МААМ-картинки

Коллекционирование в детском саду

Елена Пилясова
Коллекционирование в детском саду

Коллекционирование в детском саду Современные дети собирают коллекции.

В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность.

Публикация «Коллекционирование в детском саду» размещена в разделах

Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование.

С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Особенность коллекционирования заключается :

• в соответствии основным требованиям ФГОС;

• в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

в направленности на новые образовательные результаты:

- инициативность, любознательность и самостоятельность детей;

- способность к принятию и реализации собственных решений;

Направленность работы: развивающая

Цель: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

• способствовать проявлению избирательных интересов;

• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

• расширять кругозор воспитанников;

• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

• формировать бережное отношение к хранению коллекций;

• обогащать и активизировать словарь детей;

• активизировать участие родителей в образовательном процессе;

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

Виды коллекций. Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разно- образными.

Выделяют следующие группы коллекций :

Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, по- этому можно условно выделить несколько видов коллекций : эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной те- мы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные кол- лекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.

Особую ценность имеют коллекции декоративно - прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т. д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальны- ми коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним.

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный:

• накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

• индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

2 этап – основной:

• побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

• чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

• включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

• работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции.

3 этап – заключительный:

• организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

• презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом.

В работе по организации коллекционирования опираемся на следующие технологии:

- технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;

- технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;

- технологию личностно-ориентированного свободного воспитания;

-технологию развивающего обучения.

Использование коллекции в работе с детьми

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности :

Познавательная:

развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

развитие математических представлений

– временные представления, счетные операции;

ознакомление с окружающим миром

– расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

• Игровая

– игры

-викторины, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры;

• Продуктивная

– реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых, опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;

• Коммуникативная

– тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

• Трудовая

– при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;

• Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;

• Художественная

- изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.).

Формы совместной деятельности по коллекционированию

- Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада)

Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию

- посещение тематических выставок в музеях

Цель: расширение знаний детей об окружающем мире

- организация мини лаборатории в группе

Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.

- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов

Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации

- индивидуальные беседы с детьми по интересам

Цель: поддержка и развитие детских интересов

- организация выставок коллекций детей в детском саду

Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций

- создание мини-музеев в детском саду

Цель: развитие познавательного интереса - обучающие игровые ситуации

Цель: получение новых знаний в игровой форме.

Возможные формы работы с детьми:

Групповая (фронтальная);

Подгрупповая (небольшими группами по интересам);

Индивидуальная;

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания,

в вечернее время)

в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты)

в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды).

Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы

Работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. Проводимая работа с детьми по коллекционированию должна способствовать развитию таких важных качеств как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением

Публикации по теме:

«Гостеприимство в детском саду»«Гостеприимство в детском саду» Администрация городского округа Саранск Департамент по социальной политике Управление образования Муниципальное дошкольное образовательное.

Адаптация в детском саду АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ. Цель: повысить профессиональный уровень воспитателей и младших воспитателей, работающих с детьми раннего и младшего.

Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.

Коллекционирование в детском саду. Коллекция календариковКоллекционирование в детском саду. Коллекция календариков Увлечения бывают разные. Одни увлекаются разведением цветов, другие обожают готовить разные блюда, кто-то проводит всё свободное время в.

Коллекционирование в ДОУ. Работа по созданию коллекций может проводиться с детьми дошкольного возраста начиная со средней группы. Интерес ребенка к какому-либо объекту,.

Конспект занятия «Календари» в рамках проекта «Коллекционирование» Цель: ознакомление детей с возникновением календаря, с видами календарей; создание коллекции карманных календарей. Задачи: Закрепить знания.

Консультация для родителей и педагогов «Коллекционирование — как одна из моделей исследовательской деятельности детей» Что ребенок помнит из детства? Вспомните самые лучшие моменты своего детства.? Какие ассоциации возникают у вас когда вы берете, например.

Выпускной в детском саду 2017 год Вед 1. Здравствуйте, уважаемые родители и гости! Опять весна на белом свете, На детской радостной планете. Природа снова оживает:.

Выпускной в детском саду Сценарий выпускного бала «До свидания, детский сад!» Действующие лица: Волшебник-недоучка, Мэри Поппинс, Пеппи Длинныйчулок Под музыку.

Выпускной в детском саду Звучит фонограмма, голос за кулисами: «Здравствуйте уважаемые, радиослушатели! В эфире новости. Вчера в поселке Кромы, в детском саду группы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коллекционирование в детском саду
Опубликовано: 15 января 2018 в 00:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД