Получи документы

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Человек»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Человек»

Ситуация общения «Пять органов чувств. Зрение»

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных и словосочетаний, в подборе слов с противоположным значением (антонимы). Расширять знания детей об органах чувств человека.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет,

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принят помогают.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет, Лексическая тема „Человек“» размещена в разделах

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим о зрении. Зрение – это умение видеть. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит зрение? (ответы детей).

— Глаза за миром наблюдают, всё что видят, изучают. Глаза различают цвета. Дети какие цвета окружающего мира вы можете назвать. (Ответы детей).

— Глаза человека тоже разного цвета. Если у человека коричневые (карие глаза, то говорят, он кареглазый. Дети, сложное слово подберите, два слово объедините.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Чёрные глаза — … (черноглазый).

2. Серые глаза — … (сероглазый).

3. Синие глаза — … (синеглазый).

4. Голубые глаза — … (голубоглазый).

5. Зелёные глаза — … (зеленоглазый).

— Глаза различают форму предмета. Дети, слово поберите, какая форма скажите.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Предмет похож на круг, форма — … (круглая).

2. Предмет похож на овал, форма — … (овальная).

3. Предмет похож на квадрат, форма — … (квадратная).

4. Предмет похож на треугольник, форма — … (треугольная).

— Глаза различают величину предмета, расстояние. Дети слово подберите, наоборот моему слову скажите.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Большой или — … (маленький).

2. Высоко или — … (низко).

3. Далеко или — … (близко).

— Восхитительно, дети! Зрение изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Слух»

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Расширять знания детей об органах чувств человека.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет,

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принят помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим о слухе. Слух – это умение слышать и различать звуки. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит слух? (ответы детей).

— Органы слуха, чуткие два уха, слушать звуки обожают, интонации различают. Звуки бывают разные. Дети, как звучит звук расскажите, слово подскажите. Например, мелодичный звук звучит как? – мелодично.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Высокий — … (высоко).

2. Низкий — … (низко).

3. Звонкий — … (звонко).

4. Глухой — … (глухо).

5. Громкий — … (громко).

6. Тихий — … (тихо).

7. Далёкий — … (далеко).

8. Близкий — … (близко).

9. Весёлый — … (весело).

10. Печальный — … (печально).

11. Мягкий — … (мягко).

12. Твёрдый — … (твёрдо).

13. Ритмичный — … (ритмично).

14. Монотонный — … (монотонно).

15. Минорный — … (минорно).

16. Мажорный — … (мажорно).

— Здрово, дети! Слух изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Обоняние»

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных, прилагательные от существительных. Расширять знания детей об органах чувств человека.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет,

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принят помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим об обонянии. Обоняние – это умение различать запахи. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит обоняние? (ответы детей).

— Различать умеет нос запах мёда, запах роз. Дети, какой запах расскажите, слово подскажите. Например, запах восхитительный пахнет как? – восхитительно.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Приятный — … (приятно).

2. Аппетитный — … (аппетитно).

3. Ароматный — … (ароматно).

4. Неприятный — … (неприятно).

5. Чудесный — … (чудесно).

— Дети, закрыв глаза, по запаху мы можем определить, чем нас угощают. Например, у мёда запах медовый.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Шашлык — … (шашлычный).

2. Грибы — … (грибной).

3. Лимон — … (лимонный).

4. Фрукты — … (фруктовый).

5. Ягоды — … (ягодный).

6. Чеснок — … (чесночный).

7. Цветок — … (цветочный).

— Очаровательно, дети! Обоняние изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Вкус»

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от наречий. Расширять знания детей об органах чувств человека.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет,

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принят помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим о вкусе. Вкус – это умение различать свойства, качество пищи. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит вкус? (ответы детей).

— Хоть он ростом невелик, для человека важен язык. Он не только звуки произносить помогает, но и вкус пищи ощущает. Дети, какой вкус расскажите, слово подскажите. Например, если на языке у нас терпко, мы говорим, что вкус пищи? – терпкий.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Сладко — … (сладкий).

2. Кисло — … (кислый).

3. Солёно — … (солёный).

4. Горько — … (горький).

5. Вкусно — … (вкусный).

6. Сочно — … (сочный).

7. Ароматно — … (ароматный).

8. Пряно — … (пряный).

9. Медово — … (медовый).

10. Приятно — … (приятный).

11. Нежно — … (нежный).

12. Восхитительно — … (восхитительный).

— Восхитительно, дети! Вкус изучали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Пять органов чувств. Осязание»

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных, подбирать существительные к прилагательному. Расширять знания детей об органах чувств человека.

Беседа.

Пять органов чувств нам помогают,

Окружающий мир изучают.

Зрение – глаза за миром наблюдают.

Слух – уши звуки различают.

Обоняние – нос запахи обоняет,

Вкус – язык вкусы определяет.

Осязание – кожа, реальный мир осязает.

Пять органов чувств информацию собирают,

Решения принят помогают.

— Дети, у человека есть помощники, органы чувств. Они помогают человеку изучать окружающий мир, собирать информацию, принимать решения. Сегодня мы с вами поговорим об осязании. Осязание – это умение ощущать мир. Дети, как вы думаете какой орган чувств нам дарит осязание? (ответы детей).

— Кожа всё тело человека покрывает, окружающий мир воспринимает Дети, что ощущает кожа расскажите, слово подскажите. Например, кожа лица ощущает морозный воздух, значит на улице как? – морозно.

Дети отвечают хором. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Холодный — … (холодно).

2. Прохладный — … (прохладно).

3. Свежий — … (свежо).

4. Тёплый — … (тепло).

5. Жаркий — … (жарко).

6. Ветреный — … (ветрено).

7. Сырой — … (сыро).

— Дети, я вам расскажу, что чувствует кожа рук, а вы назовёте, к чему прикасаются руки, чтобы почувствовать…

Отвечают все дети поочерёдно.

Лексический материал.

1. Колючий — … (ёжик, кактус).

2. Мягкий — … (котёнок, игрушка,).

3. Холодный — … (лёд, снег.).

4. Горячий — … (кружка с чаем, тарелка с супом).

5. Лёгкий — … (листок, карандаш).

6. Тяжёлый — … (стул, кубик).

— Чудесно, дети! Осязание изучали, слова правильно подбирали.

Речевая игра «Один – два – много»

(Индивидуально или подгруппа детей до 14 человек).

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия частей тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в «Один – два – много» играем, слова изменяем.

Игровые правила.

Цветок даю, часть тела назову.

Части тела называй, один, два, много считай.

Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя части тела, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Глаз – … (один глаз, два глаза, много глаз).

2. Нос – … (один нос, два носа, много носов).

3. Лоб – … (один лоб, два лба, много лбов).

4. Рот – … (один рот, два рта, много ртов).

5. Зуб – … (один зуб, два зуба, много зубов).

6. Палец – … (один палец, два пальца, много пальцев).

7. Локоть – … (один локоть, два локтя, много локтей).

8. Голова – … (одна голова, две головы, много голов).

9. Спина – … (одна спина, две спины, много спин).

10. Рука – … (одна рука, две руки, много рук).

11. Нога – … (одна нога, две ноги, много ног).

12. Ухо – … (одно ухо, два уха, много ушей).

13. Плечо – … (одно плечо, два плеча, много плеч).

14. Колено – … (одно колено, два колена, много коленей).

— Прелестно, дети! Части тела человека считали, слова правильно изменяли.

Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – человек»

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к частям тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в игру «Я, ты, он, она…» играем, слова изменяем.

Игровые правила:

• Цветок даю, слово назову.

• Задание выполняй.

• Цветок ведущему возвращай.

— Дети, предложение «Мыть лицо и руки». Новое слово добавляем, слово «мыть» изменяем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

1. Я – … Я мою лицо и руки.

2. Ты – … Ты моешь лицо и руки.

3. Он – … Он моет лицо и руки.

4. Мы – … Мы моем лицо и руки.

5. Вы – … Вы моете лицо и руки.

6. Они – … Они моют лицо и руки.

Мойте руки и плоды,

Чтобы не было беды!

Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребёнку в рот –

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы-вредилусы!

Илья Обыдённый

— Замечательно, дети! Слово изменяли, новое предложение сочиняли.

Речевая игра «Ласковые слова»

(Индивидуально или подгруппа детей до 14 человек).

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закреплять знания детей о частях тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, ласковое слово подбираем, ласково части тела называем.

Игровые правила:

• Слово назову, цветок подарю.

• Слово измени, ласково скажи.

• Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети повторяют слово ласково. При необходимости педагог подсказывает слово. Ребёнок повторяет правильно.

Лексический материал.

1. Лоб —. . (лобик).

2. Нос —. (носик).

3. Рот —. (ротик).

4. Живот —. (животик).

5. Губы —. (губки).

6. Зубы —. (зубки).

7. Брови —. (бровки).

8. Язык —. (язычок).

9. Бок —. (бочок).

10. Пальцы —. (пальчики).

11. Ресницы —. (реснички).

12. Щека —. (щёчка).

13. Рука —. (ручка).

14. Нога —. (ножка).

— Волшебно, дети! По-другому сказали, части тела ласково назвали.

Речевая игра «Большие и маленькие»

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных с помощью суффиксов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, все люди разные, одни большие, другие маленькие. И части тела у людей можно назвать по-разному. Например, слово язык. Маленький язык мы назовём язычок. Большой язык назовём язычище.

Игровые правила:

• Слово дарю, цветок подаю.

• Слово измени, маленькое и большое назови.

• Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя слово, дети изменяют слово. При необходимости педагог подсказывает слово. Ребёнок повторяет правильно.

Лексический материал.

1. Голова — … (головушка, головище).

2. Лоб —. (лобик, лобище).

3. Нос —. (носик, носище).

4. Рот —. (ротик, ротище).

5. Губы —. (губки, губище).

6. Зубы —. (зубки, зубище).

7. Брови —. (бровки, бровище).

8. Бок —. (бочок, бочище).

9. Рука —. (рученька, ручище).

10. Нога —. (ноженька, ножище).

— Чарующе, дети! По-другому сказали, части тела человека назвали.

Ситуация общения «Приставки разговорные»

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поддерживать интерес детей к словообразованию.

Разговор.

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встают. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «говорить», и стали к нему приставать.

Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

1. Приставка на- – … наговорить.

2. Приставка пере- – … переговорить.

3. Приставка раз- – … разговорить.

4. Приставка за- – … заговорить.

5. Приставка об- – … обговорить.

6. Приставка по- – … поговорить.

7. Приставка от- – … отговорить.

8. Приставка у- – … уговорить.

9. Приставка при- – … приговорить.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «говорить» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Другу на меня наговорили, мы с другом переговорили, я его разговорила, заговорила, вопросы с другом обговорила, о дружбе с другом поговорили, от поездки его отговорила, дома остаться уговорила. Всегда дружно жить мы с ним приговорили.

— Дети, приставки пристали к слову «прыгнуть». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите. (Перепрыгнуть, запрыгнуть, спрыгнуть, отпрыгнуть, подпрыгнуть).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Речевая игра «Хвастунишки»

Задачи. Помочь детям правильно употреблять наречия в сравнительной степени. Поддерживать интерес детей к частям тела человека.

Игра.

— Дети, жили-были хвастунишки, весёлые ребятишки. Всё-то они лучше да быстрее делают. Хвастунишки, на вопросы отвечают, слово правильно подбирают.

Игровое правило. Хором слово называем, на вопрос «как?» отвечаем.

Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончание слов. При необходимости педагог подсказывает слово, Дети повторяют правильно. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен.

Лексический материал.

1. Моя кисть руки рисует красиво, а ваша как? — … (красивее).

2. Мои ноги бегают быстро, а ваши как? — … (быстрее).

3. Мои ноги идут медленно, а ваши как? — … (медленнее).

4. Мои ноги прыгают высоко, а ваши как? — … (выше).

5. Я пою звонко, а вы как? — … (звонче).

6. Я пою громко, а вы как? — … (громче).

7. Я рассказываю интересно, а вы как? — … (интереснее).

— Очаровательно, дети! На вопрос правильно отвечали, слова нужные подобрали.

Речевая ситуация «Сравним человека и животных»

(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).

Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Развивать внимание, мышление. Напомнить детям различия частей тела человека и животных.

Игровой материал: волшебный цветок.

Разговор.

— Дети, человека и животных изучаем, отличия отмечаем. Я предложения начинаю, о животном сообщаю. Вы предложение повторите, «а у человека…» сравните.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произнося предложение. Дети выполняют задание и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения.

Лексический материал.

1. У кошки лапы, … (а у человека ноги).

2. У птицы клюв, … (а у человека нос).

3. У птицы на теле перья, … (а у человека кожа).

4. У кошки на голове шерсть, … (а у человека волосы).

5. У собаки морда, … (а у человека лицо).

6. У кошки есть хвост, … (а у человека нет хвоста).

— Чудесно, дети! Человека и животных сравнили, предложение правильно повторили.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Человек»
Опубликовано: 9 октября 2020 в 10:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД