Папки-передвижки

Картотека заданий по лексической теме «Перелётные птицы» в подготовительной группе

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Перелётные птицы» в подготовительной группе

Лексическая тема :

Задания

• Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма)

• Обогащать словарь по теме.

• Развивать интерес к жизни пернатых.

Существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи.

Прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый.

Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Перелётные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

Грамматические категории:

• Образование приставочных глаголов.

• Образование мн. числа существительных в им. и род. падежах.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (дети загибают по одному пальчику на обеих руках)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями)

Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями)

Физкультминутка “Улетают – улетел”

Скоро белые метели

Снег поднимут от земли (дети поднимают руки снизу верх)

Улетают, улетают, улетели журавли (имитация полета журавлей)

Не слыхать кукушки в роще (руки к ушам)

И скворечник опустел (руки перед собой)

Аист крыльями полощет (взмахи руками)

Улетает, улетел (имитация полета птиц).

Физминутка

Осень – непогодушка, (подняли руки вверх)

Тополь пожелтел. (наклоны туловища влево - вправо)

Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)

Песенку запел. (повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)

Ветка чуть качается, (руки вперед)

Дождик не кончается, (Наклоны туловища вперед-назад)

С нами старый скворушка

До весны прощается (Приседания)

Выполните задания :

Понедельник.

Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.

Вторник.

Развитие грамматического строя речи

1. Упражнение «Один - много»

- Грач (грачей) .

- Аист (аистов) .

- Жаворонок (жаворонков) .

- Скворец (скворцов) .

- Ласточка (ласточек) .

- Кукушка (кукушек) .

- Птица (птиц) .

- Гнездо (гнёзд) .

- Птенец (птенцов) .

2. Д/игра «Назови детеныша»

Я буду называть взрослую птицу, а вы будите называть птенцов этой птицы.

- Грач (грачонок - грачата) .

- Скворец (скворчонок - скворчата) .

- Кукушка (кукушонок - кукушата) .

- Аист (аистенок – аистята) .

- Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) и т. д.

3. Д/игра «Какой?»

Это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит скворец какой? -Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

4. Д/и «Подбери противоположное слово»

- Одни высокие, а другие… (низкие)

- Одни большие, а другие … (маленькие)

- Одни толстые, а другие … (худые, тонкие).

- Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые).

- Одни светлые, а другие… (тёмные).

- Одни хрупкие, а другие….(сильные)

5. Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

6. Игра «Назови ласково»

Скворец-скворушка,

Журавль-журавушка,

Лебедь-лебедушка,

Кукушка-кукушечка,

Утка-уточка,

Соловей-соловушка. И т. д.

- Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

Среда.

Развитие грамматического строя речи

1. Выучить скороговорку:

Летели лебеди с лебедятами.

2. Упражнение “Считай и называй”.

Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]

Птица, скворец, соловей, ласточка, утка, журавль, и т. д.

3. Д/игра «Продолжи предложение, найди причину».

- Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми (почему….Потому что насекомые прячутся и им не чем питаться.

- Дятла можно назвать лесным доктором (почему….Потому что он достаёт жучков и насекомых из-под коры.

- Кукушка не высиживает своих птенцов (почему…. Потому что она не вьёт себе гнезда.

- Все люди любят слушать соловья (почему…Потому что красиво поёт, заливается.

- Весной перелётные птицы возвратятся назад (почему…Потому что им надо выводить птенцов

4. Д/игра «Назови, со словом нет».

Учить образовывать существительные в родительном падеже.

Птицы- нет птиц

Ласточка – нет ласточки

Соловей – нет соловья

Скворец – нет скворца

Аист – нет аиста и т. д.

5. Д/игра «Как птицы улетают

Воспитатель: Я буду говорить предложение, а вы помогите мне его закончить.

(После ответа детей на доску выставляется схематическая картинка). Картинка прилагается.

Воспитатель: А я вас попрошу ребята найти подходящую картинку к этому предложению.

Ласточки, грачи, скворцы улетают … (Стаей).

Журавли улетают … (Клином).

Кукушки улетают … (Поодиночке).

6. Д/игра «Какой птички не стало?»

Логопед: А сейчас картинки с птичками будут прятаться от вас, а вы назовите мне какой птицы не стало. (Дети закрывают глаза, а логопед в это время убирает одну картинку. Игра повторяется 4 – 5 раз. Дети дают ответ в родительном падеже по образцу: Не стало цапли. Не стало грача. Не стало кукушки. Не стало аиста. И т. п.)

7. Отгадай загадки

На шесте дворец.

Во дворе певец.

А зовут его. (скворец).

Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет (жаворонок).

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

Четверг.

Развитие связной речи

1. Пословицы, поговорки, народные приметы.

Гуси летят-зимушку на хвосте тащат.

Лебедь несёт на носу снег.

Поздний отлёт птиц – к поздней зиме.

2. Выучить стихотворение:

Солнышко греет уже еле-еле,

Перелетные птицы на юг улетели.

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Река покрывается льдом в ноябре.

Поздняя осень стоит на дворе.

3. Тексты для пересказа

Г. Скребицкий «Первыми тронулись в путь».

Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они улетают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.

В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже летают, поэтому для стрижей уже недостаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.

И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в теплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальными клики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.

«Журавли» (Иван Соколов-Микитов).

В далёком детстве с особенной радостью встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

— Журавли! Журавли! — громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить свои силы после далёкого пути.

Во время прилёта журавлей уже оживала, тёплым дыханием дышала земля. На полях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливались песнями жаворонки, цвела черёмуха, над золотыми пуховками ивы гудели пчёлы. Журавли летели на север к знакомым родным болотам, где каждый год они выводили и выращивали своих долгоногих птенцов.

Уже поздней осенью, когда с деревьев опадал золотой и багряный лист, журавли возвращались на юг. Они летели такими же стройными косяками, и нам казались печальными прощальные их голоса.

— Прощайте. Прощайте. — кричали нам с неба улетавшие журавли.

Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого зыбкого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы, громко кричат на болоте журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в густых кустах, я наблюдал в бинокль за журавлями. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это был весенний свадебный журавлиный праздник. Я не тревожил журавлей, готовивших свои семейные гнёзда. В летние и осенние ясные дни в поисках корма журавли вылетали с болота на соседние крестьянские поля, бродили по ним вместе с деревенским стадом.

Пойманного молодого журавля очень легко приручить. Ручные журавли ходят вместе с курами и другими домашними птицами. В прежние времена таких ручных журавлей нередко держали для охраны домашних молодых птиц. Зоркий наблюдательный журавль не позволял крылатому хищнику — ястребу или вороне — убить или похитить цыплёнка. Ступая на длинных своих ногах, одним глазом всё время поглядывал ручной журавль в небо и, если показывалась хищная птица, издавал тревожный крик, который куры, индюшки, цыплята хорошо понимали.

Путешествуя некогда по Северу нашей страны, на лесном аэродроме, где стояли небольшие самолёты, я увидел ручного журавля. Он безбоязненно ходил по аэродрому, как бы следя за общим порядком. Иногда он улетал в лес на болото и скоро возвращался. Об этом ручном журавле мне уже приходилось однажды писать. Знакомые лётчики рассказали мне, что в осенние дни, когда над аэродромом пролетали косяки журавлей, их любимец-журавль беспокоился, издавал призывный крик. Журавлиные стаи кружили над аэродромом, и однажды ручной журавль не выдержал — поднялся в небо, улетел на юг вместе с земляками.

Пятница.

Развитие мелкой моторики.

Составление описательных рассказов по схеме. (схема прилагается)

Публикации по теме:

Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе.Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека пальчиковых игр по теме «Птицы»Картотека пальчиковых игр по теме «Птицы» ПтичкиПтички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями). Крыльями махали.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Конспект ООД по коллективной аппликации в подготовительной коррекционной группе «Перелётные птицы»Конспект ООД по коллективной аппликации в подготовительной коррекционной группе «Перелётные птицы» Коллективная аппликация " Лягушка путешественница"Цель: Создать фрагмент по данной Сказки. Задача: -развиваем умение работать коллективно;.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по лексической теме «Мебель» Цель: - совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель». Задачи: - уточнение, расширение, активизация словаря.

Видео и музыкальная игра для осеннего праздника «Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе ДОУВидео и музыкальная игра для осеннего праздника «Перелётные и зимующие птицы» в подготовительной группе ДОУ Подготовка: На одной стороне музыкального зала- зона "теплые края", на противоположной стороне музыкального зала - "холодные края".Девочка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека заданий по лексической теме «Перелётные птицы» в подготовительной группе
Опубликовано: 15 октября 2023 в 11:19
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД