сорта напоминают лисьи мордочки, весело поглядывающие на нас исподтишка.

Виола – невысокое (от 15 до 30 см) травянистое растение.

Публикации по теме:

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Лето ЛЕТОНаблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета. Стихотворение Л. Некрасовой «Лето»:      Лето солнышком.

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Осень ОСЕНЬНаблюдение № 1     Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Весна ВЕСНАНаблюдение № 1Обсудить с детьми (в солнечный день, почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает.

Картотека наблюдений для детей 6–7 лет. Зима ЗИМАНаблюдение № 1Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы. Загадка: Запорошила дорожки,       .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Картотека наблюдений на прогулке на май месяц в подготовительной группе детей с ЗПР
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 00:15
+691Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 247.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

26 мая. Юбилей сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

185-летний юбилей отмечает в этом году русская стихотворная сказка, переведенная на 27 языков мира и напечатанная общим тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такая популярность этого произведения объясняется...

Прогулка «От клумбы до огорода». (средняя группа)
Прогулка. «От клумбы до огорода». Воспитатель: Решетникова Мария Юрьевна Возраст: дети 4-5 лет ( средняя группа) Педагогическая цель: укрепление...
Фотоотчёт «Посткроссинг на МAAM — письма друзей»
Здравствуйте дорогие друзья и коллеги! Спешим поделиться радостным событием, что наша группа «Росинка» получила бандерольку от наших друзей группы...
Фотоотчет об аппликации «Божья коровка» во второй младшей группе
Здравствуйте, Уважаемые коллеги, друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчет по аппликации: «Божья коровка». Занятие проведено в рамках...