Лучший педагог года

Комплекс интерактивных заданий «Геометрические фигуры как средство развития познавательной мотивации у детей»

Надежда Воронцова
Комплекс интерактивных заданий «Геометрические фигуры как средство развития познавательной мотивации у детей»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

Комплекс интерактивных заданий

по теме «Геометрические фигуры»

как средство развития познавательной мотивации

у детей старшего дошкольного возраста

Публикация «Комплекс интерактивных заданий „Геометрические фигуры как средство развития познавательной мотивации у детей“» размещена в разделах

Камышлов, 2017

Комплекс интерактивных заданий по теме «Геометрические фигуры» направленный на развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста. / сост. Коковина Н. А. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Руководитель: Шаркова Е. В., преподаватель

В комплексе дано описание интерактивных заданий по теме «Геометрические фигуры» направленные на развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

Задания, входящие в комплекс рассчитаны на применение при работе с интерактивной доской Smart Board, так как данное оборудование является самым современным инструментом для обработки информации и служит мощным техническим средством обучения, и играет роль незаменимого помощника при организации непосредственной образовательной деятельности в ДОО.

В связи с вступившим в силу ФГОС ДО, на сегодняшний день стоит острая необходимость в развитии познавательной мотивации у дошкольников как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе, а значит, и в необходимости оптимизации образовательного процесса, определения эффективных средств развития.

Данный комплекс предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада при организации непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие»; студентами педагогического колледжа специальности дошкольного образования.

Лаконичность и схематичность изложения материала упрощают процесс запоминания, выделение ключевых вопросов помогает акцентировать внимание на главном, подобранные задания обогатят информационный запас знаний, учат правильно строить логические рассуждения и делать выводы.

©«Камышловский педагогический колледж», 2017. - 23 с.

Содержание

Пояснительная записка…. 49

Радел I : Задания, направленные на формирование представлений о круге и овале …. …. 53

Раздел II : Задания, направленные на формирование представлений о треугольнике… 55

Раздел III : задания, направленные на формирование представлений о квадрате и прямоугольнике … 57

Раздел IV : Задания, направленные на развитие геометрической зоркости : умение анализировать и сравнивать предметы по форме, классифицировать, группировать, упорядочивать по размерам…. 58

Список литературы … 61

Для заметок

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в системе педагогической деятельности была принята за основу личностно-ориентированная модель обучения и воспитания.

В связи с вступлением Федерального Государственного Образова-тельного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) сегодня на до-школьное образование возлагаются особые надежды, так как признано, что дошкольный возраст – это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с человеком на всю жизнь.

Комплекс заданий разработан на основе и в соответствии с Феде-ральным государственным образовательным стандартом пп. 2.6, в соответствии с основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, является дополнением к организации образовательного процесса по математике для системного изучения математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Комплекс составлен в форме интерактивных заданий, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе организации совместной и самостоятельной деятельности.

Данный комплекс предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада при организации непосредственной образовательной деятельности в области формирования элементарных математических представлений; студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям детских садов, родителям дошкольников. Лаконичность и схематичность изложения материала упрощают процесс запоминания, выделение ключевых вопросов помогает акцентировать внимание на главном, предложенные фрагменты заданий обогащают информационный запас знаний, учат правильно строить логические рассуждения и делать выводы.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) у дошкольников, как правило, традиционно проводится в форме занятий. Это вызывает развитие гиподинамии у дошкольников, способствует быстрой утомляемости, и, как закономерный итог, — снижает интерес детей к математике. Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения воспитанников, необходимо использовать игровые комплексы с математическим содержанием и активные формы обучения.

Задание — это сформулированная для обучающегося последовательность действий и предписаний для выполнения обучаемому в процессе образовательной деятельности и приводящая к определенному результату. Задание всегда содержит в себе некоторое требование: ответить на вопрос, выполнить какое-то упражнение, доказать или опровергнуть что-то, решить задачу и т. п. Если задание содержательно принимается обучаемым, то оно превращается для него в задачу, т. е. субъективно представляет собой цель, данную в определенных условиях (А. Н. Леонтьев).

Основная цель сборника помочь воспитателю уйти от традиционных методов проведения образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми старшего дошкольного возраста.

Комплекс интерактивных заданий по теме «Геометрические фигуры» содержит четыре раздела практических заданий. Каждый раздел заданий формировался по формам геометрических фигур, на основе ООП «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой и программы Помораевой И. А., Позиной В. А. «Формирование элементарных математических представлений» :

1) раздел: задания с овалами и кругами

2) раздел: задания с треугольниками

3) раздел: задания с квадратами и прямоугольниками

4) раздел: задания на развитие геометрической зоркости : умение анализировать и сравнивать предметы по форме, классифицировать, группировать, упорядочивать по размерам.

Интерактивные задания содержат цель, которая ориентирована на развитие познавательная мотивация в соответствии с классификацией «Критериев развития мотивации у детей старшего дошкольного возраста» представленные Виноградовой Е. Л., а также содержание данного задания позволяет формировать элементарные математические понятия по теме: «Геометрические фигуры».

Все занятия с дошкольниками необходимо строить в виде игровых комплексов. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. Благодаря проведению занятий по ФЭМП в виде интерактивных игровых комплексов, у детей развивается сообразительность, самостоятельность, логическое мышление, внимание.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения, и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

В настоящее время отдельное место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ отводится электронным интерактивным заданиям. Это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, связи с партнером по игре или сами выступающие в качестве партнера, когда ребенок непосредственно воздействует на предмет созерцания.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка. Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1) подбор педагогом заданий и упражнений для группы;

2) дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит ре-шить;

3) с целью, которой надо достичь.

Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

4) в процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для до-стижения поставленной цели.

Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

5) по окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из фиксации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

Деятельность с применением таких игр очень интересна дошкольни-кам. Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, игровая форма, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку играть увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами абстрактного мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе.

Раздел I

Задания, направленные на формирование представлений о круге и овале

Задание №1

Найди и назови фигуру.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах : круг и овал, в ходе эмоционального вовлечения ребенка в познавательную деятельность, направленную на поддержку детской активности и исследовательского интереса.

Возраст: 5-6 лет

Ход выполнения задания : предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

Задание №2

Куриное семейство.

Цель: стимулировать любознательность ребенка, используя интерактивное задание, которое позволит вызвать интерес, удивление и желание достичь поставленных перед ребенком задач; усовершенствовать умения детей в узнавании и назывании геометрических фигур : круг и овал, развивать логическое мышление воспитанников.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите рассмотреть изображение с геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые подходят для изображения курицы, петуха, цыплят. По окончании работы порадуйтесь его успехам.

Можно предложить ребенку показать на экране самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать круги на бумаге.

Задание № 3

«Найди лишнее»

Цель: развивать умение ребенка ставить себе цели в процессе позна-вательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществ-ления, а также устранить проблемы воспитанников в умении сравнивать предметы по форме и выполнять их классификацию.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : на экране изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, какая фигуралишняя, при этом обосновать свое решение.

Раздел II

Задания, направленные на формирование представлений о тре-угольнике

Задание №1

«Паруса»

Цель: обеспечить усвоение воспитанниками признаков геометриче-ских фигур : треугольника, в ходе которого у детей старшего дошкольного возраста будет формироваться способность рассуждать, решать практические и теоретические задания.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем показать паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру сегодня раскрашивали, какие у нее имеются отличительные признаки. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.

Задание № 2

«Найди лишнее»

Цель: отработать навыки классификации геометрических фигур по их признакам, при помощи чего у детей старшего дошкольного возраста будет проходить формирование образного мышления и внутреннего плана действий.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : на экране изображен ряд геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

Задание № 3

Цель: развивать способности ребенка рассуждать, решать практиче-ские и теоретические задания, направленные на отбор геометрических фи-гур по заданному признаку.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : на экране ребенку представлена картинка с изображением рыбки, его задача найти и назвать все геометрические фигуры, из которых составлено данное изображение.

Задание №4

«Собери треугольники»

Цель: развить у детей дошкольного возраста познавательные психические процессы: память и мышление, в ходе выполнения заданий на развитие геометрической зоркости : умение анализировать и сравнивать предметы по форме.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : воспитатель зачитывает загадку:

Посмотри-ка, посмотри!

У него всего по три!

Три угла, три стороны

Меж собой соедини –

Ты получишь не угольник,

А красивый … (треугольник, после этого на экране появляется отгадка и задание с данной геометрической фигурой. Задача ребенка из всех представленных его вниманию фигур выбрать только треугольники.

Раздел III

Задания, направленные на формирование представлений о квадрате и прямоугольнике

Задание № 1

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах : квадрат и прямоугольник, направленные на развитие аналитического мышления – умения выделять существенные признаки и свойства.

Возраст 5-6 лет

Ход выполнения задания : воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить пра-вильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Задание № 2

Построй по схеме.

Цель: формировать образное мышление и внутреннего плана действий в ходе выполнения интерактивного задания направленного на выполнение элементарных построек по схеме из геометрических фигур : прямоугольники и квадраты.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : вспомните с детьми геометрические фигу-ры, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из геометрических фигур, расположенных на экране такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

Задание № 3

«Найди лишнее»

Цель: отработать навыки классификации геометрических фигур по их признакам, при помощи чего у детей старшего дошкольного возраста будет проходить формирование образного мышления и внутреннего плана действий.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры. На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.

Раздел IV

Задания, направленные на развитие геометрической зоркости : умение анализировать и сравнивать предметы по форме, классифицировать, группировать, упорядочивать по размерам

Задание №1

Цель: формировать умения детей распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного положения, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету и форме, в ходе чего у детей старшего дошкольного возраста будут совершенствоваться способности рассуждать и анализировать.

Возраст: 5 - 6 лет

Ход выполнения задания : посчитай в каждом домике геометрические фигуры и запиши, каких фигур сколько.

Задание №2

Геометрические фигуры.

Цель: устранить пробелы в знаниях о геометрических фигурах при помощи использования интерактивных заданий способствующих стимулированию любознательности ребенка старшего дошкольного возраста.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : после беседы по картинкам попросите ре-бенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник, затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребё нком слова: «Шар круглый, окно квадратное и т. д.». Спросить у ребенка, почему различаются фигуры, назвать их различия.

Задание №3

Флажки и гирлянды.

Цель: отработать навыки геометрической зоркости : умение анализи-ровать и сравнивать предметы по форме, упорядочивать по размерам, способствующие развитию познавательных психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия и внимания.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход выполнения задания : Предложите детям составить гирлянду, в предложенном алгоритме. При этом необходимо обращать внимание ребенка на форму геометрической фигуры и цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать, в какой цвет они раскрашены.

Задание № 4

Накладываем детали.

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах, стимулирующие развитию способности рассуждать, решать практические и теоретические задания, способности анализировать.

Возраст: 5 - 6лет

Ход выполнения задания : детей учат выкладывать изображения способом накладывания на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).

Задание № 5

Выкладывание фигур.

Цель: отработать навыки распознавания геометрических фигур, позволяющие поддержке детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

Возраст: 5 – 6 лет

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают : " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?

Список литературы

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя детского сада. —2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 2008 — 163 с: ил.

2. Голубь В. Т. Предшкольная подготовка. Математика. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «Метода», 2015 – 48с.

3. Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Математика для детей 5 - 7 лет. -5-е изд., доп. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64с.

4. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. : диагностический журнал. Старшая группа. Волгоград: Учитель,2012.

5. Турунтаева Т. В., Алиева Т. И. «Развитие математических представлений у дошкольников» методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015 – 224с.

Для заметок

___

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Дидактическая игра как средство развития познавательной Активности детей дошкольного Возраста Воспитатель Волощук Елена Владимировна.

Игровые технологии как средство развития любознательности и познавательной мотивации в природе Воспитатель ГБДОУ детский сад №102 г. Санкт-Петербург Горелова Надежда Николаевна Статья на тему:"Игровые технологии как средство развития.

Методическое пособие «Солнышко» для развития любознательности и познавательной мотивацииМетодическое пособие «Солнышко» для развития любознательности и познавательной мотивации Тренажер «Волшебное солнышко»Миграновой Э. Ф. Актуальность Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, способствует.

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство развития познавательной активности 1. Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности 2. Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс интерактивных заданий «Геометрические фигуры как средство развития познавательной мотивации у детей»
Опубликовано: 17 июня 2017 в 15:53
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД