Классный час во 2 классе «К 75-летию освобождения Ленинграда от блокады»

Сарбаева Рузиля Рафаиловна
Классный час во 2 классе «К 75-летию освобождения Ленинграда от блокады»

Классный час во 2 классе «К 75-летию освобождения Ленинграда от блокады»

Классный час во 2 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия села Новотаймасово муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан" на тему "К 75-летию освобождения Ленинграда от блокады состоялся 28 января 2019 года. Была показана презентация. Проведена беседа о сегодняшнем Санкт - Петербурге. Дети посмотрели фотографии Санкт-Петербурга.

К 75-летию освобождения Ленинграда от блокады

…Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

(Юрий Воронов)

Слайд 8

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.

Слайд 9

Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши, они окружили город и сомкнули кольцо. Со стороны противника действовали объединенные силы немецких, испанских («Голубая дивизия») и финских войск.

Слайд 10

План Гитлера был таков: Ленинград следовало не только захватить, но и разрушить полностью. Во-первых, воцарение на этой территории давало возможность Германии властвовать по всему Балтийскому морю. Во-вторых, падение Ленинграда имело огромное значение для укрепления духа немецкой армии и для осуществления попытки морального давления на все население Советского Союза: Ленинград всегда был второй столицей, поэтому, если бы он попал руки врага, духовные силы советских воинов могли оказаться сломленными. После Ленинграда значительно упрощалась задача расправы с Москвой.

Слайд 11

Ленинград был совершенно не готов к осаде. Началась почти 900 дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Слайд 12

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода.

Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

Слайд 13

В сентябре октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Слайд 14

Для оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.

Слайд 15

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Слайд 8

Слайд 16

Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики всего 125 граммов. Что это был за хлеб! Жмых, опилки, желуди и пыль, оставшаяся от запасов муки… Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус. Больше никакой еды.

Слайд 17

Поэтому очень быстро с улиц стали исчезать бродячие собаки и кошки. Потом пришел черед домашних питомцев. Современному человеку, живущему в тепле и сытости, это может показаться чудовищным, но, когда выбор стоит между выживанием любимого кота и любимого ребенка, решение очевидно. В результате к концу зимы 19411942 года в Ленинграде кошек не осталось вовсе.

Считается, что единственным котом, пережившим блокаду от начала и до конца, был кот Максим.

Известно только, что в январе 1943 года в Ленинград из Ярославля для борьбы с полчищами грызунов, грозивших уничтожить запасы продовольствия, привезли кошек. Город был спасен: крысы исчезли.

Слайд 18

Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов на Малой Садовой улице появились памятники коту Елисею и кошке Василисе.

Слайд 19

Из-за нехватки еды люди умирали массово. Абсолютно нормальным стало явление, когда человек медленно шел по улице и вдруг падал от истощения. Проходящие мимо констатировали смерть. Трупы убирали своими силами те, кто еще мог как-то передвигаться. От голода и его последствий скончались более 630 тысяч человек.

Слайд 20

Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка рабочим на 100 граммов, остальным на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. Это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям.

Слайд 21

Осень зима 1941 1942 годов самое страшное время блокады. Первая зима в осажденном Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки - 32,1 °C. Средняя температура месяца была – 18,7 °C. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Отрицательная температура воздуха стояла в Ленинграде более полугода, продержавшись до мая включительно.

Слайд 22

Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка - «буржуйка». В ней сжигали все, что горело, в том числе книги и мебель.

Слайд 23

От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13 14 летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Слайд 24

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.

Слайд 25

Осенью на Ладожском озере из за шторма движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

Дорога жизни стала спасением для блокадников - тоненькая артерия, по которой в город поступала «кровь»: питание, медикаменты. 22 ноября со стороны Ленинграда отправились первые 60 машин. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Но риск оставался всегда. Водители не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков.

В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Слайд 26

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Слайд 27

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Слайд 28

Никто не знает, сколько людей погибло на Дороге жизни – от обстрелов или на тонком льду. Машины – легендарные "полуторки" ГАЗ – доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны.

Слайд 29

Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди.

Слайд 30

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8 11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Слайд 31

Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско Новгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 100 км.

27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Слайд 32

Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей. Эта цифра была озвучена на Нюрнбергском процессе. По другой статистике, цифра может достигать 1,5 миллиона человек. Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода.

Слайд 33

Стоит вспомнить дневник Тани Савичевой: самые страшные 9 страниц о войне, в котором она записывала, как голод каждый месяц уносил из жизни ее близких:

«Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.»,

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.»,

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра в 1942 г.»,

«Дядя Вася умер в 13 апреля 2 ч ночь 1942 г.»,

«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.»,

«Мама 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»,

«Савичевы умерли»,

«Умерли все»,

«Осталась одна Таня»

Самой Тани Савичевой не стало 1 июля 1944 года. Таня ушла навсегда, так и не узнав, что не все Савичевы умерли. Сестра Нина и брат Миша остались живы. Сегодня 9 листочков из дневника девочки Тани хранятся в «Государственном Музее истории Санкт-Петербурга», а копии их разошлись по всему свету как память о маленькой девочке, описавшей свою, детскую историю страшной войны.

Слайд 34

Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.

Слайд 35

Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище.

Слайд 36

За время блокады враг причинил Ленинграду огромный ущерб. В частности, из строя было выведено 840 зданий промышленных предприятий, повреждено около 5 млн м2 жилой площади, 500 школ, 170 лечебных учреждений. В результате разрушений и эвакуации предприятий в Ленинграде осталось лишь 25% оборудования, которым промышленность Ленинграда располагала до войны. Огромный ущерб был нанесён ценнейшим памятникам истории и культуры — Эрмитажу, Русскому музею, Инженерному замку, дворцовым ансамблям пригородов.

Слайд 37

Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда", которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек.

Слайд 38

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание "Город Герой".

Слайд 39

Федеральным законом "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 года 27 января установлен как День воинской славы России День снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

Слайд 40

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Публикации по теме:

Фотоотчет об уроке мужества, посвященном 75–летию снятия блокады ЛенинградаФотоотчет об уроке мужества, посвященном 75–летию снятия блокады Ленинграда музыкальная гостиная) Сегодня 25 января 2019 года в МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво прошло мероприятие с родителями.

Фотоотчет «27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»Фотоотчет «27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады» В холода, когда бушуют снегопады В Петербурге этот день особо ждут, – Город празднует День снятия Блокады, И гремит в морозном воздухе салют.

Фотоотчет «75-летию снятия блокады Ленинграда посвящается»Фотоотчет «75-летию снятия блокады Ленинграда посвящается» Вторая младшая группа №2. Аппликация на тему "Великая Отечественная война". Задачи: - учить детей пользоваться клеем,вырезанными кусочками.

Классный час в 1 классе «Добро и зло» Тема: «Добро и зло» Форма: Классный час. Класс: Первый. Цели: 1. Способствовать формированию представлений детей о добре и зле; 2. На примере.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Классный час к 8 Марта в 3 классе «А ну-ка, девочки!» Тема. А ну-ка, девочки. Цель: расширять знания детей о празднике; развивать такие качества как быстроту, ловкость, внимание, фантазию,.

Классный час в 4 классе «Поздравляем маму» Ведущая: Здравствуйте, дорогие мамы и бабушки! Сегодня мы вновь встретились, чтобы отметить первый весенний праздник - праздник добра, света,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Классный час во 2 классе «К 75-летию освобождения Ленинграда от блокады»
Опубликовано: 31 января 2019 в 12:34
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

18 июня. Международный день баскетбола

18 июня 1932 года была создана международная федерация баскетбола, в первый состав которой вошло всего восемь европейских стран. Это стало важным шагом ко всемирному распространению этого замечательного...

Предметно-развивающая среда. Украшение интерьера по временам года
Предметно-развивающая среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства в соответствии с особенностями каждого возраста. Она необходима, так...
Фоторепортаж «Путешествие в Саксонию. Морицбург»
Фоторепортаж «Путешествие в Саксонию. Морицбург» На северо-западе от Дрездена расположен небольшой и уютный городок Морицбург, чьей главной...
Аппликация «Цветочная корзиночка»
Сегодня предлагаю вашему вниманию аппликацию, где ребята проявляют свою индивидуальность и воображение в выборе цветов и в дизайне. Люблю загадки, так как...