Получи документы

Картотека речевых игр

Елена Свинцова
Картотека речевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Лексическая тема «Осень»

1. Слушаем внимательно, думаем старательно.

Цель: учить находить лишнее слово в ряду; использовать в активной речи обобщающее слово «демисезонная одежда».

Ребенку предлагается внимательно послушать слова и повторить только те, которые обозначают предметы демисезонной одежды и обуви.

Лексический материал: Плащ, валенки, куртка. Резиновые сапоги, шуба, дождевик. Пальто, футболка, шапка – ушанка. Дождевик, шуба, валенки. Куртка, перчатки, сапожки.

2. Один – много.

Цель: учить изменять имена существительные по числам.

Публикация «Картотека речевых игр» размещена в разделах

Оснащение: предметные картинки, карандаш, два круга.

- Посмотри и скажи, сколько здесь точек? – (в первом круге одна, во втором круге – много). Проведи карандашом линию от каждого предмета одежды до соответствующего круга. Назови каждый предмет. Подбери к каждой картинке пару, где этих предметов будет много. Назови.

Лексический материал: плащ – плащи. Сапог – сапоги. Шапка – шапки. Шарф – шарфы. Куртка – куртки. Пальто – пальто.

3. Сосчитай покупки.

Цель: закреплять умение согласовывать имена существительные, обозначающие названия предметов демисезонной одежды с числительными «два», «пять».

Оснащение: демисезонная одежда.

Однажды мама решила сдать демисезонные вещи в химчистку. Она предложила своему сыну сосчитать их и записать результаты на бумажке. Затем попросила назвать их.

- Рассмотри одежду и скажи, о сем можно сказать «два» («пять»).

Лексический материал: две шапки, две куртки, пять шапок, пять шарфов.

4. Скажи наоборот.

Цель: учить дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения.

Ребенка просят послушать предложение. А затем произнести его так, чтобы было обратное действие.

Лексический материал: мама положила плащ в стиральную машинку. – Мама вытащила плащ из стиральной машинки. Мама налила воду в таз. – Мама вылила воду из таза. Мама сдала шапку в химчистку. – Мама взяла шапку из химчистки. Бабушка повесила пальто на вешалку. – Бабушка сняла пальто с вешалки. Брат положил шарф на стул. – Брат взял шарф со стула. Папа повесил куртку на вешалку. – Папа снял куртку с вешалки. Папа положил мою шапку на полку. – Папа снял мою шапку с полки.

5. Подумай и назови.

Цель: учить согласовывать местоимения с глаголами в роде и числе.

Оснащение: мяч.

- Я брошу мяч и скажу начало предложения, а ты его закончишь и бросишь мяч обратно.

Лексический материал: Я надеваю, а ты (надеваешь). Я надеваю, а мы (надеваем). Он (надевает, а они (надевают). Она надевает, а они (надевают). Ты надеваешь, а вы (надеваете).

Аналогично со словами «обувает, шнурует, завязывает, развязывает».

6. Чья одежда?

Цель: учить дифференцировать имена существительные женского и мужского рода; закреплять согласование притяжательных местоимений с именами существительными.

Оснащение: сюжетные и предметные картинки.

- Рассмотри первую картинку. Чьи это вещи? – (мальчика). Обоснуй вывод.

- Рассмотри вторую картинку. Чьи это вещи? – (девочки). Докажи. Правильно это комнаты мальчика и девочки.

- Я буду показывать тебе картинки, на которых изображена одежда и обувь. Определи, кому она принадлежит, и ответь грубым голосом мальчика или тоненьким голоском девочки. Затем положи предмет в соответствующую комнату.

Лексический материал: плащ, шапка, брюки, сапоги, куртка, кепка, пальто, ботинки.

7. Делает – сделал.

Цель: учить различать совершенный и несовершенный вид глаголов, использовать их в активной речи.

Оснащение: парные картинки.

