Татьяна Павловна Белоусова
Командная логопедическая игра «Желуди и шишки» (Дифференциация Ш-Ж)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепление знаний о звуках Ш-Ж.
• Закрепление умения распознавать эти звуки в потоке речи.
• Закрепление умения выполнять звуко буквенный анализ, составлять слова из букв, отвечать полными предложениями.
• Закрепление умения читать слоги и слова, звукокомплексы.
Коррекционно- развивающие:
• Развитие фонематического восприятия и фонетического слуха.
• Развитие звукового анализа и синтеза
• Развитие слухового внимания и памяти.
• Развитие мыслительных операций. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки.
Публикация «Командная логопедическая игра „Желуди и шишки“ (Дифференциация Ш-Ж)» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Шишки. Поделки из шишек, занятия, игры
- Темочки
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание выдержанности, терпения.
• Воспитание умения решать проблемные ситуации коллективно, сообща.
Ход игры:
1. Вступление. Приветствие гостей (педагоги, родители)
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
- Как еще можно поприветствовать наших гостей? (добрый день, всем доброго дня, приветствую всех)
2. Разминка. (Дети встают в круг. Логопед кидает ребенку мяч и задает вопрос. Ребенок ловит мяч с вопросом, возвращает с ответом)
Ответьте на вопросы полными предложениями:
-Осенью холодно или жарко?
-Осенью идет снег или дождь?
-Осенью дни стали короче или длиннее?
-Осенью птицы улетают в теплые края или прилетают?
-После осени наступает зима или весна?
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Какой день недели был вчера?
-Какой день недели будет завтра?
3. Деление на команды.
– Ребята, а сейчас я вам предлагаю прогуляться под музыку по нашей полянке. Гуляя по полянке каждый из вас подберет 1 предмет.
(Дети расходятся по ковру и каждый подбирает желудь или шишку)
-Что поднял каждый из вас? (желудь или шишку)
-На какие 2 команды вы можете разделиться?
(Дети совещаются и делают вывод: первая команда «Желуди», вторая команда «Шишки»)
- Поделитесь на команды и сядьте за столы.
-Какой первый звук вы слышите в названии своей команды? (Ш-Ж)
(На столе перед каждой командой логопед выставляет ее символ-предметную картинку с желудем или шишкой и соответствующую букву: Ш-Ж)
4. Целеполагание
- Ребята, вы разделились на команды, чтобы посоревноваться между собой. В ходе соревнования мы повторим всё, что знаем про звуки Ш-Ж, покажем нашим гостям, чему мы научились, какие навыки освоили.
-Поприветствуйте жюри.
(Логопед представляет жюри, дети аплодируют).
5. Соревнование команд
• Повторение артикуляционного уклада данных звуков
- Первое задание: рассказать об артикуляционном укладе звука. Команда «Шишки» расскажет о звуке Ш, команда «Желуди» расскажет о звуке Ж.
(Дети совещаются и 1 человек из команды, опираясь на зрительные подсказки, рассказывает об особенностях произношения каждого звука).
Звук Ж Звук Ш
-губы округлены
–зубы сближены
–широкий кончик языка вверху, но не прижат
–спинка прогнута книзу
• Повторение характеристик данных звуков.
-Следующее задание для команд: расскажите о своём звуке.
(Выходят по 1 человеку из команды и дают характеристику каждому звуку, выставляя на наборное полотно символические обозначения)
Звук Ж -Согласный, звонкий, всегда твердый. Символ: синий колокольчик
Звук Ш - Согласный, глухой, всегда твердый. Символ: синие наушники
-Сделайте вывод:
-Чем звуки похожи?
-Чем отличаются?
• «Соберите букву»
- А сейчас каждая команда должна за 1 минуту собрать свою букву. У кого она окажется самая красивая, ровная и правильная?
(коллективная работа: дети на столе из фасолинок выкладывают буквы Ш-Ж)
• «Поймай звук»
- Сейчас следующий конкурс: внимательно слушаетете и если слышите свой звук – хлопаете в ладоши. Кто ни разу не ошибется – оценит наше жюри:
ПИРОЖОК-ПАСТУШОК
ЛЯГУШАТА-МЕДВЕЖАТА
ЖАКЕТ-КАМЫШИ
ДРУЖОК-ГОРШОК
ШОФЕР-ЖОНГЛЕР
БАШНЯ-ДОЖДЬ
ШИПОВНИК-КРЫЖОВНИК
ДЕДУШКА-БАБУШКА
ЖАБА-ЕЖИК
• Чистоговорки
-Следующий конкурс –конкурс чистоговорок -какая команда лучше скажет?
Команда «Шишки»:
Ша-ша-ша – хороша лапша
Шу-шу-шу – я люблю лапшу
Ши-ши-ши- я еще хочу лапши
Команда «Жёлуди»
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Жи-жи-жи- под кустом живут ежи
Жу-жу-жу- я ежиками я дружу
• «Собери поезд»
-Следующий конкурс называется «Соберём поезд»
На столе лежат картинки. Вы по очереди подбегаете к столу, выбираете ту картинку, которая содержит нужный звук и приносите ее в свою команду. Когда команда соберет все картинки- нужно из них составить поезд. Первый вагон- слово из 1 слога, второй вагон – слово из 2 слогов и т. д.
(Дети подбегают к столу, выбирают картинку со своим звуком, убегают и уносят картинку с собой. Затем команда собирает из всех картинок поезд. Жюри оценивает скорость и правильность).
• Физминутка
- А сейчас мы отдохнем. Проговариваем чисто слова и выполняем движения.
Я по камешкам пошел
И лягушку нашел
Я по полюшку пошел
И букашку нашел
Медвежонок бежал
Он от холода дрожал
Медвежонку скажи:
Закаляйся, не дрожжи.
-Какие слова встретились со звуком Ш? А со звуком Ж? (Отвечает 1 ребенок из команды. Остальные его дополняют).
• Определить место звука в слове (презентация картинок на экране ноутбука).
- Какая команда правильно и быстро определит место своего звука в словах?
• Чтение слоговых таблиц
- Правильно прочитайте свою слоговую таблицу.
• Составление слова, его звуко- буквенный анализ:
-Отгадайте загадку и составьте слово- отгадку
Для команды «Жёлуди»:
Если хорошо заточен- все легко он режет очень
Хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (НОЖИК)
Для команды «Шишки»:
На 4 ноги надевали сапоги
Перед тем ка надевать- стали обувь надувать (ШИНА)
6. Подведение итогов соревнований
Жюри подводит итоги игры, отмечает самых активных детей, вручает всем призы.