Погорелова Наталия Николаевна
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [Ш], [Ж]
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [Ш], [Ж
1.«Улыбка – хоботок» - губы растянуть в улыбку, чтобы видны были сомкнутые губы, произносить звук «И». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Затем вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой», произносить звук «У». Удерживать губы в таком положении под счёт до 5. Повторить 5-6 раз.
2.«Толстячки-Худышки» - ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 сек. Губы сомкнуты!
Публикация «Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звуков [Ш], [Ж]» размещена в разделах
3.«Футбол» - язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 сек. Рот закрыт. Ребенок контролирует движение языка, приложив пальчики снаружи щек.
4.«Обезьянка» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать его в таком положении 3-5 сек.
5.«Бульдог» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 3-5 сек.
6.«Обезьянка-Бульдог».
7.«Блинчик» - высунуть широкий кончик языка между зубами, произнося слоги: «пя-пя-пя». После произнесения последнего слога оставить рот открытым, зафиксировав широкий язык на нижней губе. Удерживать язык в таком состоянии под счёт до 5-7. Следить за тем, чтобы язык оставался широким, спокойно лежал на нижней губе. Повторить 5-6 раз.
8.«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, сделать «Блинчик». Затем загнуть вверх края широкого языка и установить язык в форме «чашечки».
Внимание! Язык не должен лежать на нижней губе! Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Блинчик», распластать широкий язык на нижней губе, и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. Можно также завернуть широкий язык на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
Внимание! Язык должен быть широким! Удерживать язык в таком положении под счёт до 5-7. Повторить 5 раз.
9.«Чашечка» с конфеткой. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык лежит на нижней губе. На серединку языка положить кусочек мармелада. Ребенку нужно занести язык в рот в виде чашечки.
10.«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Важно! 1. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык широкий, в форме «чашечки». 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Блинчик», распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая пальцами (с бинтом).
11.«Ступеньки» (чередование «чашечка» на верхней губе - «чашечка» на верхних зубах - «чашечка» вверху за зубами) – улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме «чашечки» на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем на верхние зубы. Удерживать в каждом положении 5-10 сек.
Важно! 1. Следить за тем, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна. 2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.
12.«Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение: на кончик носа положить кусочек ватки и сдуть его, он должен улететь вверх.
Важно! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Не сжимать язык зубами. 3. Выдох плавный, длительный.
13.«Не разбей чашечку» - придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать его и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 сек., не разрушая чашечки.
Важно! 1. Двигается только язык, губы остаются неподвижны. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребенка положения на выбор: «чашечка» снаружи, «чашечка» внутри.
14.«Чистим чашечкой верхние зубки» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» почистить верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Важно! 1. Улыбнуться так, чтобы видны были верхние и нижние зубы. 2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
15.«Барабан» - открыть рот, округлить губы и, не закрывая рта, в медленном темпе 4-5 раз с придыханием произнести звук [Т], ударяя кончиком языка по основаниям верхних резцов. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять по альвеолам, а только поднимать к ним кончик языка. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Получится звук, напоминающий т-шшшш – барабан лопнул. Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук [Ш] от предыдущего [Т].
16.«Шипение» - открыть рот, губы слегка округлить. Широкий кончик языка поднять к альвеолам верхних зубов и образовать с ними щель. Боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам. Среднюю часть спинки языка опустить вниз в форме «чашечки».
Важно! 1. Следить, чтобы губы не подворачивались и не натягивались на зубы. 2. Не допускать сближения уголков рта. 3. Нижняя челюсть неподвижна. Кисть ведущей руки округлить в форме горсти, поднести ее ко рту и с шумом подуть.