МААМ-картинки

Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста

Ольга Коновалова
Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста

Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины. Картины помогали подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми среднего дошкольного возраста мною учитывался ряд требований:

Публикация «Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

– реалистичность изображенных объектов, явлений природы;

– ясность замысла художника;

– художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием;

– учет возрастных возможностей восприятия детей.

Работу по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста я проводила в два этапа: в непосредственно-образовательной и игровой деятельностях.

На первом этапе были проведены два занятия: «Как звери в лесу готовятся к зиме» и «Наблюдение за карасиком».

На занятии «Как звери в лесу готовятся к зиме» использовались предметные и сюжетные картины, модели, которые помогали закреплять и уточнять представления детей о ранее виденном, а также давали новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.

Рассматривание картин проводилось неоднократно, так как необходимо было обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом.

С помощью демонстрации моделей успешно осуществлялось обобщение и систематизация знаний детей о природе в процессе НОД на тему «Наблюдение за карасиком». С детьми среднего дошкольного возраста мы использовали разные виды моделей. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Также применялась самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой у детей формировалось представление о внешнем виде и движении рыбы. В процессе проведения занятия развивали умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, отличительные ее признаки (чешуя); кроме это закрепляли знания о том, что рыбке для жизни необ-ходима вода и пища, воспитывали желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

Введение модели требовало определенной последовательности. Вначале изучалась сама модель и только затем использовалась для познания природных явлений. Начиналось введение модели на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия организовывалось рассматривание животного, обучала детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагировались разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.

Далее рассматривалась та или иная модель сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д.). Для демонстрации воспитатель готовил модели крупного размера. На первых занятиях показывал детям модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения реальных объектов был понят детьми, педагог представлял в модели всю необхо-димую группу выделенных признаков.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имело использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель давал детям задание: «Расскажите о рыбке подробно. Какая она? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Также использовалась демонстрация моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

На втором этапе детям предлагались различные виды игр, цели которых постепенно усложнялись.

1. «Чьи детеныши

Цель. Уточнить знанияо животных и их детенышах, научить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (медведь – медведи; медвежонок – медвежата, развивать мелкую моторику рук.

Содержание. Дети называют животных и пристегивают нужные детали к панно, рядом размещают их детенышей (одного или нескольких, называя их.

2. «Кто где спрятался?»

Цель. Закреплять представления детей о местах обитания диких и домашних животных.

Содержание. Детали расположены на панно. Дети говорят, кто и где находится (медведь в берлоге, белка на дереве, кошка в доме, собака в конуре и т. д.).

3. «Листочки»

Цель. Продолжать учить классифицировать листья деревьев по цвету и размеру, упражнять в умении называть деревья, которым они принадлежат.

Содержание. Дети из трех-четырех листочков выбирают подходящий для определенного дерева и располагают их на панно.

4. «Фрукты»

Цель. Закреплять знания о фруктах,учить составлять группу из фруктов (яблоки, груши, называть их.

Содержание. Дети располагают на дереве фрукты и отвечают на вопросы: Как называются эти фрукты? Какой они формы?

5. «Когда это бывает?»

Цель. Формировать представления детей о природных явлениях, умение соотносить их со временем года; развивать внимание.

Содержание. Дети располагают на панно «снежинки», «дождинки». Воспитатель спрашивает: когда они (снежинки, дождинки) бывают?

Также в ходе работы по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста были проведены упражнения с игрушками-вкладышами. Для этого использовалось специально разработанное панно, изготовленное с помощью родителей, из высококачественной фанеры (размер 145х120 см, толщина 10 мм) и плотно прикрепленное к стене. Оно имело форму домика, на котором расположены дорожки различной конфигурации с подвижными бегунками красного, желтого, синего и зеленого цвета, шестнадцать поворачивающихся окошек с изображениями животных, деревьев, ягод, насекомых, зоны, изображающие лес, дом, воду, воздух, съемные игрушки-вкладыши (яблоко, груша, банан, лимон, помидор, морковь, огурец, свекла).

Упражнения с окошками и игрушками-вкладышами:

1. «Кто лучше расскажет?». Описательный рассказ о фрукте, (овоще).

2. «Фрукты – овощи». Все вкладыши вынимаются из своих ячеек и выкладываются в произвольном порядке. Затем педагог предлагает одному ребенку вставить в ячейки только фрукты, или только овощи. Остальные проверяют правильность выполнения задания.

3. «Большой – маленький». Педагог вставляет в ячейку вкладыш со взрослым животным, и предлагает малышам найти его детеныша.

4. «Кто где живет?». Педагог предлагает детям поместить в определенную зону, (например, лес) его обитателей.

5. «Кто лишний?» Назвать, какое их четырех открытых окошек лишнее, и объяснить почему. Используется подобное задание на выделение четвертого лишнего по обобщающим понятиям, таким как дикие животные, насекомые, деревья, птицы и др.

Проведение упражнений с окошками и игрушками-вкладышами на специально разработанном панно «Кто лучше расскажет», «Фрукты – овощи «Большой – маленький», «Кто, где живет?» «Кто лишний?» помогло закрепить и углубить представления малышей о животных и растениях, их строении, характерных особенностях.

На третьем этапебыла проведена консультация с воспитателями, где был предложен наглядно-иллюстративный материал и новые пособия для работы с детьми 4-5 лет. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Особую ценность имеют цветные, большого размера наглядные пособия, на которых изображены: животные наших лесов, деревья, кустарники, овощи, птицы, домашние животные и их детеныши. Для педагогов была предложена картотека для занятий «Времена года».

Особо значимыми являются сюжетные картины о природе в разные времена года.

Таким образом, проведенная работа по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством использования наглядно-иллюстративного материала способствовала развитию представлений детей о живых и неживых объектах природы; об их характерных признаках, о строении, местах обитания. У детей расширились представления о растениях как живых существах. Появились знания о зависимости жизни животных о сезонных изменениях в природе.

Публикации по теме:

Перспективное планирование занятий по формированию культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста Сентябрь I неделя Речевой этикет Беседа «Этикет. Что это?» Чтение Т. Шорыгина «Здравствуйте! До свидания!». Правила этикета «Вежливые слова».

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок,.

Комплекс утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста «Веселый мяч» КОМПЛЕКС «Веселый мяч» (68 мин). Средняя группа. I ч. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба на носочках, на пятках (чередовать).

Комплекс утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста «Мы веселые ребята» КОМПЛЕКС «Мы веселые ребята» (68 мин). Средняя группа. I ч. Ходьба за направляющим, в колонне по одному выполняя задания: на.

Конспект образовательной деятельности по формированию валеологических знаний у детей дошкольного возраста Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровье сберегающее поведение в повседневной жизни,.

Методические рекомендации по формированию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Открываем календарь.» Воспитатель МБДОУ № 2 Малыш М. П. ст. Ленинградской, Краснодарского края. Систематические наблюдения за одними и.

НОД по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Весна красна» Тема: «Весна Красна» Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить представления.

Организация и проведение исследования на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста Нами был проведен эксперимент с группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 12 человек ГДОУ - детского сада № 29,.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» Экспериментирование- деятельность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июля 2015 в 08:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД