Приложение МААМ

Концепция «Лаборатория в ДОУ»

Татьяна Перекрестова
Концепция «Лаборатория в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Лаборатория в ДОУ

Введение

1. Актуальность и перспективность темы (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Публикация «Концепция „Лаборатория в ДОУ“» размещена в разделах

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Организация творческой лаборатории в режиме инноваций и экспериментов»

2. Концептуальность (своеобразие и новизна)

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.

3. Наличие теоретической базы

В своей работе я использую программу О. В. Дыбиной «Ребенок и окружающий мир», Дыбиной О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в средней группе детского сада» Дыбиной О. В. ,«Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в старшей группе детского сада» Дыбиной О. В. ,«Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в подготовительной группе детского сада», Дыбиной О. В. «Неизведанное рядом», А. И. Савенков «Маленький исследователь: развитие познавательных способностей», Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность», И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование», Е. А. Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет».

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Цель моей работы : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

-Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

-развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

--выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;

-развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);

-развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);

-развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);

-формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.

-развитие у детей познавательных способностей:

--мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

способов познания путем сенсорного анализа.

-развитие ребенка в социально-личностном направлении:

--развитие коммуникативности;

-совершенствование самостоятельности, наблюдательности;

-развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу. Обучение детей рассчитано на 2 года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей. Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Первоначально свою работу по теме я начала в мае 2015 года, а углубленно начала заниматься в ноябре 2015 года. Свою работу я начала с мониторинга: с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Провела диагностику, используя методику Прохоровой Л. Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам диагностики только 12% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

Познавательный интерес неустойчивый;

Не всегда дети видят проблему;

Малоактивны в выдвижении идей;

Стремление к самостоятельности не выражено;

Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

Основная часть

5. Оптимальность и эффективность средств

примеры деятельности

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит стимулирование речи ребенка. Следствием экспериментальной деятельности является не просто ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В процессе экспериментирования дети учатся:

-выделять и видеть проблему;

-принимать и ставить цели;

-решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи,

-высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;

-фиксировать этапы действий.

Если лишить ребенка возможности экспериментирования, постоянно ограничивать самостоятельную деятельность в дошкольном возрасте, то это приведет к серьезным психическим нарушениям, которые сохранятся на всю жизнь, негативно скажутся на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем.

Опытно – экспериментальная деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид. Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако, само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет,» и другие.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Опытно – экспериментальная деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»)

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Возможны следующие сочетания: чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В подготовительной группе особое внимание я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т. к. дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

Особенностями изучаемого явления,

Наличием свободного времени,

Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Если дети устали, эксперимент прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Совместная деятельность взрослого с детьми.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Диагностический инструментарий

Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям: (Приложение 1)

Заключение

6. Результативность опыта.

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более осознанными и прочными.

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – экспериментальной активности детей я провожу анкетирование родителей.

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.

Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. В результате проведенной работы родители:

- научились организовывать элементарные эксперименты;

- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;

- повысили уровень педагогических знаний.

Проанализировав предварительные результаты своей педагогической деятельности по эксперименированию, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен, что подтверждается итоговой диагностикой (методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности. Количественные данные позволяют проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Применение экспериментирования также окажет влияние на:

повышение уровня развития любознательности;

повышение уровня развития познавательных процессов;

совершенствование речевого развития старших дошкольников;

развитие личностных характеристик воспитанников углубление и расширение знаний детей о неживой природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Процесс познания, освоение новых представлений очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить

В ближайшее время планирую разработать программу по опытно – экспериментальной деятельности дошкольников, рассчитанную на три года: средний и старший дошкольный возраст, используя имеющуюся эффективную систему работы по направлению. Убеждена, что в опытно – экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представлю педагогическому сообществу не только внутри детского сада.

Воспитателям детского сада представила доклад с презентацией «Экспериментирование со старшими дошкольниками», НОД с использованием ИКТ «Самое удивительное вещество на Земле, консультация для воспитателей «Экспериментальная деятельность и её место в непосредственно образовательной деятельности».

Я планирую обобщить и представить свой проект «Организация творческой лаборатории в режиме инноваций и экспериментов» на муниципальном уровне в феврале 2016 года. (РМО) С целью распространения положительного педагогического опыта, разместила его описание на личной странице сайта учреждения. Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, мы разработали и успешно реализовали проект детского сада «Хочу все знать» направленный на развитие исследовательской деятельности детей.

Заключение

Судя по тем результатам, которые удалось получить в результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества: это и четко разработанные методы и программы с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и их интересами, и созданные дополнительные пространственные условия для реализации детского творчества, и творческий потенциал воспитателя. эмоциональная вовлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Публикации по теме:

«Лаборатория для маленьких исследователей». Фотоотчет об экспериментальной деятельности в ДОУ«Лаборатория для маленьких исследователей». Фотоотчет об экспериментальной деятельности в ДОУ 29.11.2017 года нашей группе начала свою работу научная лаборатория Именно в этот день наш детский сад принимал гостей со всего района,.

Эссе «Моя педагогическая концепция» В моей душе есть капелька рассвета, Задорный лучик среди темноты. И в нем одном вмещается планета Безмерной радости и светлой доброты..

Концепция «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»Концепция «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Сагуновская средняя общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района.

Педагогическая концепция «Применение технологии проблемного обучения для всестороннего развития личности дошкольника» Ребёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Мы живем.

Концепция «Экологическое воспитание дошкольников» муниципальное казенное образовательное учреждение Березовская СОШ Подгоренского муниципального района Воронежской области (дошкольная группа).

Эссе «Моя педагогическая концепция» “Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

Моя педагогическая концепция Я, Сальникова Жанна Васильевна, воспитатель, работаю в системе дошкольного воспитания 27 лет в МАДОУ ЦРР – детский сад «Аленушка» поселка.

Концепция ФГОС ДО и ФГОС ноо «Преемственность в работе ДОУ и школы» Преемственность в работе ДОУ и школы Образование – это фундамент, на котором строится будущее страны. В соответствие с концепцией ФГОС ДО.

Статья «Лаборатория «Зернышко» С открытием нового детского сада, основным образовательным направлением которого, является сельское хозяйство, открыла свои двери и экспериментальная.

Консультация «Концепция инновационного педагогического опыта, через Лего-конструирование в ДОУ» Тема: «Концепция инновационного педагогического опыта, через Лего-конструирование в ДОУ» Как сказал известный политик Д. А. Медведев Россия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концепция «Лаборатория в ДОУ»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 14:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концепция «Лаборатория в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Перекрестова (УИ 176022) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД