Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста

Ольга Пилюгина
Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста

Для формирования экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста использовались предметные, сюжетные и художест-венные картины. Картины помогали подробно, внимательно рассмотреть то или иное явление природы, более пристально сосредоточиться на тех явлениях, которые в естественных условиях часто уходят из поля зрения в силу их изменчивости, динамичности.

При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми среднего дошкольного возраста мною учитывался ряд требований:

– реалистичность изображенных объектов, явлений природы;

– ясность замысла художника;

– художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием;

– учет возрастных возможностей восприятия детей.

Работу по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста я проводила в два этапа: в непосредственно-образовательной и игровой деятельностях.

На первом этапе были проведены два занятия: «Как звери в лесу готовятся к зиме» и «Наблюдение за карасиком».

На занятии «Как звери в лесу готовятся к зиме» использовались предметные и сюжетные картины, модели, которые помогали закреплять и уточнять представления детей о ранее виденном, а также давали новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно.

Рассматривание картин проводилось неоднократно, так как необходимо было обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом.

С помощью демонстрации моделей успешно осуществлялось обобщение и систематизация знаний детей о природе в процессе НОД на тему «Наблюдение за карасиком». С детьми среднего дошкольного возраста мы использовали разные виды моделей. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Также применялась самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой у детей формировалось представление о внешнем виде и движении рыбы. В процессе проведения занятия развивали умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники, отличительные ее признаки (чешуя); кроме это закрепляли знания о том, что рыбке для жизни необ-ходима вода и пища, воспитывали желание принимать участие в уходе за рыбкой в аквариуме.

Введение модели требовало определенной последовательности. Вначале изучалась сама модель и только затем использовалась для познания природных явлений. Начиналось введение модели на занятиях по рассматриванию объектов живой и неживой природы. В первой части такого занятия организовывалось рассматривание животного, обучала детей обследовательским действиям, с помощью которых абстрагировались разнообразные признаки объектов природы: цвет, величина, форма, характер поверхности, количество частей, пространственное расположение и т. д.

Далее рассматривалась та или иная модель сенсорных признаков (модель цвета, формы, количества и т. д.). Для демонстрации воспитатель готовил модели крупного размера. На первых занятиях показывал детям модели 1-2 признаков, а после того как смысл замещения реальных объектов был понят детьми, педагог представлял в модели всю необхо-димую группу выделенных признаков.

Для усвоения принципа моделирования определенное значение имело использование модели для описания нового объекта. В этом случае воспитатель давал детям задание: «Расскажите о рыбке подробно. Какая она? А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель».

Также использовалась демонстрация моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства.

На втором этапе детям предлагались различные виды игр, цели которых постепенно усложнялись.

1. «Чьи детеныши

Цель. Уточнить знанияо животных и их детенышах, научить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (медведь – медведи; медвежонок – медвежата, развивать мелкую моторику рук.

Содержание. Дети называют животных и пристегивают нужные детали к панно, рядом размещают их детенышей (одного или нескольких, называя их.

2. «Кто где спрятался?»

Цель. Закреплять представления детей о местах обитания диких и домашних животных.

Содержание. Детали расположены на панно. Дети говорят, кто и где находится (медведь в берлоге, белка на дереве, кошка в доме, собака в конуре и т. д.).

3. «Листочки»

Цель. Продолжать учить классифицировать листья деревьев по цвету и размеру, упражнять в умении называть деревья, которым они принадлежат.

Содержание. Дети из трех-четырех листочков выбирают подходящий для определенного дерева и располагают их на панно.

4. «Фрукты»

Цель. Закреплять знания о фруктах,учить составлять группу из фруктов (яблоки, груши, называть их.

Содержание. Дети располагают на дереве фрукты и отвечают на вопросы: Как называются эти фрукты? Какой они формы?

5. «Когда это бывает?»

Цель. Формировать представления детей о природных явлениях, умение соотносить их со временем года; развивать внимание.

Содержание. Дети располагают на панно «снежинки», «дождинки». Воспитатель спрашивает: когда они (снежинки, дождинки) бывают?

Также в ходе работы по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста были проведены упражнения с игрушками-вкладышами. Для этого использовалось специально разработанное панно, изготовленное с помощью родителей, из высококачественной фанеры (размер 145х120 см, толщина 10 мм) и плотно прикрепленное к стене. Оно имело форму домика, на котором расположены дорожки различной конфигурации с подвижными бегунками красного, желтого, синего и зеленого цвета, шестнадцать поворачивающихся окошек с изображениями животных, деревьев, ягод, насекомых, зоны, изображающие лес, дом, воду, воздух, съемные игрушки-вкладыши (яблоко, груша, банан, лимон, помидор, морковь, огурец, свекла).

Упражнения с окошками и игрушками-вкладышами:

1. «Кто лучше расскажет?». Описательный рассказ о фрукте, (овоще).

2. «Фрукты – овощи». Все вкладыши вынимаются из своих ячеек и выкладываются в произвольном порядке. Затем педагог предлагает одному ребенку вставить в ячейки только фрукты, или только овощи. Остальные проверяют правильность выполнения задания.

3. «Большой – маленький». Педагог вставляет в ячейку вкладыш со взрослым животным, и предлагает малышам найти его детеныша.

4. «Кто где живет?». Педагог предлагает детям поместить в определенную зону, (например, лес) его обитателей.

5. «Кто лишний?» Назвать, какое их четырех открытых окошек лишнее, и объяснить почему. Используется подобное задание на выделение четвертого лишнего по обобщающим понятиям, таким как дикие животные, насекомые, деревья, птицы и др.

Проведение упражнений с окошками и игрушками-вкладышами на специально разработанном панно «Кто лучше расскажет», «Фрукты – овощи «Большой – маленький», «Кто, где живет?» «Кто лишний?» помогло закрепить и углубить представления малышей о животных и растениях, их строении, характерных особенностях.

На третьем этапебыла проведена консультация с воспитателями, где был предложен наглядно-иллюстративный материал и новые пособия для работы с детьми 4-5 лет. Весь этот материал может быть использован в педагогическом процессе самым различным образом – для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей новых представлений и уточнения имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Особую ценность имеют цветные, большого размера наглядные пособия, на которых изображены: животные наших лесов, деревья, кустарники, овощи, птицы, домашние животные и их детеныши. Для педагогов была предложена картотека для занятий «Времена года».

Особо значимыми являются сюжетные картины о природе в разные времена года.

Таким образом, проведенная работа по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством использования наглядно-иллюстративного материала способствовала развитию представлений детей о живых и неживых объектах природы; об их характерных признаках, о строении, местах обитания. У детей расширились представления о растениях как живых существах. Появились знания о зависимости жизни животных о сезонных изменениях в природе.

Публикации по теме:

Перспективное планирование занятий по формированию культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста Сентябрь I неделя Речевой этикет Беседа «Этикет. Что это?» Чтение Т. Шорыгина «Здравствуйте! До свидания!». Правила этикета «Вежливые слова».

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок,.

Комплекс утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста «Веселый мяч» КОМПЛЕКС «Веселый мяч» (68 мин). Средняя группа. I ч. Ходьба и бег в колонне по одному; ходьба на носочках, на пятках (чередовать).

Комплекс утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста «Мы веселые ребята» КОМПЛЕКС «Мы веселые ребята» (68 мин). Средняя группа. I ч. Ходьба за направляющим, в колонне по одному выполняя задания: на.

Конспект образовательной деятельности по формированию валеологических знаний у детей дошкольного возраста Цель: формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических требований и здоровье сберегающее поведение в повседневной жизни,.

Методические рекомендации по формированию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Открываем календарь.» Воспитатель МБДОУ № 2 Малыш М. П. ст. Ленинградской, Краснодарского края. Систематические наблюдения за одними и.

НОД по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Весна красна» Тема: «Весна Красна» Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить представления.

Организация и проведение исследования на выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста Нами был проведен эксперимент с группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 12 человек ГДОУ - детского сада № 29,.

Создание условий для формирования познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста посредством опыта Конспект опыта-эксперимента в средней группе группе Свойства магнита Программное содержание: 1. Знакомство с магнитом и его свойствами.

Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экспериментирование как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста» Экспериментирование- деятельность,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Комплекс мероприятий по формированию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 июля 2015 в 08:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Комплексно-тематическое планирование «Весна пришла, весне дорогу!» в средне-старшей...
Дата: с 11. 03. по 15. 03. Тема: Весна пришла, весне дорогу! Задачи: расширять знания детей о времени года – весне; поддерживать проявление интереса...
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада Подготовила Редок Екатерина Григорьевна Цель: Закреплять представления детей о приметах,...
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»
Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. Дидактические цели. Образовательная. Продолжить...