МААМ-картинки

Компьютерные технологии как средство социализации детей младшего дошкольного возраста

Инна Толстова
Компьютерные технологии как средство социализации детей младшего дошкольного возраста

Актуальность

Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детского дома, на данный момент имеет ярко выраженную актуальность, которая заключается в том, что дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, не имеют возможности усвоения социального опыта в той полноте, в которой он предстаёт перед их сверстниками; социализация этих детей отягощена тем, что они имеют проблемы интеллектуального развития, которые в свою очередь меняют восприятие мира.

Публикация «Компьютерные технологии как средство социализации детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В ситуации серьёзных социально-экономических перемен воспитанники  детских домов с ограниченными возможностями здоровья оказываются особенно уязвимыми.   Как показывает   практика,  они не отвечают требованиям  современного общества. Детям трудно адаптироваться к самостоятельной жизни за стенами детского дома. В связи с этим одной из важных задач является - социализацию данных детей с учетом  характера их дефекта и будущего положения в обществе.

        Главная проблема детей – сирот, воспитывающихся в условиях детского дома,  заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми,  недоступности ряда культурных ценностей. Это является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

В нашем детском доме воспитываются дети – сироты дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: дети с интеллектуальными нарушениями,   детским церебральным параличом. Считаю, что создание комфортных условий для обучения и познания окружающего мира с помощью использования компьютерных технологий даст положительный результат в дальнейшей подготовке к самостоятельной жизни.

Основной целью воспитательной работы  мы всегда ставили подготовку наших детей к будущей самостоятельной жизни. Для реализации данной цели в детском доме создана особая развивающая среда, которая способствует развитию личности каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных способностей и возможностей. На данный момент проблема социализации детей – сирот с ОВЗ решается традиционно, на основе программы учреждения.   С детьми проводятся  разные виды занятий, экскурсии,  беседы, наблюдения на прогулках. Но дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, находятся в ином «информационном поле».   Ознакомление с окружающей действительностью отягощено тем, что дети имеют проблемы интеллектуального и физического развития,  которые в свою очередь меняют восприятие мира, и так ограниченного.

Использование компьютерных технологий даст возможность  расширять представление детей об окружающем мире, в котором он живёт,  выделить и сделать предметом его внимания те материальные условия существования, которые будут окружать его всю жизнь. Выявленные искажения социально – бытовой ориентировки диктуют необходимость разработки специальных программ их социализации, ознакомлению с окружающим миром.  

Понимая сложность процесса социализации детей в детском доме и для повышения качества образования воспитанников, был разработан проект компьютерного мультимедийного развивающего комплекса по формированию навыков социальной адаптации, ознакомлению с окружающей действительностью с использованием компьютерных   коррекционно-развивающих технологий

Цель: Расширять представления об окружающем мире у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  посредством  компьютерных технологий.

  Основные задачи:

       создание аудиовизуальной базы стимульного материала по ознакомлению с окружающей действительностью, структурированного и классифицированного в соответствии с планом обучения, и воспитания.

        разработка специальных компьютерных коррекционно-развивающих упражнений на основе продуктивных видов деятельности, направленных на закрепление знаний об окружающей действительности.

       подбор методик и критериев эффективности применения разработанного компьютерного комплекса по ознакомлению с окружающей действительностью.

       разработка методических рекомендаций по использованию компьютерного программно-развивающего комплекса  по ознакомлению с окружающей действительностью.

Ожидаемый результат: Применение компьютерных технологий в сочетании с традиционными педагогическими технологиями в ходе ознакомления с окружающим миром будет способствовать накоплению больших объемов пополняемой и структурированной информации, качественному индивидуальному обучению. росту мотивации, созданию эффекта аудиовизуального присутствия, моделированию ситуаций, недоступных для наблюдения ребенком.

Формы работы: Программно – развивающий комплекс состоит из шести блоков: животный мир, растительный мир, предметный мир, социальный мир, времена года, праздники России. В каждом блоке представлены:

     Презентационный материал (рисованные реалистичные и стилизованные изображения предметов, фото и видео материалы, аудио сопровождение)

     Дидактические игры и упражнения (направленные на развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения и др. психических процессов)

     Речевой материал (стихи, загадки, потешки, пословицы и поговорки, пальчиковые игры, тексты).

Блок  Животный мир  включает в себя разделы: животные, насекомые, птицы; которые в свою очередь имеют более детальную классификацию.

Педагог имеет возможность знакомить детей с животным миром на рисованных реалистичных картинах, фото и видео материалах.  Чтобы сформировать объективное представления о  живой природе педагог может использовать аудио сопровождение и ребёнок сможет услышать «голоса»  природы.

Для повышения эффективности и динамичности коррекционно-образовательного процесса детям предлагаются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие познавательной деятельности. Они представляет собой своеобразную практическую форму ознакомления ребенка с окружающей его природой.   С целью расширения представлений об окружающем мире и обогащения словаря педагог может активно  использовать речевой материал, который представлен в разнообразии и в определённой систематизации.

Блок Растительный мир  включает в себя подразделы: деревья, овощи, фрукты, ягоды, цветы, грибы. На предложенном материале дети учатся дифференцировать предметы неживой природы,  узнавать и называть их, а также соотносить визуальный образ предмета с его реальным видом (фото и видео) и рисованным изображением.       

      Блок Предметный мир знакомит детей с окружающими предметами, созданными руками человека, способствует формированию представлений о функциональном назначении предметов, окружающих ребёнка, и о способах действия с ними и представлен разделами: инструменты, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, мебель.          

         Блок Социальный мир  вводит детей в мир социальных отношений, направлен на то, чтобы познакомить и научить детей жить в социуме, сформировать необходимые навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми и включает в себя разделы: эмоции, семья, город.

Раздел «Эмоции» знакомит детей с проявлением эмоций в зависимости от определённых ситуаций, позволит детям научиться понимать состояние, чувства и переживания людей.   Раздел «Семья» формирует у детей представления о членах семьи и подводит детей к пониманию того, что такое семья. Представленный материал в этом разделе позволяет сформировать у детей адекватные представления о человеке, о внешнем строении человека, знакомит с возможностями  организма, поможет научить идентифицировать себя по полу (девочка, мальчик). Раздел «Город» знакомит детей  с понятием город, явлениями общественной жизни, с названием и назначением некоторых общественных зданий (школа, детский сад, магазин, аптека и т. д., а также позволяет получить представление о профессиях человека.

       Блок Времена года позволяет формировать у детей временные представления, соотносить картины окружающего мира (видео фотографии) с временами года, что дает ребёнку возможность систематизировать жизненный опыт в сфере сезонных явлений.

       Блок Праздники России.   Детям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях дошкольного учреждения, трудно представить, что такое страна, Родина и поэтому к жизни всвоей страны мы приобщаем  детей посредством знакомства с праздниками России. На фото и видео материалах, которые отображают, как готовится страна к праздникам, как отмечают различные праздники россияне, тем самым вызвать у детей чувства сопричастности к большим событиям родной страны.

Программно — развивающий комплекс направлен на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление. Его можно с успехом применять при обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья  старшего дошкольного и младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях учителя – дефектолога, что позволит повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса, сформировать адаптивные навыки и  подготовить воспитанников детского дома с ограниченными возможностями здоровья  к успешной социализации.

Литература

Екжанова, Е. А,  Стребелева, Е. А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»/ Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2010

Шахманова, А. Ш. Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дефицита общения с родителями / А. Ш. Шахманова. - М. : Школьная Пресса, 2008.

Шахманова, А. Ш. Воспитание детей – сирот дошкольного возраста / А. Ш. Шахманова. – М. :ACADEMA, 2005.

Маллер, А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А. Р. Маллер. — М. :АРКТИ, 2000.

Кукушкина,О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы. / О. И. Кукушкрна. – М. : ИКП РАО, 2006.

Горвица, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвица. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 .

Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы / О. И. Кукушкина. —  М. :ИКП РАО, 2007

Кожевникова, Е. В, Клочкова Е. В. Нет «необучаемых» детей!» / Е. В. Кожевникова, Е. В. Клочкова. – СПб. : КАРО, 2007

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компьютерные технологии как средство социализации детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 декабря 2020 в 06:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД