Папки-передвижки

Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»

Алла Абрамкина
Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»

Задачи:

1) Способствовать концентрации внимания педагогов на использовании коммуникативных игр как средства развития коммуникативных способностей детей.

2) Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

План проведения семинара:

1. Упражнение - разминка «Коммуникативные игры в нашей жизни».

2. Теоретическая часть.

Публикация «Семинар „Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей“» размещена в разделах

2.1. Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы.

2.2. Причины коммуникативного неблагополучия детей.

3. Практическая часть.

3.1. Психологический практикум «Основные группы коммуникативных игр и упражнений в работе с детьми».

4. Практический инструментарий.

Рекомендации «Условия проведения коммуникативных игр и упражнений при организации игровой деятельности».

5. Подведение итогов.

Содержание семинара:

1. Упражнение разминка «Коммуникативные игры в нашей жизни».

Педагогам предлагается в качестве разминки продолжить фразу «Коммуникативные игры - это …» и ответить на вопросы: «Кто больше назовёт игр своего детства?», «Чуму мы учились в этих играх?», «Во что играют дети сегодня?» (Обсуждение темы - 10 минут.)

2. Теоретическая часть.

2.1. Краткое теоретическое введение, постановка обсуждаемой проблемы.

Традиционно ведущим видом деятельности дошкольника признают игру. Но сейчас в педагогической практике происходит изменение в оценке значения игры для психического развития ребёнка.

В настоящее время недостаточное развитие игры в детских сообществах привело к тому, что некоторые современные исследователи высказывают точку зрения, согласно которой игра перестала быть ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, уступив это место познавательным видам деятельности, таким как конструирование, чтение, настольные игры, обсуждение книг. теле - или радиопередач и т. д. Возможно, это происходит потому, что в нашу жизнь активно вторглись современные средства массовой коммуникации, изменившие способы получения нами информации и структуру нашего общения. Теперь очень редко образуются дворовые разновозрастные сообщества, через которые в основном и предавались от одного поколения к другому традиционные сюжетно - ролевые игры и игры с правилами. Отношение к игре как средству, обучающим и коррекционно - развивающим потенциалом, прошло длительную проверку временем. Коммуникативные игры занимают в общей структуре игры достаточно весомое и не последнее место. Развивающая функция коммуникативных игр состоит, прежде всего, в развитии коммуникативных способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности детей как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

1)Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) Умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать и слышать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальные и невербальные «поглаживание» (умение давать и принимать положительные оценки других людей); умение решать конфликтные ситуации, сотрудничать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому;

3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Встаёт один вопрос, так, где же ребёнок развивает свои коммуникативные способности? Конечно же в семье, в группе детского сада в общении со взрослыми - педагогами, воспитателями, родителями и со сверстниками. Поэтому мы взрослые должны помочь ребёнку наладить отношения с окружающими (взрослыми, детьми, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности ребёнка. И в этом нам помогут коммуникативные игры.

2.2. Причины коммуникативного неблагополучия детей.

Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, надо понять их причины.

Когда возникают первые проблемы в плане общения у ребёнка, и каковы его основные причины, рассмотрим этот вопрос именно сейчас.

Первая причина коммуникативных проблем ребёнка связана с особенностями взаимоотношений ребёнка со взрослыми в семье. Неблагополучные взаимоотношения в семье, а именно непоследовательность и противоречивость воспитания приводит к появлению трудностей общения с другими людьми. Отвержение, излишняя требовательность - это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку. Причём, неблагополучие в семье чаще всего приводит к двум типам трудностям в общении у детей. У детей первого типа это выражается в появлении эгоистических черт. И это качество не развивается само по себе. Обычно оно систематически и, естественно, с благими целями культивируется родителями. Такой стиль воспитания психологи называют «кумир семьи». Ребёнку оказывают постепенное внимание, потворствуют его прихотям и желаниям, идут у него на поводу. Ребёнок очень быстро привыкает к такому взаимодействию и начинает считать его единственно верным. Естественно, что, приходя в коллектив сверстников, он начинает вести себя так же, как и в семье. Это, в свою очередь, вызывает у сверстников, с одной стороны недоумение, а с другой стороны, провоцирует их агрессивное поведение по отношению к «маленькому Наполеону». В итоге ребёнка перестают принимать в игры, он становится обидчивым и озлобленным. А взрослые, в сою очередь, искренне недоумевают по поводу негативных изменений в поведении и характере ребёнка. У детей второго типа, неблагополучные взаимоотношения в семье приводят к появлению у ребёнка комплекса излишней застенчивости. Эти родители больше всего предпочитают крик, моральные унижения, давление и т. п. Они не допускают послаблений, предъявляя ребёнку повышенные требования. Малыш не может справиться с таким нажимом. Он не в состоянии открыто противостоять ему. Мир начинает казаться ему враждебным, как и люди, живущие в нём. А тогда приходит и выход: лучший способ - это избегать контактов, а поддержку можно найти в самом себе. Ребёнка начинает пугать всё новое и непривычное. В итоге он может начать «тихую войну», делая всё назло взрослым.

Второй причиной коммуникативных проблем ребёнка могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребёнка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

Третья причина влияющая на коммуникативные проблемы ребёнка является индивидуальные особенности типа нервной системы, который проявляется в темпераменте ребёнка.

Переделать тип темперамента невозможно. В каждом из этих типов есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребёнком на них!

3. Практическая часть.

3.1. Психологический практикум «Основные группы коммуникативных игр и упражнений в работе с детьми».

I Группа игр и упражнений помогающая устанавливать и вступать в контакт с окружающими.

1) Игры контактные и объединяющие:

кн. Крюкова С. В. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

- «Улыбка»

- «Доброе утро»

2) Игры доверия:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Я не упаду»;

- «Помоги другу».

3) Игры формирующие доброжелательные отношения:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Я хочу с тобой подружиться»;

- «Цветок дружбы».

II Группа игр и упражнений развивающая умение организовать общение.

1) Игры и упражнения на развитие умения активно слушать и слышать:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

- «Телефон»;

- «Цепочка слов»;

2) Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

- «Магазин игрушек»;

- Я бросаю тебе …»;

3) Игры и упражнения на развитие умения говорить самому:

кн. Л. А. Дубина «Коммуникативная компетентность дошкольников».

- «Опиши друга»;

- «Библиотека».

4) Игры и упражнения на развитие умения видеть достоинства в другом человеке достоинства и давать другому вербальное и невербальное «поглаживание»:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «У птички болит крылышко - пожалей птичку»;

- «Мне в тебе нравиться, мне в себе нравиться».

5) Игры и упражнения помогающие выражать дружеские чувства:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- Я знаю пять имён своих друзей».

6) Игры и упражнения на развитие эмоциональной децентрации:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Роли».

7) Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать:

кн. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет».

- «Помоги другу»;

- «Сложи картинку».

кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина

«Тропинка к своему Я»

- «Пересядьте все, кто …».

III Группа игр и упражнений на знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

кн. О. В. Хухлаева, О. В. Хухлаев, И. М. Первушина

«Тропинка к своему Я»

- «Кто больше знает мирилок»;

- «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»;

4. Практический инструментарий.

Рекомендации «Условия проведения коммуникативных игр и упражнений при организации игровой деятельности».

1) Не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребёнка 6 - 7 лет работоспособность ещё невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);

2) Используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;

3) Не говорите ребёнку, что он что - то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;

4) Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребёнок выдаёт первой без долгих размышлений;

5) Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.

5. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Проект «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников посредством различных видов детской деятельности» Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральным государственным стандартом Название проекта.

Педсовет «Компьютер и детство». Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ ЦЕЛЬ:Повышение ИКТ-компетентности педагогов, через активное использование информационно-коммуникативных технологий и цифровых образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Коммуникативные игры как средство развития коммуникативных способностей детей»
Опубликовано: 18 января 2015 в 21:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД