Татьяна Крысанова
Классный час в 1 классе «Ты и твои друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ»
Автор: учитель нач. кл.
Крысанова Т. И.
Цель: Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Содержание классного часа
Публикация «Классный час в 1 классе „Ты и твои друзья“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе
- Классный час
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Работа с первоклашками имеет ряд особенностей: дети только начинают постигать новые для них отношения, расширяют контакты и постепенно привыкают к школьной среде. Именно на данном этапе обучения необходимо дать им представление о нормах и правилах отношений со своими сверстниками, раскрыть их нравственную сущность. Внутренний мир другого человека, в том числе сверстника, закрыт для ребенка, с этой стороной жизненных явлений он почти незнаком, поэтому она не вызывает у него интереса. Как показывает практика, дети нередко даже не знают имени друг друга (за исключением товарища по парте). Одноклассник как личность не привлекает их внимания. Нравственная сущность взаимоотношений детей друг с другом заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. На этом постижении и строятся дальнейшие отношения, которым сопутствует взаимное уважение, сотрудничество и взаимопомощь.
Работа учителя в этом направлении должна строиться таким образом, чтобы вызвать интерес друг к другу. Учитель может предложить детям рассказать о себе, своей семье, друзьях, увлечениях. Необходимо учесть, что далеко не каждый ребенок пойдет на откровенность, в первую очередь это касается детей из неблагополучных семей. Требуется индивидуальный подход к каждому ребенку. Если ребенок не захочет рассказывать о своей семье, можно предложить ему избрать своего любимого героя или близкого друга.
Самый благодатный материал для работы по данной тематике – литературные образы, поэтому ряд уроков целесообразнее построить в форме беседы о литературных героях, предварительно продумав вопросы к детям. Например, учитель может спросить: «На какого известного тебе героя похож персонаж из только что прочитанного рассказа (сказки, стихотворения, басни? В чем их различие и сходство? С кем из героев ты хотел бы дружить? На какого героя хотел бы быть похожим?»
Поскольку этическое переживание невозможно без выявления авторского нравственного идеала и системы его нравственных оценок, на уроке неизбежно проходит процесс формирования нравственных принципов ученика. Благодаря воздействию художественного образа ребенок постепенно начнет оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими детьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром, который скрыт, но проявляется в его действиях и поступках. В литературных произведениях внутренний мире персонажей открыт – четко показан и передан самими автором. Анализируя вместе с детьми прочитанное, учитель помогает им разобраться в поступках героев, объяснить мотивы тех или иных решений, дать обоснованную нравственную оценку поступку героя. В результате такой работы у детей формируется умение оценивать других и критично относиться к себе. В процессе занятия можно провести беседу о друге с вопросами: что означает «быть хорошим другом? Как ты понимаешь поговорку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? Учитель обобщает ответы, используя результаты своих наблюдений за отношением детей друг к другу (вежливость, грубость, внимание, помощь, приветливость, сочувствие). Тема дружбы удачно раскрыта в рассказе С. Косола «Терешка». прочитав детям стихотворение О. Высотской «Ежик», учитель должен обратить внимание на внутренний мир переживаний товарища и внешнюю форму их выражения. На примере стихотворения С. Маршака «друзья – товарищи» можно рассмотреть, как автор передает чувство радости, которое приносит дружба. В рассказе «Самое страшное» автор Е. Пермяк передает переживания человека. В ходе занятий необходимо научить детей видеть в любых действиях их нравственную подоплеку, важно показать сопереживания другому и выражения ему сочувствия. Все это требует умения анализировать явления, выделять их нравственную составляющую, сравнивать их, оценивать, мысленно перенося себя в эти ситуации.
На занятиях можно предложить детям выполнять рисунки на темы «Наши игры», «Мой товарищ» (по желанию).
Правила дружбы
Когда кому – то трудно жить,
Должны мы знать об этом.
У меня закон простой:
Побеждаю тех, кто злой!
Кто же слабый, помогу, -
Я иначе не могу.
Если грянет вдруг беда,
Друг поможет нам всегда.
Будь вежлив со своими товарищами, не забывай им говорить «волшебные» слова. Не ссорься, будь справедливым. Не зазнавайся. Не перекладывай свою вину на другого.
Рекомендуемая литература:
1. А. Барто «Сонечка»
2. Е. Лившиц «Два козла».
3. Г. Мамлин «Федя в лифте»
4. С. Михалков «Хорошие товарищи»
5. В. Осеева «До первого дождя»
6. А. Барто «Кто наказал его», «не за то и не то»
7. Е. Пермяк «Бумажный змей»
8. Н. Сакинская «Подружки»
9. Сказка «Два Мороза»
10. И. Турчин «Дружба»
11. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (глава 9)