Ольга Мамонова
Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных к существительным; закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух; развивать внимание, память, логическое мышление; развивать координацию речи с движением.
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?
Публикация «Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме „Зима“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зимние забавы и игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Зима (какая) - холодная, снежная, морозная, лютая, вьюжная. Ледяная, хрустальная, студеная.
Снег (какой) - белый, пушистый, холодный, искрящийся рассыпчатый, мягкий, блестящий, хрустящий.
День (какой) - морозный, нежный, солнечный, короткий, ветреный.
Ночь (какая) - длинная, лунная, звездная, морозная.
Лед (какой) холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий.
Сосулька (какая) - холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая, хрупкая.
Методическая подсказка: Упражнение можно провести и в обратном порядке. Воспитатель будет давать определения, а дети должны догадаться, про что говорит педагог.
Упражнение «Распутай перепутанные слова»
Воспитатель произносит слова. А дети внимательно слушают и стараются составить предложения правильно.
Снег, белый, выпал, пушистый. - Выпал пушистый белый снег.
Холодная, зима, наступила, снежная. - Наступила снежная, холодная зима.
Из, дети, горку, снега, сделали. - Дети сделали горку из снега.
Покрылась, широкая, льдом, толстым, речка. - Широкая речка покрылась толстым льдом.
Игра «подбери признак»
Воспитатель просит детей закончить предложение, подбирая признак.
Если снег скрипит, то он … скрипящий.
Если лед как зеркало, то он … зеркальный.
Если лед как хрусталь, то он … хрустальный.
Если солнце как огонь, то оно … огненное.
Если снег как пух, то он … пушистый.
Если ветки шуршат, то они … шуршащие.
Если елка колется, то она … колючая.
Если ветер воет, то он … воющий.
Если мороз трещит, то он … трескучий.
Словесная игра «Да - нет»
Воспитатель проверяет, как хорошо дети знают приметы зимнего времени года.
Зимой цветут деревья?
Зимой растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Метели зимой бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки крепко спят?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи прилетают?
Часто-часто льют дожди?
Надеваем шубки мы?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же нужно делать,
Чтобы нам пойти гулять?
Речевое упражнение «Пословицы и поговорки»
Воспитатель предлагает детям познакомиться с новыми пословицами и обсудить их значения.
• Август собирает, да вот зима все проедает.
• В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
• Зима лодыря морозит.
• Зимний денек с воробьиный скок.
• Месяц январь - зимы государь.
• Мороз невелик, да стоять не велит.
• Не пугай, зима: придет весна.
• Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Речь с движением «Как на горке, на горе»
Воспитатель вместе с детьми произносит стихотворение А. Прокофьева «как на горке, на горе», выполняя действия, в соответствии с текстом.
Как на горке, на горе, (Широко расставляют руки.)
На широком на дворе. (Показывают: приседают, прихватив руками колени. )
Кто на санках,
Кто на лыжах, (Показывают: поочередно взмахивают руками, скользят ногами. )
Кто повыше, (Поднимаются на носочки.)
Кто пониже, (Приседают).
Кто потише, (Прикладывают палец к губам.)
Кто с разбегу, (Бегут на месте.)
Кто по льду, (Скользят ногами. )
А кто по снегу. (Шагают на месте. )
С горки - ух, (Прыжок вперед.)
На горку - ух! (Прыжок назад.)
Бух! (Приседают.)
Захватывает дух! (Обхватывают руками колени. )
Список использованной литературы
1. Копилка народной мудрости. - Книжный клуб «Клуб семейного досуга», издание на русском языке, 2015. - С. 119-121.
2. Открытые мероприятия для детей старшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2015. - С. 53-60.