Ребенок раскладывает картинки на два столбика. В правый столбик те, где кто-то выполняет действие. В левый столбик те, где действие уже выполнено. Затем рассказывает о действиях.

Лексический материал: Завязывает шнурок. – Завязал шнурок. Застегивает пуговицы. – Застегнул пуговицы. Завязывает платок. – Завязала платок. Надевает плащ. – Надела плащ.

8. Найди друга.

Цель: учить называть близкие по значению слова.

- Подбери слова близкие по смыслу.

Лексический материал: Мама велела пальто беречь (сохранять, оберегать). Плащ от воды стал блестящим (сверкающим, сияющим). У Вовы большой (огромный, длинный, большущий) шарф. У мамы великолепная (роскошная, изумительная) шуба.

9. Антонимы.

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

- Антонимы – это слова с противоположным значением. Например: день – ночь; тепло – холодно; большой – маленький.

- Послушай текст и найди в нём антонимы.

Лексический материал:

«Странный в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни птиц и тишина. Грустно и радостно».

10. Прилагательные.

Цель: обогащать словарный запас, развивать слуховую память и слуховое внимание.

- Послушай отрывок из стихотворения и найди в нём слова, отвечающие на вопрос - «какой?»

Лексический материал:

Задумчивая ласковая осень к нам тихо, незаметно подошла,

Багряный свой наряд на лес набросив, холодные туманы принесла…

- Подбери к выделенным словам синонимы. Объясни, как ты понимаешь выражения «багряный наряд», «ясное небо».

11. Найди быстро ошибку.

Цель: учить согласовывать имена существительные с именами прилагательными.

- Найди ошибки в предложениях и скажи их правильно.

Лексический материал:

На улице льёт холодный (осень) дождь. Какой дождь льёт на улице? (холодный осенний).

С моря дует (тепло) ветер. Мы собрали (богатство) урожай яблок. В пути мы попали под (грибы) дождь. Ветер дует (холод) осенний. В лесу рыщут злые (голод) волки.

12. Объясни.

Цель: учить употреблять слова с переносным значением.

- Многие слова употребляются в переносном значении, т. е. иносказательно. Например: «золотые руки» - это означает умелые, ловкие руки, которым цены нет, которые оцениваются так же высоко, как золото. Это выражение иносказательное. «Золотой кулон» - это вещь, сделанная из золота. Это выражение употреблено в прямом смысле.

- Определи, какие из слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

Лексический материал: Осенний дождь, осеннее настроение. Золотая осень, золотое кольцо. Поздняя осень, поздний ребёнок. Воет ветер, воет волк. Голый лес, голый малыш.

13. Подбери слово.

Цель: учить подбирать местоимения к словам, обозначающим одушевлённые и неодушевлённые предметы и явления природы.

Лексический материал: Лист упал с куста - … (он) засох. Ягодка вкусная - … (она) душистая. Яблоко сладкое - … (оно) спелое. Дует ветер - … (он) срывает листья с деревьев. Бежит ручей - … (он) журчит и звенит. Цветы исчезли в лесу - … (они) завяли. Птицы собираются в дальний путь - … (они) полетят в тёплые края.

14. Лишнее слово.

Цель: уточнять значение слов, обогащать словарь, развивать аналитико-синтетическую деятельность.

- Найди среди слов лишнее и объясни свой выбор.

Лексический материал: Куртка, сапоги, шапка, брюки, носки. Тыква, капуста, картофель, кабачок, клубника. Черника, земляника, голубика, клюква, грибы. Берёза, ольха, яблоня, рябина, ель. Осень, зима, весна, утро. Утро, день, осень, вечер. Мухомор, лисичка, подосиновик, подберёзовик.

15. Как сказать иначе.

Цель: уточнять значение слов, обогащать словарь, развивать аналитико синтетическую деятельность.

- Послушай моё предложение: «Гриб растёт под ёлкой». С помощью вопроса можно образовать новое слово. Гриб растёт, какой гриб? Растущий гриб. Давай с ним составим предложение. «Мы увидели растущий под ёлкой гриб».

Лексический материал: Листья желтеют – желтеющие листья. Птицы улетают – улетающие птицы. Дождь моросит – моросящий дождь. Осень наступила – наступившая осень.

Лексическая тема «Овощи», «Фрукты»

Дары осени: овощи – фрукты

1. Чего нет?

Цель: учить образовывать имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; составлять с этими словами предложения.

Оснащение: грядка с овощами.

В лесу недолго до беды, но заяц – не простак.

Умей запутывать следы – вот так! Вот так! Вот так!

- Рассмотри заячьи следы и скажи, куда они привели? (На огород). Почему зайцы любят бегать в огород? (Они любят овощи).

Рассмотрите грядку с овощами, назовите их. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает какой-нибудь овощ.

Ребёнок должен сказать, чего не стало на грядке? Например: «На грядке нет капусты» и т. д.

Игру начинать с 5 овощей.

2. Горький – сладкий.

Цель: учить давать качественную оценку вкусовым качествам овощей: горький – сладкий; подбирать антонимы.

Оснащение: предметные картинки.

- Вспомни вкус лука (горький) и вкус репки (сладкая). Давай поиграем, я буду называть сладкие овощи, а ты горькие.

Лексический материал: морковь сладкая, а лук (горький). Репа сладкая, а чеснок (горький). Помидор сладкий, а редька (горькая).

3. Подбери родственное слово.

Цель: учить подбирать родственные слова.

Оснащение: картинки.

- Рассматривай картинки и отвечай на мои вопросы.

- Что нарисовано на картинке? (овощи). Как можно назвать человека, который выращивает овощи? (овощевод). Как называется салат из овощей? (овощной). Как называется сок из овощей? (овощной).

4. Разложи и расскажи.

Цель: учить располагать синонимы по мере возрастания.

Оснащение: картинки.

- Посмотри на картинки, назови величину ящиков по возрастающей и по убывающей. Разложи урожай по ящикам (огурцы, свеклу). А теперь назови величину овощей по мере возрастания.

Лексический материал: большой, громадный, огромный, большущий. Маленький, очень маленький, малюсенький, крохотный.

5. Как сказать иначе?

Цель: учить образовывать причастия и употреблять их в речи.

- Составь предложение. При помощи вопроса можно образовать новое слово. Например: «Папа копает. – Какой папа? – Папа, копающий землю».

Лексический материал: Мама поливает. – Мама, поливающая огород. Бабушка пропалывает грядку. – Какая бабушка? – Бабушка, пропалывающая грядку. Огурец висит. – Какой огурец? – Огурец, висящий на плети. Кабачок лежит. – Какой кабачок? – Кабачок, лежащий на грядке.

6. Изменялки, прибавлялки.

Цель: учить образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.

- Давай придумывать новые слова.

Лексический материал: Копает – закапывает, перекапывает, выкапывает, откапывает, накопает. Льёт – переливает, заливает, поливает, выливает, отливает, наливает. Сажает – высаживает, пересаживает, отсаживает.

7. Много.

Цель: учить употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа в сочетании с наречием «много».

Оснащение: предметные картинки.

- Скажи, каких фруктов у тебя много. У меня много яблок, много груш, много слив. Много лимонов, много апельсинов, много бананов, много гранатов, много киви, много кокосов, много ананасов.

8. Самое – самое.

Цель: учить употреблять сравнительную степень имён прилагательных в различных падежах.

- Закончи мои предложения: «Саша угостил меня яблоком не просто вкусным, а (каким) вкуснейшим. Бабушка сварила варенье из слив не просто сладких, а (из каких) сладчайших. Миша купил лимон не просто кислый, а (какой) кислейший.

9. Составь сочетание.

Цель: учить образовывать имена прилагательные от существительных.

- Составь словосочетание из двух предложенных слов.

Лексический материал: Сад и яблоко – яблоневый сад. Сад и груша – грушевый сад. Груша и варенье – грушевое варенье. Персик и сок – персиковый сок. Гранат и сок – гранатовый сок; яблоко и пирог – яблочный пирог; яблоко и пюре – яблочное пюре; ананас и желе – ананасное желе; слива и компот – сливовый компот.

10. Найди быстро ошибку.

Цель: учить образовывать от имён существительных прилагательные.

- Я буду произносить фразу, а ты найди в ней ошибку. Правильный ответ тебе поможет найти мой вопрос. На дереве растут (красота) яблоки. Какие яблоки растут на дереве? Мы собрали (богатство) урожай груш. Какой урожай мы собрали? Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама? Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?

Лексическая тема «Ягоды и грибы»

«Подбери слово». Воспитатель спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.

«Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных:

из малины — малиновое варенье; из грибов — грибной суп; из клюквы — клюквенный морс; из грибов — грибной соус и т. д.

«Съедобный — несъедобный». Воспитатель называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.

«Мы в лес пойдем». Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из.

Мы с друзьями в лес пойдем, Ягоды, грибы найдем, Их в корзинки соберем И домой мы принесем. Мы кричим в лесу: «Ау!» Эхо там живет в бору.

Назови цвет ягод по образцу: крыжовник зелёный и т д.

Упражнение "Ягодка лесная, ягодка садовая". Назови какие ягоды лесные, а какие садовые.

Рассказать ребёнку, что готовят из ягод (сок, напиток, компот, кисель, повидло, джем, сироп, желе).

Игра "Какой сок? Какое варенье?" Скажи, как по-другому называется сок (варенье) из клубники? (клубничный сок, клубничное варенье) Из крыжовника? (крыжовенный сок, крыжовенное варенье) и т д.

Упражнение "Скажи наоборот". Закончи предложения.

Упражнение "Назови правильно". Задание 1: Покажи, где ягода ежевики, а где ягоды ежевики и т д Задание 2: Взрослый показывает, а ребёнок называет ягоды. Образец: "Это ягода ежевики. Это ягоды клубники".

Упражнение "Из чего-какой?". В пустых "барашках" нарисуй лесные и садовые ягоды. Назови, что можно приготовить из ягод.

Назови ягоды ласково, а потом со словом "много".

Упражнение "Четвёртый лишний". Зачеркни лишний предмет. Объясни, почему он лишний.

Как ты думаешь, почему ягоды так называются: клюква, земляника, ежевика, черника, малина? (Например, земляника так называется потому, что растёт на маленьких кустиках близко к земле)

Упражнение "Расскажи-ка". Составь рассказы о ягодах по предложенному наглядному плану.

Лексическая тема «Деревья»

1. Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

тополь — тополек, дуб — дубок, дубочек

осина — осинка, осиночка, береза — березка, березонька, березушка,

рябина — рябинка, рябинушка, ива — ивушка,

елка — елочка, сосна — сосенка,

клен — кленок, яблоня — яблонька,

шишка — шишечка, ветка — веточка,

лист — листик, листок, листочек, лес — лесок,

иголка — иголочка дерево — …

пень – …

2. Упражнение «Один — много» на употребление существительных множественного числа в родительном падеже

Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип; береза — березы — берез;

ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин;

ель — ели — елей; елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь;

плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек;

крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек;

корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев;

иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков;

лес — леса — лесов; чаща — чащи — чащ.

лист – листья дерево — …

пень – …

Есть – нет (родительный падеж единственного числа) :

пень – нет пня

дерево — …

иголка — …

корень — …

сосна — …

клен — …

лист — …

хвоя -…

ствол –…

3. Игра «Посчитай»

Одно дерево — два дерева — пять деревьев

одна ветка — две ветки — пять веток

один дуб – два дуба – пять дубов

4. Упражнение «Посчитай»

одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,

одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,

один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

одна береза, две, три, четыре, пять …

1 дуб, 2. , 3. , 4. , 5.

один пень, два, три, четыре, пять…

одно дерево, два, три, четыре, пять…

6. Упражнение "С какого дерева лист, веточка?" на образование относительных прилагательных.

Лист березы – березовый,

Лист рябины – рябиновый,

Ветка каштана – каштановая,

у березы ветка – березовая,

у осины –…

у дуба — ….

у ели — …

у сосны — …

у клена — …

7.«Назови какой, какая?»

Лист берёзы — берёзовый;

Лист рябины — рябиновый;

Лист дуба — дубовый;

Лист сосны — сосновый;

Лист клёна — кленовый.

Ветка сосны — сосновая;

Ветка ели — еловая;

Ветка тополя — тополиная;

Ветка осины — осиновая;

Ветка липы — липовая.

8.«Назови предмет со словом "сосновый"»

Бор (какой) — сосновый;

кресло (какое) — сосновое;

мебель (какая) — сосновая;

полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.

9.«Как назвать лес?»

Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая

если в роще растут дубы — дубовая

осины — осиновая

ивы — ивовая

клены — кленовая

10. Упражнять "Скажи наоборот" на подбор антонимов.

У сосны иглы длинные, а у ели -.

У клена листья большие, а у березы -.

У березы ствол светлый, а у клена -.

У дуба ствол толстый, а у березы -.

11.«Узнай дерево»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на — дубе;

яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;

длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

12. Упражнение "Подскажи словечко" на употребление предлогов.

Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение. Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой предлог пропущен и произнести его.

Белочка сидела. (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась. (с) дерева. Орешек лежал. (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась. (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что. (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе. (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла. (под) дерево. Она спряталась. (в) дупле.

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Игровое упражнение «У кого кто?»

- У грача – грачонок - грачата.

- У утки – утёнок - утята

- У лебедя – лебедёнок - лебедята

- У соловья – соловьёнок - соловьята

- У журавля – журавленок - журавлята

- У дрозда – дроздёнок - дроздята

- У чижа – чижонок - чижата.

- У аиста – аистёнок - аистята

- У скворца – скворчонок - скворчата.

Игровое упражнение «Кто о ком заботится?»

- Аист заботится об аистятах.

- Грач заботится о … грачатах.

- Журавль заботится о … журавлятах.

- Лебедь заботится о … лебедятах.

- Чиж заботится о … чижатах.

- Соловей заботится о … соловьятах.

- Дрозд заботится о … дроздятах.

- Утка заботится об … утятах.

- Скворец заботится о … скворчатах.

- Гусь заботится о … гусятах.

Игровое упражнение «Кто кем станет?»

- Грачонок станет … грачом.

- Соловьёнок станет … соловьём.

- Скворчонок станет … скворцом.

- Лебедёнок станет … лебедем.

- Утёнок станет … уткой.

- Аистёнок станет … аистом.

- Журавлёнок станет … журавлём.

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч, а дети возвращают его с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … длинноногий.

У аиста длинный клюв, он … длинноклювый.

У ласточки длинный хвост, она … длиннохвостая.

Ласточка любит тепло, она … теплолюбивая.

У ласточки острые крылья, она … острокрылая.

У соловья звонкий голос, он … звонкоголосый, и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Птенец — птенчик,

перо — перышко,

голова — головушка,

соловей — соловушка,

шея — шейка,

жаворонок — жаворонушек,

крыло — крылышко,

скворец — скворушка,

гусь — гусек, гусенок,

утка — уточка,

лебедь — лебедушка,

гнездо — гнездышко,

журавль — журавушка, журка,

трясогузка — трясогузонька,

аист — аистенок.

цапля — цапелька.

Игровое упражнение «Кто как кричит?»

Подбор соответствующего понятия

Ласточка — щебечет,

грач — кричит «гра»,

соловей — заливается, свистит, щелкает,

кукушка — кукует,

журавль — курлычет,

жаворонок — звенит.

Игровое упражнение «Один — много»

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Грач — грачи — грачей,

птица — птицы — птиц,

стриж — стрижи — стрижей,

аист — аисты — аистов,

жаворонок — жаворонки — жаворонков,

скворец — скворцы — скворцов,

трясогузка — трясогузки — трясогузок,

журавль — журавли — журавлей,

гусь — гуси — гусей,

утка — утки — уток,

селезень — селезни — селезней,

ласточка — ласточки — ласточек,

соловей — соловьи — соловьев,

лебедь — лебеди — лебедей,

кукушка — кукушки — кукушек,

гнездо — гнезда — гнезд,

яйцо — яйца — яиц,

птенец — птенцы — птенцов.

Игровое упражнение «Четвертый лишний»

Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай);

Ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка);

Петух, индюк, курица, ворона (ворона);

Журавль, аист, цапля, грач (грач). И др.

Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Аист большой, а синичка.

у лебедя шея длинная, а у утки.

воронёнок молодой, а ворон.

ласточка перелётная птица, а воробей… и т. д.

Игровое упражнение «1-2-5»

Один лебедь, два (лебедя, пять (лебедей) и т. д.

Лексическая тема «Семья»

«Назови ласково»

мама —…___

дети—… ___

семья—…___

папа—… ___

сын—…___

дедушка—…___

бабушка—… ___

дочь—… ___

внук—…___

внучка—… ___

сестра—. ___

брат—. ___

«Чей предмет?» Образование притяжательных прилагательных.

Шарф (чей) – мамин, папин, дедушкин, брата, сестры…

Кофта (чья) – ___

Пальто (чьё) – ___

Игрушка (чья) ___

Очки (чьи) ___

Чашка (чья) ___

Стул (чей) - ___

«Пословицы» (объяснить смысл)

Вся семья вместе - так и душа на месте.

Где лад – там и клад.

Исправь предложения.

Сначала родились мы, а потом наши

родители.

Бабушка младше мамы.

Я – бабушкина дочка.

Какое слово не подходит?

Дочь, дочка, дочиста, дочурка.

Бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ О СВОЕЙ СЕМЬЕ:

СЕМЬЯ – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех?

Кто дети? Кто взрослые?

Как зовут твоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер?

Как вы живете?

Чем занимается мама, папа, брат, сестра, ты?

Чем вы любите заниматься в выходные дни?

Как проводите праздники?

К кому вы любите ходить в гости? Почему?

Любишь ли ты своих родных? За что?

ИГРА «КТО КЕМ ПРИХОДИТСЯ?»

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

ИГРА «КТО СТАРШЕ (МЛАДШЕ?»

Кто старше девочка или мама?

Кто младше мальчик или мама?

Кто старше девочка или дедушка?

Кто младше мальчик или бабушка?

Кто старше мама или бабушка?

"Хорошо-плохо".

Помочь маме - хорошо. Почему?

Ругаться с братом - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"

Упражнение "У кого?" на употребление существительного в родительном падеже.

У кого руки сильные? - У папы.

У кого ласковые руки? -.

У кого глаза добрые? -.

Упражнение "Скажи наоборот" на образование антонимов.

Старший -. (младший)

Молодой -. (старый)

Большой -. (маленький)

Добрый -. (злой)

Старше -. (моложе)

и т. д.

Упражнение "Покажи, где. " на понимание логико-грамматических конструкций.

Мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы и т. д.

Публикации по теме:

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек»Мастер-класс «Изготовление речевых дорожек» "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробокМастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок Мастер-класс по изготовлению речевых кубиков из коробок. Для того, чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр
Опубликовано: 4 августа 2022 в 08:51
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Елена Свинцова (УИ 266827) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД