МААМ-картинки

Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ

Максим Юдин
Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ

Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа (Инклюзивное образование: методология, практика, технологии).

Юдин М. Г. педагог-психолог ГБОУ ШКОЛА «ДМИТРОВСКИЙ»

Программа деятельности клуба общения «Ультрамарин» [2] разработана, апробирована и адаптирована автором данной статьи в течении 2007—2010 гг. на базе ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва» г. Москвы и являлась частью комплексной программы по коррекции и развитию детей, проблемами которых занимался ЦЛП и ДО. В 2010 году программа стала победителем 1-го открытого Всероссийского конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопро-вождение детско-юношеских общественных организаций/объединений «Общественные организации обучающихся и воспитанников в системе российского образования». в номинации «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». С 2016 по 2021 элементы программы внедрены в сопровождении воспитательно-образовательного процесса в ГБОУ ШКОЛА «ДМИТРОВСКИЙ».

Публикация «Клуб общения „Ультрамарин“ — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ» размещена в разделах

Цели работы Клуба:

• интеграция детей с ОВЗ и их семей в общество;

• реализация комплексного подхода в оказании помощи детям с ОВЗ и их

семьям, их социальная адаптация, формирование системы целей и

ценностей, способствующих самореализации личности;

• формирование толерантного отношения у общества к детям и

подросткам с особенностями развития.

Задачи: развитие коммуникативных навыков и творческих способностей участников; формирование активной жизненной позиции; оказание помощи детям и подросткам с явлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации, обусловленной наличием у них различных заболеваний или отклонений в развитии; обучение знаниям, умениям и навыкам адаптивных коммуникаций; создание ситуации успеха; развитие толерантности у здоровых детей и подростков к детям с особенностями развития; расширение границ общения и взаимодействия у всех групп детей и подростков.

У детей и взрослых, посещающих заседания Клуба общения «Ультрамарин», наблюдается рост коммуникативной открытости и качества общения, они овладевают навыками конструктивного социального взаимодействия, у родителей обычных детей постепенно меняется отношение к своему окружению. Они начинают больше ценить простые человеческие отношения, становятся внимательней и заботливей к окружающим.

Инновационные подходы определяются следующим:

• создана практическая модель Клуба общения [2];

• разработана структура прохождения заседаний, учитывающая

психофизиологические особенности протекания высших психических

функций;

• впервые в психолого-социальной реабилитации детей с ОВЗ внедрен и

адаптирован принцип секторальности в структуре кадрового

взаимодействия Клуба общения, разработанный ГУ ЦЭПП МЧС России

для оказания помощи в экстренных ситуациях [1]; [4];

• впервые в социально-психологической реабилитации уделено такое

важное значение темпу и ритму деятельности в проведении занятий [2];

• закреплена традиция завершать заседания клуба общения песней в кругу

под гитару по тематике занятия [там же].

Участники Клуба:

Занятия Клуба посещают дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет и их семьи. Цель занятий для данной категории участников — самоактуализация, самораскрытие, личностный рост и интеграция в общество. Второй группой участников являются обычные дети и подростки, а также так называемые «гости» (педагоги, психологи, руководители, журналисты и т. д.). Гости взяты в кавычки, поскольку на заседаниях Клуба общения все являются участниками, зрителей не бывает. Это — одна из основных идей нашего Клуба, так как такой подход позволяет максимально приблизить занятия к главной цели существования Клуба общения — интеграции детей с ОВЗ в общество. Обычные дети и подростки и так называемые «гости» являются для детей с ОВЗ опорой и помощниками во время занятий, одновременно становясь участниками процесса общения, учатся проявлять, переживать чувства, и, как результат, — изменяется их отношение к своему окружению, формируется толерантность к детям с ОВЗ. Таким образом, происходит оздоровление, пусть не большой, но части всего общества.

В зависимости от уровня развития и состояния детей и подростков с ОВЗ — участников Клуба, занятия проходят в малых или больших группах. Это позволило выделить среди основных форм работы с малыми и с большими группами. Продолжительность занятия от 30 минут до 1 часа.

В качестве примера занятия Клуба приведем программу тренинга «Вместе дружная семья!» (Автор-составитель педагог-психолог М. Г. Юдин)

Тренинг проводится в группах, созданных по запросу для корректирования детско-родительских отношений, семейных отношений. Рекомендованное число участников 15—20 человек.

Организация пространства

Пространство делится на секторы (например, четыре). В центре каждого сектора стол. Вокруг стола стулья для участников и место для инвалидной коляски. Столы располагаются по кругу. За каждым сектором закрепляется соведущий (главная задача которого — организация активной деятельности своего сектора) и несколько волонтеров (их задача — совместная деятельность с детьми с особенностями здоровья); помощники, отвечающие за раздаточный материал. В центре — главный ведущий.

Тема, цель, задачи (1—3 мин) (Слово ведущего)

Приветствую всех собравшихся на открытом заседании Клуба общения. Тема сегодняшней встречи: «Вместе дружная семья».

Цель: развитие коммуникативных компетенций и семейного взаимодействия.

Задачи: приобретение навыков межличностного взаимодействия; развитие воображения; повышение самооценки; совместное семейное изготовление тряпичной куклы-оберега.

Правила проведения тренинга (1—2 мин) [1].

Цель: создание рабочей и безопасной атмосферы.

1. Конфиденциальность. Обеспечение чувства безопасности.

2. Обращение по имени на Вы (все участники обращаются друг к другу по

имени и на Вы, это создает доверительную комфортную атмосферу

тренинга.

3. Правило одного микрофона (один говорит, а остальные слушают). Это

правило организует и обеспечивает качество взаимодействия участников

тренинга.

4. Правило обязательного участия. Это помогает стеснительным и

замкнутым участникам настроить себя на работу.

Процедура знакомства

Цель — установление доверительных отношений. Снятие напряжения. Создание ощущения единства, принадлежности к группе.

Упражнение «Круг знакомств»: все подбрасывают мяч с помощью круга из ткани (одновременно растягивая круг) вверх и называя имя одного из участников. И так далее по кругу, пока все не познакомятся (2 мин).

Упражнение «комплимент».

Дополнительная цель — приобретение навыков межличностного взаимодействия. На спину участникам, стоящим спиной друг к другу, закрепляется одноразовая бумажная тарелка. Каждый участник пишет не тарелке комплимент (3—5 мин).

Творческая мастерская (Время проведения 20 минут)

Изготовление куклы-закрутки «Нянюшка» [3] Цель — прививать уважение к культуре своего на-рода, к традициям семьи, через знакомство родителей и детей с народной игрушкой.

Задачи: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы, выделить ее достоинства, научив изготовлять традиционную куклу-закрутку.

Материал и оборудование — белая ткань размером 60 на 60 см (1 шт.) и 30 на 30 (1 шт.) на каждого участника. Хлопчатобумажные или шерстяные нитки, лоскут цветной ткани для одежды, косынка. Отделочный материал: декоративная тесьма (2—4 шт. по 10 см, узкие ленты (2 шт. по 20 см, кружева.

Ход занятия

Рассказ ведущего: «А теперь я хочу познакомить вас с историей и техникой изготовления куклы-закрутки «Нянюшка». Исторически изготовление русских обрядовых кукол всегда была делом семейным. Папа и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей, с ранних лет приучая их к рукоделию, усердию и терпению. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, фантазировать; учатся быть внимательными и добрыми. Ведь куклы — не только игрушки, но и близкие друзья. Известны народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая, игровая.

Отличительная особенность обереговой и обрядовой кукол — отсутствие лица; они изготавливаются без помощи иглы и ножниц (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Она должна была принести ребенку благополучие, здоровье и радость. Тщательно подбирались ткани и нитки для будущей куклы. Первую куклу ласково называли «Нянюшка». Давайте и мы с вами попробуем ее сделать. У всех на столах есть необходимый материал для изготовления этой куклы».

Технология изготовления

1. Берем льняную ткань 60 на 60 (1 шт.) и сворачиваем в плотную трубочку,

закрепляем нитками.

2. Кладем трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани 30 на 30,

лежащую по диагонали. Перегибаем по диагонали ткань и закрепляем

голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываем ниткой.

Получилась белая кофточка, которую можно украсить ленточками или

тесьмой.

3. Наряжаем куклу: закручиваем вокруг талии декоративную тряпочку-юбку и

завязываем ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из

декоративной тесьмы.

4. На голову повязываем ленточку или платок.

Ведущий: «Вот и у нас получилась кукла «Нянюшка». Какие они все разные. Ведь каждый из Вас вложил в куклу частичку себя. А сейчас я попрошу Вас подумать и ответить, почему кукла называется кукла-закрутка «Нянюшка»?»

Упражнение: работа с куклой (5—10 мин) [2] Цель — развитие навыков межличностного и группового общения, развитие воображения.

1. Знакомство с куклой. Каждый дает своей кукле Имя.

2. История куклы — возраст, где и как живет, чем занимается.

3. Знакомство кукол разных семей между собой. Необходимо, чтобы

познакомились как можно больше кукол. Каждый стол приветствует другие

(«Здравствуйте/Привет! Нас зовут.»). Пожелание от каждого стола другим

(«Мы Вам желаем.»).

4. Куклы рассказывают стихотворение. Каждая группа кукол говорит строчку,

в итоге получается целое стихотворение.

(Текст стихотворения)

Немало в жизни предстоит пройти путей-дорог,

Но сердце бережно хранит заветный огонек.

Он согревает душу мне, и знаю, верю я -

Не одинок я на земле, со мной моя СЕМЬЯ!

Исполнение песни (2—3 мин)

Цель — закрепление чувства единения, чувства плеча, позитивного эмоционального настроя. Ведущий: «Сейчас, по сложившейся традиции нашего клуба, мы исполним песню. Попрошу всех собраться в круг. В правую руку возьмите слова, а левой приобнимите соседнего участника» (под гитару всеми исполняется песня «Ты да я да мы с тобой».

Подведение итогов (3—5 мин)

Цель — закрепление и осознание полученного опыта.

Участники высказываются о своих впечатлениях (по желанию).

Ритуал прощания (1мин)

Ведущий протягивает свою руку ладонью вниз, в центр круга следующий участник кладет свою руку сверху на руку ведущего и т. д. После, одновременно раскачивая руки, все по слогам говорят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»!

В заключение хотим сказать читателям, которые ищут возможные формы работы с детьми и подростками с ОВЗ и их семьями. Даже если Вы не сможете организовать систему таких занятий, но сможете организовать только несколько занятий или хотя бы одно — это станет памятным событием для ребенка-инвалида! Ведь для большинства из них мир ограничивается их семьей, проблемами и видом из окна их жилища. Так подарите им возможность узнать больше! Подарите им частичку Большого Мира!

Литература

1. Матафонова Т. Ю. Тренинги детско-родительских отношений. ГУ ЦЭПП

МЧС России. — М., 2006.

2. Юдин М. Г. Рабочая программа практического решения социально-

психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с

особенностями развития, проблемами здоровья, детей-инвалидов и их

семей педагога-психолога Юдина М. Г. Клуб общения «Ультрамарин». —

М. : ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва», 2008.

3. Юзбашева Р. Н. Мастер класс «Кукла закрутка "Нянюшка" ГОУ Д/С №1851

— М., 2009.

4. Психологическая реабилитация инвалидов в комплексном подходе к

социально-психологической реабилитации инвалидов. Методическое

пособие для центров социальной реабилитации инвалидов / Под ред. Т.

Ю. Матафоновой. — М., 2005.

5. Юдин М. Г. Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-

психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с

ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская

программа Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Материалы конференции Издатель: Московский государственный

психолого-педагогический университет Год издания: 2011

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 15:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД