Екатерина Карпенко
Комплексное занятие «Весна» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное занятие для детей средней группы
Тема «Весна» (развитие речи, математика, рисование)
Коррекционно-образовательные цели:
- Актуализировать и активизировать словарь по лексической теме «Весна».
- Конкретизировать представления о весенних признаках в природе (уточнить представления о причинах смены времен года, активизировать знания о перелетных птицах, насекомыхвесной).
- Совершенствовать звуковую сторону речив играх и упражнениях.
Публикация «Комплексное занятие „Весна“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Стимулировать речевую активность детей:поддержание диалога, составление предложений с опорой на картинки, распространение предложений за счёт однородных членови обобщающих слов – птицы, насекомые, растения; согласование прилагательных с существительными в роде – весенний (день, ветерок, весенняя (травка, погода); образование уменьшительно-ласкательной формы слов; согласование существительных с числительным 5.
- Формирование ритмико-слоговой структуры слова, определение количества слогов в словах.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать межполушарное взаимодействие (зеркальное рисование с подключением органов артикуляционного аппарата; пальчиковая гимнастика).
- Развивать речевое внимание и восприятие (игра «Исправь ошибку»).
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать общую моторику, моторику рук, артикуляционную моторику.
- Развивать воображение.
- Развивать речевой ритм (пальчиковая гимнастика).
- Развивать навык припоминания услышанных ранее фраз по опорным картинкам, составление предложения.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать гуманное отношение к природе.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия; доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
- Звукозаписи: голоса птиц, звуки грозы;
- сюжетные картинки простого содержания; предметные картинки по теме;
- мольберт;
- песочница;
- плоскостные бабочки, одуванчик;
- плоскостные перелетные птицы с липучкой для мольберта;
- зонт;
- гнёзда;
- мяч;
- скамейки;
- бабочки разного размера для счета.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Приглашение детей в кабинет, приветствие.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц». Логопед приглашает детей в кабинет, здороваются с приглашенными. Дети встают в круг.
2. Беседа по теме:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о весне. Посмотрите в окошко. Какая погода сегодня за окном? (пасмурная, солнечная, теплая, ветреная, весенняя и т. д.). Обратите внимание на небо. Какое оно, видно ли солнышко? (хмурое, ясное, облачное, голубое, красивое, нежное, весеннее т. д.).
Почему стало тепло? (потому что солнышко на небосклоне стало светить дольше, оно греет) Что сейчас стало длиннее день или ночь? (ночи стали короче, а дни длиннее) Правильно, солнце светит дольше, а значит, земля успевает больше прогреваться, чем зимой.
Растаял снег, и на земле появились первые… (проталинки? А на проталинках появились первые весенние цветы … (подснежники, нарциссы, примула, фиалки). Давайте покажем нашим гостям, как растут цветы? Присядем, ребята (с корточек потихоньку поднимаются, тянут руки к солнышку). Покажите бутончики. Они набухают и, распускаются. Отлично! А на деревьях, набухают и распускаются почки, которые превращаются … (в листья).
Подул весенний теплый, легкий ветерок и тонкие веточки закачались еле-еле, а молодые листочки на них задрожали. Подул сильный ветер и нагибает деревья вправо-влево.
А чьи голоса вы слышите? (щебечут птицы). Правильно! А еще, уже можно увидеть перелетных птиц. Ребята, а перелетные птицы, это какие птицы, почему их так называют? (они прилетели на родину из теплых стран) А какие птицы их тут встретили? (зимующие). Чем занимаются весной птицы (вьют гнезда, высиживают птенцов, поют и т. д. ?
3. Зеркальное рисование в песочнице (развитие межполушарных связей, рисование одновременно двумя руками).артгимнастика
Давайте, как птички полетим к песочнице (выполняют). Прилетели, сложили крылышки и превратились в художников, но не в простых художников: у нас не будет ни кистей, ни карандашей. Зато у нас есть пальцы (демонстрируем друг другу пальчики). Нарисуем солнышко двумя указательными пальчиками сразу. Под солнышком – ручейки (звукоподражание: «Болтушка»). Перепрыгнули через ручеек (демонстрация пальцами прыжка через ручеек) и оказались на полянке. А что зеленеет на поляне? (трава). Нарисуем травку. Замечательные картины получились у наших художников. Отряхните ручки (отряхивают руки, вытирают влажными салфетками).
Я жду вас на лужайке. Дети подходят и становятся в круг.
4. Пальчиковая (логоритмическая) гимнастика (развитие тонкой и мелкой моторики, взаимосвязи движения и слова, речевого ритма).
Раз – весна, на РАЗ дети выставляют большой палец вверх,
на ВЕСНА – упражнение «Солнышко»
Два – капель, на ДВА – два пальца (указательный, средний,
на КАПЕЛЬ – упражнение «Колечки»
Три – сосульки тают. на ТРИ – указательный, средний, безымянный,
на СОСУЛЬКИ ТАЮТ – ударяют указательным
пальцем на каждый слог о ладонь другой руки
Март прошел, имитация ходьбы указательным и средним
пальцами по локтевой части одной руки
пришел апрель, аналогично по локтевой части второй руки
Птицы прилетают. упражнение «Гребешок», большие пальцы
соприкасаются, имитируя голову птицы.
5. Деление слов на слоги (формирование слоговой структуры слова).
Давайте присядем, как птицы в гнездышки (садятся на пяточки). (Детям раздаются плоскостные картинки перелетных птиц для коврографа). Смотрите, вот птицы. Нужно их расселить по гнездам. Давайте посчитаем, сколько кружков на каждом гнезде. Здесь один кружок,значит в этом гнезде будут селиться птицы, в названии которых только одна часть, во втором гнезде – те, в названии которых две части, и в третьем – три.
Грач, скворец, стриж, ласточка, лебедь.
Дети прикрепляют изображения на коврограф.
Составляют предложение: Грач, стриж… - птицы.
6. Отгадывание названий птиц по их ритму (подбор названий птиц к ритмическому рисунку слова с опорой на картинку):
А теперь поиграем в морзянку. Я буду вам отхлопывать ритм, а вы будете подбирать к этому ритму слова.
1) – (грач, стриж)
2) – - (лебедь)
3) - – (скворец)
4) – - - (ласточка)
7. Играс мячом: «большой-маленький» (формирование лексико-грамматических конструкций)
А теперь, поиграем в игру «большой - маленький»: я буду называть вам названия частей больших птиц. А вы будете называть их ласково. .
голова - головка
клюв - клювик
перо - пёрышко
пух - пушок
глаз - глазик
хвост - хвостик
грудь - грудка
спина - спинка
коготь - коготок
Весна уже в разгаре. Много насекомых уже проснулось (назовите) – червячков, муравьев, жуков, комариков, гусениц, бабочек. Поиграем в игру?
1. Дидактическая игра "Исправь ошибку" (Развитие слухового внимания, учить находить предложения - небылицы.)
Логопед проговаривает неправильное предложение и, одновременно устанавливает в верхней части мольберта картинку с соответствующим насекомым, а внизу мольберта – картинку - подсказку.
Л. Бабушка летает около цветка?
Реб. Нет. Это бабочка.
Л. Пила летит и жужжит.
Реб. Это Пчела.
Л. Лук ползет по веточке.
Реб. Это жук.
Л. Мура села на сыр.
Реб. Нет. Это муха села на сыр.
Отлично! А как мы назовем всех, кого видим на картинках одним словом? … (указывает на насекомых обобщающим жестом? (насекомые)
Затем логопед переворачивает картинки с изображением насекомых вниз.
2. Игра «Вспомни и составь предложение»
А теперь, ребята, вспомните, какие насекомые были на картинах, и мы с вами вместе составим о них предложение. (При правильном назывании насекомого логопед поворачивает картинку изображением вверх). Если дети затрудняются с припоминанием, логопед прибегает к помощи вспомогательных (опорных) картинок, расположенных внизу мольберта, вместе вспоминают предложение о данном насекомом.
Составляют предложение с однородными членами и обобщающим словом.
Пчела, бабочка, муха и жук – это…? (насекомые)
3. Игра «Посчитай правильно» (грам. строй: согласование числительного 5 с существительным: 5 бабочек, 5 мух и т. д.)
4. Дыхательная гимнастика
Вы молодцы, отлично позанимались, и теперь у меня для вас есть сюрприз. Поставьте ладошки над головой и закройте крепко накрепко глаза (в этот момент логопед помещает на ладони детей плоскостных бабочек).
Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Кого же я поймал.
Как думаете, кого я вам посадила на ладошки (можно пощупать – тактильные ощущения) (бабочку)
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил.
И мы с вами отпустим своих бабочек (логопед помещает впереди детей изображение большого одуванчика) Подуйте на них, чья бабочка долетит до цветка? (дети сдувают бабочек, стараются, чтобы они попали на цветок, 2-3 раза).
Разверзлись с треском небеса,
Потоки ливня зашумели.
Гром грянул. Сильная гроза
Ударила в конце апреля.
(Юрий Шмидт)
(Запись грома, ливня).
Ребята, скорее прячьтесь под зонтик! Дети убегают под зонт (дальнейшую коррекционную работу проводит педагог-психолог).