МААМ-картинки

Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»

Алла Абрамкина
Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1) Способствовать концентрации внимания педагогов на использовании коммуникативных игр как средства развития коммуникативных способностей детей.

2) Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

План проведения семинара:

1. Упражнение - разминка «Коммуникативные игры в нашей жизни».

2. Теоретическая часть.

Публикация «Семинар „Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей“» размещена в разделах

2.1. Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы.

2.2. Причины коммуникативного неблагополучия детей.

3. Практическая часть.

3.1. Психологический практикум «Основные группы коммуникативных игр и упражнений в работе с детьми».

4. Практический инструментарий.

Рекомендации «Условия проведения коммуникативных игр и упражнений при организации игровой деятельности».

5. Подведение итогов.

Содержание семинара:

1. Упражнение разминка «Коммуникативные игры в нашей жизни».

Педагогам предлагается в качестве разминки продолжить фразу «Коммуникативные игры - это …» и ответить на вопросы: «Кто больше назовёт игр своего детства?», «Чуму мы учились в этих играх?», «Во что играют дети сегодня?» (Обсуждение темы - 10 минут.)

2. Теоретическая часть.

2.1. Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы.

Традиционно ведущим видом деятельности дошкольника признают игру. Но сейчас в педагогической практике происходит изменение в оценке значения игры для психического развития ребёнка.

В настоящее время недостаточное развитие игры в детских сообществах привело к тому, что некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как конструирование, чтение, настольные игры, обсуждение книг. теле - или радиопередач и т. д. Возможно, это происходит потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой коммуникации, изменившие способы получения нами информации и структуру нашего общения. Теперь очень редко образуются дворовые разновозрастные сообщества, через которые в основном и предавались от одного поколения к другому традиционные сюжетно - ролевые игры и игры с правилами. Отношение к игре как средству, обучающим и коррекционно - развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем. Коммуникативные игры занимают в общей структуре игры достаточно весомое и не последнее место. Развивающая функция коммуникативных игр состоит, прежде всего, в развитии коммуникативных способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности детей как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1)Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать и слышать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальные и невербальные «поглаживание» (умение давать и принимать положительные оценки других людей); умение решать конфликтные ситуации, сотрудничать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому;

3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Встаёт один вопрос, так, где же ребёнок развивает свои коммуникативные способности? Конечно же в семье, в группе детского сада в общении со взрослыми - педагогами, воспитателями, родителями и со сверстниками. Поэтому мы взрослые должны помочь ребёнку наладить отношения с окружающими (взрослыми, детьми, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности ребёнка. И в этом нам помогут коммуникативные игры.

2.2. Причины коммуникативного неблагополучия детей.

Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, надо понять их причины.

Когда возникают первые проблемы в плане общения у ребёнка, и каковы его основные причины, рассмотрим этот вопрос именно сейчас.

Первая причина коммуникативных проблем ребёнка связана с особенностями взаимоотношений ребёнка со взрослыми в семье. Неблагополучные взаимоотношения в семье, а именно непоследовательность и противоречивость воспитания приводит к появлению трудностей общения с другими людьми. Отвержение, излишняя требовательность - это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку. Причём, неблагополучие в семье чаще всего приводит к двум типам трудностям в общении у детей. У детей первого типа это выражается в появлении эгоистических черт. И это качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями. Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребёнку оказывают постепенное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребёнок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны недоумение, а с другой стороны, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребёнка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в сою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребёнка. У детей второго типа, неблагополучные взаимоотношения в семье приводят к появлению у ребёнка комплекса излишней застенчивости. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребёнку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом. Он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нём. А тогда приходит и выход: лучший способ - это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребёнка начинает пугать всё новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая всё назло взрослым.

Второй причиной коммуникативных проблем ребёнка могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

Третья причина влияющая на коммуникативные проблемы ребёнка является индивидуальные особенности типа нервной системы, который проявляется в темпераменте ребёнка.

Переделать тип темперамента невозможно. В каждом из этих типов есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребёнком на них!

3. Практическая часть.

3.1. Психологический практикум «Основные группы коммуникативных игр и упражнений в работе с детьми».

I Группа игр и упражнений помогающая устанавливать и вступать в контакт с окружающими.

1) Игры контактные и объединяющие:

кн. Крюкова С. В. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

- «Улыбка»

- «Доброе утро»

2) Игры доверия:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Я не упаду»;

- «Помоги другу».

3) Игры формирующие доброжелательные отношения:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Я хочу с тобой подружиться»;

- «Цветок дружбы».

II Группа игр и упражнений развивающая умение организовать общение.

1) Игры и упражнения на развитие умения активно слушать и слышать:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

- «Телефон»;

- «Цепочка слов»;

2) Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

- «Магазин игрушек»;

- Я бросаю тебе …»;

3) Игры и упражнения на развитие умения говорить самому:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

- «Опиши друга»;

- «Библиотека».

4) Игры и упражнения на развитие умения видеть достоинства в другом человеке достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «У птички болит крылышко - пожалей птичку»;

- «Мне в тебе нравиться, мне в себе нравиться».

5) Игры и упражнения помогающие выражать дружеские чувства:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- Я знаю пять имён своих друзей».

6) Игры и упражнения на развитие эмоциональной децентрации:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Роли».

7) Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Помоги другу»;

- «Сложи картинку».

кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина

«Тропинка к своему Я»

- «Пересядьте все, кто …».

III Группа игр и упражнений на знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина

«Тропинка к своему Я»

- «Кто больше знает мирилок»;

- «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»;

4. Практический инструментарий.

Рекомендации «Условия проведения коммуникативных игр и упражнений при организации игровой деятельности».

1) Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребёнка 6 - 7 лет работоспособность ещё невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

2) Используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;

3) Не говорите ребёнку, что он что - то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

4) Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребёнок выдаёт первой без долгих размышлений;

5) Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.

5. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Педсовет «Компьютер и детство». Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ ЦЕЛЬ:Повышение ИКТ-компетентности педагогов, через активное использование информационно-коммуникативных технологий и цифровых образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»
Опубликовано: 18 января 2015 в 21:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Абрамкина (УИ 297677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД