Алла Абрамкина
Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1) Способствовать концентрации внимания педагогов на использовании коммуникативных игр как средства развития коммуникативных способностей детей.
2) Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.
План проведения семинара:
1. Упражнение - разминка «Коммуникативные игры в нашей жизни».
2. Теоретическая часть.
Публикация «Семинар „Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2.1. Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы.
2.2. Причины коммуникативного неблагополучия детей.
3. Практическая часть.
3.1. Психологический практикум «Основные группы коммуникативных игр и упражнений в работе с детьми».
4. Практический инструментарий.
Рекомендации «Условия проведения коммуникативных игр и упражнений при организации игровой деятельности».
5. Подведение итогов.
Содержание семинара:
1. Упражнение разминка «Коммуникативные игры в нашей жизни».
Педагогам предлагается в качестве разминки продолжить фразу «Коммуникативные игры - это …» и ответить на вопросы: «Кто больше назовёт игр своего детства?», «Чуму мы учились в этих играх?», «Во что играют дети сегодня?» (Обсуждение темы - 10 минут.)
2. Теоретическая часть.
2.1. Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы.
Традиционно ведущим видом деятельности дошкольника признают игру. Но сейчас в педагогической практике происходит изменение в оценке значения игры для психического развития ребёнка.
В настоящее время недостаточное развитие игры в детских сообществах привело к тому, что некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как конструирование, чтение, настольные игры, обсуждение книг. теле - или радиопередач и т. д. Возможно, это происходит потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой коммуникации, изменившие способы получения нами информации и структуру нашего общения. Теперь очень редко образуются дворовые разновозрастные сообщества, через которые в основном и предавались от одного поколения к другому традиционные сюжетно - ролевые игры и игры с правилами. Отношение к игре как средству, обучающим и коррекционно - развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем. Коммуникативные игры занимают в общей структуре игры достаточно весомое и не последнее место. Развивающая функция коммуникативных игр состоит, прежде всего, в развитии коммуникативных способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности детей как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1)Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2) Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать и слышать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальные и невербальные «поглаживание» (умение давать и принимать положительные оценки других людей); умение решать конфликтные ситуации, сотрудничать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому;
3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Встаёт один вопрос, так, где же ребёнок развивает свои коммуникативные способности? Конечно же в семье, в группе детского сада в общении со взрослыми - педагогами, воспитателями, родителями и со сверстниками. Поэтому мы взрослые должны помочь ребёнку наладить отношения с окружающими (взрослыми, детьми, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности ребёнка. И в этом нам помогут коммуникативные игры.
2.2. Причины коммуникативного неблагополучия детей.
Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, надо понять их причины.
Когда возникают первые проблемы в плане общения у ребёнка, и каковы его основные причины, рассмотрим этот вопрос именно сейчас.
Первая причина коммуникативных проблем ребёнка связана с особенностями взаимоотношений ребёнка со взрослыми в семье. Неблагополучные взаимоотношения в семье, а именно непоследовательность и противоречивость воспитания приводит к появлению трудностей общения с другими людьми. Отвержение, излишняя требовательность - это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку. Причём, неблагополучие в семье чаще всего приводит к двум типам трудностям в общении у детей. У детей первого типа это выражается в появлении эгоистических черт. И это качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями. Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребёнку оказывают постепенное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребёнок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны недоумение, а с другой стороны, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребёнка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в сою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребёнка. У детей второго типа, неблагополучные взаимоотношения в семье приводят к появлению у ребёнка комплекса излишней застенчивости. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребёнку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом. Он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нём. А тогда приходит и выход: лучший способ - это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребёнка начинает пугать всё новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая всё назло взрослым.
Второй причиной коммуникативных проблем ребёнка могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.
Третья причина влияющая на коммуникативные проблемы ребёнка является индивидуальные особенности типа нервной системы, который проявляется в темпераменте ребёнка.
Переделать тип темперамента невозможно. В каждом из этих типов есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребёнком на них!
3. Практическая часть.
3.1. Психологический практикум «Основные группы коммуникативных игр и упражнений в работе с детьми».
I Группа игр и упражнений помогающая устанавливать и вступать в контакт с окружающими.
1) Игры контактные и объединяющие:
кн. Крюкова С. В. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
- «Улыбка»
- «Доброе утро»
2) Игры доверия:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Я не упаду»;
- «Помоги другу».
3) Игры формирующие доброжелательные отношения:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Я хочу с тобой подружиться»;
- «Цветок дружбы».
II Группа игр и упражнений развивающая умение организовать общение.
1) Игры и упражнения на развитие умения активно слушать и слышать:
кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».
- «Телефон»;
- «Цепочка слов»;
2) Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:
кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».
- «Магазин игрушек»;
- Я бросаю тебе …»;
3) Игры и упражнения на развитие умения говорить самому:
кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».
- «Опиши друга»;
- «Библиотека».
4) Игры и упражнения на развитие умения видеть достоинства в другом человеке достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «У птички болит крылышко - пожалей птичку»;
- «Мне в тебе нравиться, мне в себе нравиться».
5) Игры и упражнения помогающие выражать дружеские чувства:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- Я знаю пять имён своих друзей».
6) Игры и упражнения на развитие эмоциональной децентрации:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Роли».
7) Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:
кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».
- «Помоги другу»;
- «Сложи картинку».
кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина
«Тропинка к своему Я»
- «Пересядьте все, кто …».
III Группа игр и упражнений на знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина
«Тропинка к своему Я»
- «Кто больше знает мирилок»;
- «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»;
4. Практический инструментарий.
Рекомендации «Условия проведения коммуникативных игр и упражнений при организации игровой деятельности».
1) Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребёнка 6 - 7 лет работоспособность ещё невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);
2) Используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;
3) Не говорите ребёнку, что он что - то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
4) Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребёнок выдаёт первой без долгих размышлений;
5) Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.